Стихи 1973 г

Виталий Альбертович Иванов
Страничка Мечты (“Струится в тетрадку…”)
“Всюду - холод, всюду - иней…”
Холод (“Я - ранних холодов отряд…”)
Неразрешимая головоломка (“Я мучаюсь наитием…”)
Ода пробуждению (“О, утренняя слабость…”)
Коридоры сомнений (“Может, действительно, все напрасно?..”)
Весенята (“Мне радостно и так-то…”)
Черный человек, 2 (“Ночью, ночью, когда я один…”)
Копилка тайных наслаждений (“В свою копилку наслаждений…”)
“Все нереально. Все воздушно…”
Одиночество («Посигналю фонариком…»)
Поэма бессмертия (“Мне грустно потому…”).
Пир (“Я жил, как на пиру…”)
Город одного человека (“Куда деваться от тоски…”)
Явь или сон? (“В который раз кошмар ночной…”)
“Черная, душная, жадная ночь!..”



Страничка Мечты

Струится в тетрадку
Раскрытую свет.
И жизнь - как страница,
Запомнят иль нет?

Вплетается месяц
И в кудри твои.
Он тоже мечтает
Любить до зари.

Принцесса! сегодня
Под звёздным дождём
Над полем, над лесом
С тобой мы – вдвоём!

Поэт и волшебник,
Я сделал, чтоб ты
Явилась из света
Страничкой Мечты!..

31 января 1973



*  *  *

В этой жизни – холод, иней…
Я один такой – бессильный!

Я хотел быть лучиком звёздным.
А теперь - слишком поздно…

Плаваю в океане молчания,
Я - отчаянье!

6 февраля 1973





Холод

Я - ранних холодов отряд.
Я - первая из туч снежинка.
Из ваших душ я - наугад,
Везде есть лёд, ледышка, льдинка!..

Я - айсберг, холода гора.
Я - замороженная туша.
Я - тот, которому пора
Дыханье зим на вас обрушить!

Схлестнёмся вьюгами!.. Чей вихрь
Злей, нещадней будет?
Метели снов и слов моих
Несу вам я. Вдохните в груди

Колючий холод мой ума
И стылых чувств хрустальный танец.
Пусть будет долгая зима,
Мороз и снег, слепящий глянец!

15 февраля 1973



*  *  *

Я мучаюсь наитием
Тоски, печали, счастья,
Невидимыми нитями
Опутан мира властью.

Страданья все на свете
Я знаю наизусть,
Живя в незримом свете
Чужих страстей и чувств.

Из всех головоломок -
Неразрешимая:
Испорченный ребенок
И совесть ваша, я.

20 февраля 1973



Ода пробуждению

О, утренняя слабость
Проснувшихся телес!..
О, молодость! О, радость!
В крови задорный бес!

О, флейта пробужденья
В саду души ночной!
И тайна наслажденья
От мысли сволочной!..

Овеществленье грёзы!
О, женской ласки свет!
И высохшие слёзы
О той, которой - нет!..

27 февраля 1973



Коридоры сомнений

Читает Татьяна Воронова
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=7461

Может, действительно, всё напрасно?
Мир так обманчив и так изменчив,
Что всё, что казалось вчера прекрасным,
Завтра покажется изувеченным?

А то, что считалось вчера позором,
Подлостью или развратом,
Окажется бытом твоим, с которым
Ты связан так же, как кровью с братом?

Может, действительно, всё случайно,
И где представлялось все ясным и правильным,
Скрытая разуму, властвует Тайна
Сил всемогущих и необычайных?..

Может, действительность - дута и призрачна,
А «идеал» - лишь фантазия слабых?
Разум творящий – “игрушка для избранных”,
Прочим же – выжить, хоть как-нибудь, абы?

Мысли, как сладости без насыщенья,
Нас дразнят мечтой - самобранкою-скатертью.
Может, вся жизнь – коридоры сомнений,
Где двери все наглухо, напрочно заперты?!..

10 марта 1973



Весенята

Мне радостно и так-то -
Кругом ручьи бойчат,
А на душе притаптывает
Ватага весенят!..

Веселитесь, весенята -
Солнца стрелы и лучата!

Вы разрушьте белый храм,
Храм снегам и холодам,

И постройте обновлённо
Мне дворец любви зелёный,

Первых листьев выбрав цвет…
Дайте мне тринадцать лет!

Хочу плыть юным чудаком
По вязким лужам с рюкзаком.

Пусть пушкам солнца скажут: "Пли!" -
По королевствам льда земли.

Гей! Гей!
Веселей, весенята!..

6 апреля 1973




Черный человек, 2

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...
. . . .

Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь…
…………………Сергей Есенин

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=7088
Читает Роман Ломкин:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=16912

Ночью, ночью, когда я один
И разные в голову лезут вопросы,
Является мне молодой господин,
Невысокий, желтоволосый…

Движенья изящны, но чуть стеснены.
Смотрит устало, но с интересом…
Так вот смотреть, по всему, должны
Высшего класса плуты и повесы!

Смотрит - глаза, как туман, уронил.
Рот улыбается, сам, охотой -
Будто, я чем-то его удивил
Или напомнил весёлое что-то.

Кто он? Откуда? Зачем он мне?
И почему он ко мне приходит?
Мысли, одна от другой странней,
Дикий какой-то кошмар наводят!..

Сердце отчаянно начинает бить,
Как в бурю на петлях отдельная дверца.
Он ближе садится, чтоб мне говорить
То, отчего никуда не деться!

Он говорит мне. "Мальчик, мальчик!..
Я тоже когда-то был трепетным, любким
И каждой девочке розовый пальчик
Мечтал запустить под волшебную юбку.

Я тоже когда-то мечтал о славе,
О шумных залах во всех столицах.
Мечтал удивлять, покорять, скандалить,
Менять города, адреса и лица.

Я тоже был юным… Какая примета!
Я тоже писал, подавая надежды!
И стал, постепенно, известным поэтом,
Менялся умом, но душою был прежним.

Какое несчастье! Я вдруг обнаружил,
Что жизнь – серовата, а люди - не боги…
Что даже талант – это только снаружи,
Внутри ж - повседневности будень убогий.

Что жизнь и стихи - это разные вещи!
Что только вино утоляет мне жажду…
Красиво из вены кровь алая хлещет,
А в петле на шее - забудется каждый!

Мой мальчик!.. В черте притяженья земного
Стихи - лишь мечта. А радей, не радей…
Что ж, в петлю залезть в этой жизни – не ново,
Но, право, и жить ведь - ни чуть не новей…»

12 апреля 1973



Копилка тайных наслаждений

В копилку тайных наслаждений
Я собирал довольно лет
Сиянье избранных мгновений,
Которым изъясненья нет.

И жил один, незримым светом,
Словно стеною, ограждён…
Я просто был таким поэтом,
Который был в себя влюблён.

Я не боролся и не жаждал,
А просто знал, что всё могу.
И видел за мгновеньем каждым,
Что я не нужен – ни-ко-му!..

15 апреля 1973



*  *  *

Всё не реально. Всё воздушно.
Всё так условно и темно,
Что просто скучно – скучно! скучно!..
А может, даже - всё равно.

На каждый миг - опять всё то же,
Давно прокисшая… беда.
И каждый день, на ноль помножив,
Я отпускаю - в никуда!..

8 мая 1973




Одиночество

Посигналю фонариком…
Может, кто-нибудь
во вселенной поймает
одинокий мой крик
и ответит?..




Поэма бессмертия

Нет, весь я не умру…
А.С. Пушкин

1.

Мне грустно…
Я умру…
Однажды я - умру!
Исчезну навсегда,
как призрак или сон
в себе и для себя…

Уйдет моя душа,
тончайших чувств тайник,
и распадется ум,
вдруг потеряв себя…
Исчезнув для себя…

Вот я пропал…
Остался только прах,
мешок, где правит смерть…
Как странно это!
Как нелепо!

Да, я умру.
И все, чем был я, все
исчезнет навсегда!!!

2.

Но дерзкая мечта
мой окрыляет ум.

Умру?..
Но ветер ввысь
взметнется, изумленный,
уже чуть-чуть не так,
как было до меня.
И будут облака
лететь уже не так,
иными станут лес,
и поле, и река…

ПеременИтся всё!

Да, будет всё, как прежде,
рождаться, умирать…
и продолжаться вечно.
Но что-то от меня,
бесценное, что я
на всей земле один
взрастил в себе, и что,
быть может, никогда
на всей Земле никто
не создал бы другой,
останется во всем!..

В играющей листве
весенней юной рощи,
и в капельках дождя,
и в каждом существе…
Во всем, что в мире есть
и будет нарождаться,
продолжат жизнь свою
частицы от меня!

И будут мысли жить,
и чувства, и мечты
мои в умах людей,
оставшихся за мной,
в их выраженьях лиц,
поступках и словах…
Все «я» во всей Вселенной
увидят мир иным,
чем знали до меня!

Неведомо для всех,
я сохранюсь внутри
извечного движенья.
Останусь я в веках,
несомый чередой
бессмертной поколений!

Нет, я не умирал -
я жил, живу…
Я вечен!

3.

Мне кажется порой,
я вижу бесконечность,
я чувствую поток
и непрерывность жизни.
Прозрачны и тонки
становятся границы…
Огромный мир един,
и я, и все кругом -
лишь части Целого,
живущие одной,
неразделимой,
вечной жизнью…

Так я теряю «я»
еще до срока смерти.
И грусть моя -
у х о д и т…

19 июня 1973



Пир

Я жил, как на пиру...
Я пировал – один!
Я заливал вином
расплывчивость друзей,
любимых миражи
я заедал индейкой…
Я пировал один.

16 августа 1973



Город одного человека

Куда деваться от тоски,
С которой жить уже невмочь?
В глазах - набухшие зрачки,
Как хлынувшая с неба ночь.

Начать бы с чистого листа,
Да он ведь черный, а не белый…
Так голова моя пуста,
Как будто город опустелый.

Над городом хозяйка - ночь.
Я в нем один. Бегу, блуждаю…
Мне из него - скорее прочь,
Куда-нибудь… Куда – не знаю!

7 октября 1973



Явь или сон?

Так каждый день… Кошмар ночной
В своем мозгу согрев,
Как будто проклятый изгой,
Бреду туда, где дышит зной,
Где дремлет сонный лев.

Холодных скал заметив вдруг
Скопленье у виска,
Я снова завершаю круг…
И ощущаю вновь испуг,
Смотря на облака.

Я слышу непонятный звон
Торжественных небес.
Кто разделил на явь и сон
Единый мир? И где же трон
Всевышнего исчез?!

1973, 14 мая 1998



*  *  *

Чёрная, жадная, смрадная ночь! -
Та, что не гонит сомнения прочь;

Та, что не дарит спокойный ночлег -
Страх леденящий, горячечный бег!

Мне не уйти, не спастись, не помочь -
Вечная, потная, мерзкая ночь!

В разум закралась бесстыжая мгла…
Вот до чего ночь меня довела!

29 декабря 1973