5. Мой старший брат Николай

Павлова Вера Калиновна
                На фото: Николай пробует приобретённый им аккордеон:
                "Хорошо звучит!"
            
     В военные и послевоенные годы главным помощником в семье был старший сын Николай. В отсутствие отца приходилось и дрова колоть, и воду носить, и глину замешивать для очередного ремонта потолков, и ухаживать за подворьем (в 40-е годы дома держали корову, в пятидесятые - кабана и другую живность).

     Родился Николай 21 декабря 1934 года. Родители не могли нарадоваться своим первенцем, т.к. родившиеся в течение 1929-33 годов трое сыновей умерли от неизвестной болезни в раннем детском возрасте.

     Первым домашним музыкантом стал так  же старший брат Николай. Он окончил школу с серебряной медалью; рисовал, танцевал, играл на гитаре, на аккордеоне, в шахматы.

     У нас дома долго висели его картины, написанные маслом. Одна из них находилась в переднем углу большой комнаты. На ней был изображен ручей в смешанном лесу с цветами и травой по его берегам и с желтыми и зелеными листочками на водной поверхности.

     Картина завораживала живостью и реализмом красок. На второй картине - натюрморт: из корзины живописно рассыпаны разнообразные фрукты и ягоды.

     Будучи в девятом классе, Николай оборудовал себе отдельную комнату, составлявшую часть коридора. Вдвоём с Женей они вставили окно, поставили дверь, сделали весь косметический ремонт.
 
     Пользуясь советами умельцев, сложили печку с плитой и лежанкой. После отъезда Николая  на учёбу в институт комната была в распоряжении Жени. Позднее она в доме стала зимней кухней.

     В школе Николай и Мария участвовали в выпуске общешкольной стенгазеты. Дома, на печке, часто лежал на просушке очередной номер газеты. Меня привлекали заголовки.

     Они всегда были красивыми и разными. Иногда рисунок букв Николай частично заимствовал с денег, где шрифт был живописно-витиеватым, трудно повторяемым и очень красивым.

     Николай пел под собственный аккомпанемент аккордеона или гитары французские песни: «Песенку шофера», «Париж», «Песенку французского солдата», студенческие песни и другие; лихо отплясывал «Цыганочку с выходом», когда его просила об этом публика.

     Как натура артистическая он обладал тонким вкусом и приятными манерами, касалось ли это игры на инструменте, пения, общения, других внешних проявлений. В нем всегда был некий шарм, обаяние богатой внутренней жизни.

     Он обладал оптимистичным, с весёлым юмором, характером. Последние два курса, приезжая на каникулы домой, он часто задумывался и грустил. Причиной меланхолии была его одноклассница Эля, окончившая школу с золотой  медалью. Она училась в Свердловском политехническом институте на факультете химии… 

                -  Сынок, ты бы поел, - обращалась к нему мама, видя его в несвойственном ему состоянии.
                -  Не хочется, мам, - отвечал он.
                -  Что с тобой, Коля, ты не заболел? – тревожась, спрашивала она.
                -  Нет, ничего, мама. Всё нормально, - говорил он, стараясь успокоить её. Он переживал о том, что в статусе студентки – отличницы Эля не засидится в девицах и выйдет замуж до окончания института.
 
     У нас дома бывала ещё одна одноклассница Николая Рая Заикина. Она очень любила  Николая.  Но, как это часто бывает, ему больше нравилась Эля.

     Нам всем по душе была приветливая и улыбчивая Рая. До сих пор я помню её добрый и мягкий взгляд и спокойное выражение лица.

     В последний приезд летом Николай объявил родителям, что женится, и что его свадьба с Элей состоится в институте в зимние каникулы. Студенческая комсомольская свадьба была небогатой, но весёлой и остроумной, о которой писала институтская газета.

     По всему залу, где проходил банкет, висели плакаты с меткими пословицами и поговорками о любви, браке и семье. Вёл торжество тамада по заранее заготовленному для этого случая сценарию, с учётом студенческой категории его участников: жениха, невесты и гостей.

     Будучи студентом Ленинградского инженерно-строительного института, Николай руководил там вузовским хором, был, как свидетельствовала институтская многотиражка, «незаменимым весельчаком» на факультете.

     Он  мог с юмором, красиво и со смыслом сказать тост, вел конферанс в студенческих концертах, импровизируя на сцене.

     К окончанию института приобрёл себе полный аккордеон «Красный партизан» на заработанные от разгрузки вагонов деньги.

     По распределению долго работал в одном из строительных трестов в г. Магнитогорске.

     Считая его настоящим джентльменом, его дочь Галина на вопрос: «Почему ты не выходишь замуж?» - ответила: «Я выйду замуж тогда, когда найду такого, как папа».

     Впоследствии она стала художником-модельером, унаследовав от него художественные и гуманитарные наклонности в сфере дизайнерского искусства. Его сын Алексей стал специалистом в области радиоэлектроники.

     Далее, работая в крупных Уральских строительных организациях, Николай котировался как высокопрофессиональный специалист, отличный руководитель.

     Умер он на рабочем месте во время планёрки, за четыре дня до своего шестидесятилетия, 17 декабря в 1994г. В эти дни в семье шли приготовления к празднованию его юбилея.
   
     Незадолго до этого он жаловался на головную боль и боли в в области сердца. Но для того, чтобы вовремя явиться к врачу, у него всегда не хватало времени…

     Нынешний бег времени, современное состояние семьи, занятость молодых родителей не позволяют иметь сЕмьи, как у родителей и дедов. У Николая и Эли сын Алексей,(р.1959) и дочь Галина (р.1965).

     У Алексея один сын Миша,(р.1986)., и у Галины один сын Алёшка, родившийся в 1994, за три месяца и 13 дней  до ухода деда из жизни. Успел наш братик увидеть своих внуков.

                Продолжение:   http://www.proza.ru/2010/10/08/185