Путешествие по Шайтанскому тракту

Елена Арапова
Навстречу прошлому

К ним в машину я напросилась сама. И теперь мы, который уже час, мчались по междугородней трассе, среди темнеющего в сумерках леса.
Рядом со мной на заднем сиденье – директор Шалинского лесхоза Юрий Максимович Ошурков. Мы познакомились несколько часов назад в Кировграде на торжественном заседании, состоявшемся в честь юбилея Висимского заповедника. Он подошел к директору Верхнетагильского историко-краеведческого музея А. Н. Пискунову и стал расспрашивать об истории Шайтанского тракта, почти три столетия соединявшего Верхний Тагил с Чусовской пристанью.

Когда-то по этой дороге, за неимением других путей сообщения, из Верхнетагильского демидовского чугунолитейного и железоделательного завода в село Чусовое шли «железные караваны» – вначале до реки, где металл грузился на барки, а затем по Чусовой до Камы и отправлялся дальше по Волге в центральные районы России. Теперь со стороны Верхнего Тагила этой дороги нет. А со стороны Чусового старый Шайтанский тракт тянется почти до Кедрового кордона, который находится на середине этого пути.
Мне захотелось проехать по демидовскому тракту, почувствовать твердь этой исторической дороги, вдохнуть тот воздух, что ее окружает. Мои собеседники не отказали в просьбе. Ведь они – «хозяева» леса, сквозь который и проходит Шайтанский тракт. Но вначале необходимо было добраться до села Чусовое, и уже от него продолжить путь по дороге к Кедровому кордону

И вот наш спидометр отсчитывает километры. Позади осталось Нижнетагильское распределительное кольцо, указатель «Азия-Европа». Теперь мы едем уже по другой части света, мимо огромного залива с живописными островками посередине; ненадолго заезжаем в поселок Висим, останавливаемся у дома, где родился наш знаменитый соотечественник Мамин-Сибиряк, и несемся дальше по узкой зигзагообразной трассе. Но вот водитель сбавляет скорость: у обочины парами прогуливаются птицы. Это вальдшнепы! В высокой траве замечаем крупную лисицу, которая, завидев машину, запрыгала от дороги к лесу, высоко поднимая хвост. «Охотится», – подумала я.

Наконец-то дорога стала прямее. Справа мелькнул указатель – «д. Мартьяново». Побывав на другой день в Чусовском музее, я прочла в рукописной тетради несколько слов об этой деревне. Основана она, якобы, сыном того самого протопопа Аввакума, который в 60-х годах 17 столетия противостоял патриарху Никону, настаивая на «чистоте» русских священных текстов, так как считал, что при переписи Священного писания в книгах были допущены ошибки. Он выступил против церковной реформы, затеянной Никоном. Вскоре и Никону, и Аввакуму пришлось «сойти со сцены»: властолюбивый патриарх из-за своей гордыни потерял власть над церковью, а протопоп Аввакум в 1682 году погиб на костре. Его сына звали Прокопий. Он бежал из г. Мезени  от преследователей и скрывался в скитах под фамилией Мезенин. Был у него приятель – беглый каторжник Ошурков, который поселился вместе с ним. Оба они являются родоначальниками двух известных в округе фамилий. Рядом со мной в машине сидел потомок одного из них...       

Шайтан-камень

Следующий день опять начался с дороги и с посещения музея... под открытым небом.
Село Чусовое. Перед взором открывалась великолепная картина: покатые холмы, к которым по обе стороны реки лепились жилые домики, высокий скалистый берег и широкий висячий мост.
Вначале мы решили взглянуть на висячий мост с Шайтан-камня, который называется так потому, что стоит как раз на повороте реки, и, говорят, в лихие времена об этот камень разбивались барки. В исторической работе Кафенгауза сказано, что при нападении на струги разбойников приходилось рубить канаты и «отпускать их на погибель». Чтобы пройти на камень, нам приходится пробираться через высокий «лес» из лебеды, крапивы и репейников. Но вот мы уже стоим на каменных складках Шайтан-камня и смотрим вниз, где темнеет черная вода.      

– Здесь глубина метра три. Страшно? – спрашивает Юрий Максимович.
Если честно, то  нет. Во мне проснулась отвага, и я вовсю наслаждаюсь ею.
Мы прошли на висячий мост. Он единственный соединяет два берега реки. По нему можно проехать даже на телеге. А как здорово на нем раскачиваться! Юрий Максимович подходит к канату и намеревается показать мне, как это делается. Моя отвага мгновенно улетучивается...

Наконец, мы уходим с моста – туда, где на гористом берегу давно стоит «газик». И едем дальше, к Шайтанскому тракту. Вначале – по распаханному на зиму полю, потом переезжаем брод и мчимся по безлесой горе. Проезжаем место, где в 1777 году селяне и рабочие Чусовского завода остановили пугачевцев, намеревавшихся  после занятия Уткинского завода, расположенного выше по реке, захватить и Чусовской (тогда  Шайтанский) завод. Думаю, понимали пугачевцы, что железо, подвозимое из Верхнего Тагила, идет на изготовление оружия, которое может быть направлено против восставших... А раз так, то все такие заводы стали их первой «мишенью».
Но до завода в Чусовом пугачевцам дойти было не суждено. Дошли они до Шайтанской дороги, которая сегодня ленточкой выбегает на опушку.
 
Посмотрим на эту дорогу. Она добротна и засыпана мелким камнем. По ее обочине, словно стайки кур на птичьем дворе, разгуливают молодые глухари. И если самки по-глупому бесстрашны и даже не пытаются скрыться в траве, то самцы, расхаживающие в гордом одиночестве, увидев приближающийся «газик», презрительно поворачиваются к нему спиной и неторопливо покидают проезжую часть. По словам знающих людей, этих «кур» притягивает к себе дорога, которая своим мелким гравием «помогает» им перерабатывать пищу. На дворе осень, и глухари в это время набивают зоб... камнями.

Но вот мы съезжаем с Шайтанской дороги и по камням и кочкам, невидимым в траве, устремляемся через лес к охотничьей избушке. «Газик» вовсю клюет носом, качается из стороны в сторону. И кажется, будто деревья в панике отскакивают от машины.
Избушка возникла перед нашими глазами, словно гриб из-под земли. Кончилась березовая роща: перед нами стоял колдовской лес, очень похожий на театральные декорации к сказке «Машенька и медведь». Из болотистой земли торчали диковинные коренья, в небо устремлялись величественные лиственницы, рядом с которыми ощущаешь себя маленькой девочкой Машей, оказавшейся в плену у медведя...

Дорога через столетия

Обратный путь из охотничьей избушки к Шайтанскому тракту показался мне не таким кошмарным, хотя тряслись мы на тех же кочках и пнях. Сейчас нужно попытаться все же доехать дальше, до Кедрового кордона.
Когда, наконец, мы выехали на дорогу, за окном замелькал молодой лес, деревьям которого было от силы лет шестьдесят. Вот справа показалась, по словам Юрия Максимовича, его первая делянка саженцев. Сразу и не поймешь, что здесь должно произрастать: среди крохотных елей возвышались молодые березки.

Между тем, засыпанная дорога кончилась, и началась лесная, с ямами и ухабами. Слева простиралась вырубка, заросшая малинником. Впереди – спуск и путь в гору. Юрий Максимович рассказывает:
– С недавнего времени большая часть Шайтанского тракта входит в охранную зону Висимского заповедника. Еще раньше повадились сюда «гости» из соседнего района. Бьют лосей почем зря. Никого не боятся. В общем, ведут себя так, словно этот лес – их частная собственность.

Машину подбросило на очередном ухабе. Это означало, что мы спустились в низину, а там в лужах иногда прячутся камни. На лесной дороге, которая, кстати, отличается тем, что ее можно «читать как книгу», – виднелись следы от колес крупной машины. Колея глубиной с полметра. Все, дальше не проехать. Выходим из машины и идем вперед – нужно посмотреть, в каком состоянии находятся мостки через маленькую речушку. Они в порядке. Перед нами гора, а под горой – кордон Кедровый, где во времена Демидова стояло несколько изб и где возницы, сопровождающие «железные караваны», могли переночевать.
Казалось бы, эта дорога от одного конца до другого не потребует много времени. Но если учесть, что на телеги грузился металл, который имеет немалый вес, отчего караван двигался медленно, а также и то, что возницам приходилось идти рядом с лошадью и выбирать дорогу, то становится понятным, для чего в свое время здесь была обустроена «гостиница».         

Нам оставалось только взобраться на гору и спуститься с нее. А вдруг именно там, за этим холмом, стоят полуразвалившиеся избушки без рам и стекол? От кордона еще 25 километров и... Верхний Тагил. Но, увы... Колея не даст проехать.  Приходится возвращаться. А чтобы добраться до Верхнего Тагила, надо опять ехать до Чусового, потом до Шали, там сесть в электричку, после чего сделать еще две пересадки...
Я стояла на дороге и смотрела вдаль. Мне отчего-то не хотелось возвращаться к машине. Безудержно манила к себе гора, за которой стоял теплый город Верхний Тагил. Теплый – потому что в 1956 году там была построена теплоэлектростанция, которая с тех пор добросовестно обогревает все вокруг и имеет возле себя незамерзающий пруд. В том году город родился заново.

А село Чусовое со времени закрытия завода живет неторопливой жизнью, полной гармонии с природой. В 70 годах его открыли для себя художники, многие из которых даже поселились здесь. Теперь они рисуют пейзажи и проводят выставки в Екатеринбурге, и прямо здесь, в Чусовом. Жители очень дорожат нетронутой красотой окрестностей и не хотят, чтобы их идиллия была нарушена.
Все это мне посчастливилось увидеть и узнать благодаря моим нечаянным попутчикам, которые оказались неплохими экскурсоводами, заботливыми хозяевами, отличными специалистами своего дела и просто хорошими парнями.

Утренние грезы

Утром шел дождь. Я ехала в электричке и думала о том, что иногда судьба разводит в разные стороны не только людей, но и целые города  и села. С закрытием железоделательных заводов заросла быльем и дорога, их связывающая. И надежды на ее восстановление мало. Во-первых, оба населенных пункта находятся в разных административных районах, и, стало быть, у них разные финансовые карманы. А это порой является главным препятствием в любом ремонте, поскольку для этого требуется обоюдная заинтересованность сторон. Во-вторых, поскольку Шайтанский тракт входит в зону Висимского заповедника, навряд ли его руководство захочет что-то менять. Скажут: «Заповеден лес, заповедна и дорога». И, в-третьих, появится дорога, появятся и      «паломники». И не только в поисках исторических мест, но и заповедных тоже. А зачем Шалинскому лесхозу еще и Верхнетагильские браконьеры?    
Но воображение не унималось. Оно рисовало мне картину: по старому демидовскому тракту мчится туристический автобус... Одно утешает: я уезжала с дождем, а это хорошая примета.      

© Елена Арапова
 Издательство "Новый Современник". г.Рязань.