Бизнес по-русски

Света Сергеева
Хочу сразу предупредить читателей, это не художественное произведение, а проза жизни.

Тогда, в одна тысяча девятьсот девяносто девятом, ранним осенним утром, когда я и город ещё спали, у меня раздался телефонный звонок.  Звонила Юлька, мой продавец-флорист.
- «Света, в павильоне был пожар.  Приезжайте... Загорелось в полпятого.  Дым увидела продавщица из ночного магазина и вызвала пожарных...»
- «Ладно, Юля, не уходи, я скоро!»

Моя первая торговая точка...  Павильон у метро «Нарвская».  Половина  павильона моя, половина - Дамира.
Итак, раннее осеннее утро.  У метро много народу.  Люди спешат, у всех дела — работа, учеба... 
Инспектор-дознаватель уже на месте. Ждёт меня и осматривает место пожара.  Зрелище неприятное.  Вырвана дверь, выбиты стёкла, всё залито, раскидано...вонь, копоть, сырость, грязь, хаос.   

Делать нечего, за павильоном помойка и  Юлька начинает собирать испорченные товар, тару и оборудование в кучу. Я начинаю всё это выносить.  Отдельно собираю промокшие грязные документы.  Инспектор показывает мне провода, которые с улицы тянутся к моему разделительному электрическому щитку, что-то говорит...  На помойке уже полным ходом идёт делёж «добра».  Очередную партию «добра» не успеваю донести до помойки.  Какая-то женщина вырывает из моих рук цветы.
Кричу ей: «Вы что, с ума сошли!»   Слышу в ответ ещё более решительное: «Вам это уже не надо!»   Нервы не выдерживают,  начинаю ломать цветы, но тут же плюю на это...  Успеваю поймать сочувственный взгляд инспектора и любопытные, иногда довольные, прохожих.

Подошла продавщица из ночного, которая вызвала пожарных, и рассказала:
«Пожарные приехали быстро.  Выбили дверь и залили всё водой...  Затем разбили  стекло у Дамира, хотя было видно, что у него  всё в порядке.  Зашли к тебе, всё раскидали и полезли в кассу.  Я им говорю: «Что вы делаете!»  Они мне, - «Заткнись!  Иди отсюда!»  Сломали кассу, забрали деньги и уехали. 
Потом приехали менты из «семёрки».  Посмотрели у тебя и, не обращая внимания ни на кого, полезли через разбитое стекло к Дамиру.  Забрали из кассы деньги, погрузили в уазик  розу и хризантему в пачках  и уехали.»

Приехал Дамир.  Посмотрел, послушал. Поехал разбираться с ментами.

Мы с Юлькой уже вычистили павильон, когда пришли Лена Шевченко и Таня Терентьева - мои флорист и продавец.  Лена по специальности маляр-штукатур.  У Тани муж изготавливает мебель.  Работа закипела. Павильон красят, прилавок делают. Я поехала покупать новый кассовый аппарат и ставить его на учёт в налоговой.  Затем... новые стойки, вазоны.  Цветы оптовка дала в долг.  Около пяти вечера следующего дня (через тридцать шесть часов после пожара!)  мы открылись - все новое, свежее - блестит и пахнет!

В ходе разбирательств выяснилось, что администрация торговой зоны запитала электричеством от моей торговой точки всех уличных мороженщиков, пирожочников и музыкантов, выступающих по вечерам у метро. 
Подсчитав огромный ущерб, наивная я, пошла качать права в администрацию торговой зоны.
Администрация меня послали за актом в пожарную.  В пожарной мне выдали заключение, что возгорание произошло по моей вине и предложили, - лучше заплатить небольшой штраф, чем... Заплатила.   Но нет предела наивности - решила найти эксперта для проведения экспертизы.  Нашла.  Эксперту понадобились какие-то документы от администрации торговой зоны.  Выслушав меня, в администрации мне сказали буквально по пунктам:
«Пункт первый:  виноваты вы!
Пункт второй: если вы не согласны, - ДО СВИ-ДА-НИ-Я!...»
Вот меня всегда убеждали такие убедительные доводы!

Выходя, «столкнулась» в дверях с Дамиром.  Не добившись ничего от ментов, он решил «наехать» на меня.  Менты его послали, сказав, что у них есть свидетели, что его обокрали бомжы.  Дамир насчитал мне кучу денег - за товар, кассу и стеклопакет. 
Пришлось обратиться к «крыше».  А «крыша» у нас с ним - одна.  И надо отдать ей должное - разобрались по сути и не стали  меня «напрягать».  Всё-таки я решила возместить Дамиру ремонты кассового аппарата и стеклопакета.  Примерно месяц мы с ним не здоровались.
 
Случай этот не самый тяжёлый в моей предпринимательской практике.
Но очень показательный и характерный. Приоткрывающий некоторые взаимоотношения маленького предпринимателя с различными структурами вчерашней и отчасти сегодняшней России.

07.10.10  Санкт-Петербург