Серёжа

Николай Ананьченко
        В нашем классе все звали его ласково «Серёжа». Конечно же, только «за глаза». Потому что он был нашим учителем математики. И ещё нашим классным руководителем. Его любили все. И отличники, которых он загружал дополнительными заданиями, и двоечники, которых при его строгости, было не мало.
        Без сомнения, мы любили его и гордились, что именно он был нашим «классным». Слова: «Так сказал Серёжа», были равносильны приказу и не обсуждались.
        В нём сквозило благородство. Абсолютно седой ежик волос, очень правильные черты лица и гордая, прямая осанка делали Сергея Ивановича похожим на гимназических преподавателей из старых добрых произведений классиков. У него и фамилия была под стать внешности – Плеханов.
        Как-то сам собой сложился ритуал: после звонка дежурный выглядывал в приоткрытую дверь и, наконец, повернувшись к классу, кричал: – «Серёжа идёт!», и все замирали на своих местах. Ни кто не мог позволить себе в этот момент какой-либо выходки, разговора, смеха.
        Сергей Иванович входил всегда стремительно и, глядя строго перед собой, проходил к кафедре, небрежно бросал на стол неизменный старенький тёмно-коричневый портфель, плотно подвигал к столу стул и только после этого поднимал глаза на замерших учеников. Короткое, но всегда чётко произносимое «Здравствуйте» и кивок, разрешающий садиться. После этого полуоборот головы к дежурному, и тот без запинки докладывал об отсутствующих и готовности класса к очередному уроку математики.
        Так было всегда. И всегда каждый ощущал значимость этого ритуала до такой степени, что «мурашки» пробегали по коже. Ну, у меня, во всяком случае.
        Его манера объяснять новый материал была удивительна. Он всегда начинал объяснять тему с удивления. Мол, «не представляю, как это может быть. Это же просто смешно». Класс сразу настраивался на восприятие этого смешного. Вот, например, как Серёжа начинал тему о неравенствах:
        – Вы не поверите, но законы неравенства звучат именно так. Постарайтесь воспринять это всерьёз, хотя я никак не могу при их чтении не посмеяться. Судите сами: Если А больше Б, то Б меньше А. Представляете! И это называется математическим законом.
        И в таком ключе излагались все законы неравенства. Запоминалось сразу и навсегда. Уже сколько лет прошло с тех уроков! Математикой я больше никогда не занимался, но все уроки математика Плеханова помню до сих пор.
        Подводя итоги четверти, Сергей Иванович высказывал, как нам казалось, парадоксальные мысли. Только много лет спустя, стала понятна мудрость его решений, их логичность. Он говорил:
        – Агафонова, вы зря волнуетесь. У вас столько «двоек», что твёрдая «тройка» в четверти уже обеспечена. Математика и вы просто не совместимы, так что нет никакого смысла мучить вас и математику. А вот у Хрящёва только две «двойки», одна «тройка» и даже одна «четвёрка». Может, значит, но ленится. Больше четвертной «двойки» ему не светит. Придётся дополнительно поработать.
        Сергей Иванович не часто собирал тетради с домашним заданием. Проверка проходила следующим образом: после ритуала приветствия традиционно звучала фраза: «Приготовьте домашнее задание». Это означало, что тетрадь должна быть открыта на нужных страницах и положена на угол парты. Затем звучала следующая фраза: «Поднимите руки, кто не сделал задания».
        Поднявшие руки немедленно получали «двойки». Но каждый получал шанс у доски решить эти задачи и объяснить решение. В этом случае «двойка» заменялась на более благородную оценку. И уже после этого Серёжа довольно быстро проходил по рядам, поглядывая в тетради. Но не всегда. Довольно часто он удовлетворялся добровольным признанием и переходил к классной теме.
        Опытному педагогу было достаточно беглого взгляда, чтобы понять, правильно ли решены задачи, да и решались ли они. И, поверьте, ни кому не приходило в голову обмануть его, потому что обманщику грозило гораздо худшее, чем рядовая «двойка» – он терял уважение у Серёжи. Не приходило в голову такое и мне, но…
        Любимчиков у Серёжи не было. Но ко мне он явно благоволил. Это проявлялось в дополнительных заданиях, в большом числе поручений и, главное, в безграничном доверии. Как-то на уроке он, в ответ на моё активное вытягивание руки, сказал:
        – Ну, что ты руку тянешь. Я и без этого знаю, что материал ты как всегда усвоил.
        Это «как всегда» очень смутило, но и обрадовало меня. Такое услышать от Серёжи – многого стоит. Его доверием я очень дорожил. Может быть, именно поэтому, а может быть, потому что такого со мной прежде не случалось, но однажды домашнего задания я не сделал, и руки не поднял. Понадеялся, что не пойдёт учитель по рядам. А он пошёл.
        Меня бросило в жар. Лицо у меня пылало от стыда, ладони покрылись потом. Я открыл тетрадь на прошлой классной теме и положил её на угол парты. Опустив голову, как самый презренный преступник, я ждал приговора. Но его не последовало. Серёжа прошёл мимо.
        До сих пор я так и не решил, заметил он подмену и, мгновенно оценив моё состояние, пожалел виновного, или просто проскочил, веря в мою добросовестность. Но это и не столь важно. На всю жизнь усвоил я этот урок и никогда не позволял себе обмануть поверившего в меня человека.
        Не только математику преподавал наш классный руководитель. Он учил нас жизни, доверию и честности, учил принимать неожиданные решения.
        А чему ещё должен учить настоящий Учитель?