Розы среди развалин

Валентина Склизкова
РОЗЫ СРЕДИ РАЗВАЛИН

Своего отца Алёша почти не помнил. Мать, растившая его одна, рассказывала, каким заботливым, сильным, честным был его отец. Капитан милиции – он погиб от ран, нанесенных бандитами.

Рассказы об отце вызывали в сыне желание быть похожим на него. Он тоже закончил академию МВД и был зачислен в Отряд Особого Назначения. После года службы в родном городе отряд всем составом был отправлен в Чечню.

Мать была против, но отговаривать не стала, только тихо опустилась в кресло и заплакала. Он стоял пред ней на коленях, просил не расстраиваться. Обещал, что будет осторожен и ради неё вернётся живым.

Через год отряд вернулся, но без Алёши. Сын пропал без вести. Её страдания были безмерны, но сердце матери говорило, что сын жив. Она обращалась во все инстанции: и по линии МВД, и в Комитет солдатских матерей, - всё было безрезультатно. В себе она ощущала связь с живым Алёшей. В особенно горькие минуты, глядя на фотографию сына, она видела его зовущий взгляд. Он просил о помощи. Она как-то оживала, вновь писала, ездила по инстанциям, убеждала, что её сын жив.

Не добившись ничего, вместе с такими же, убитыми горем матерями она поехала в Чечню. Разузнав, где были их сыновья, матери сами занялись поисками пропавших.

Прожив в Чечне почти полгода, скитаясь по разбитым войной дорогам, разрушенным городам и посёлкам, потеряв счет времени, она уже перестала бояться, ночуя в развалинах. Она и представить не могла, что найдет помощь у чеченцев. Но именно они указали ей возможные пути поиска, передавая обрывки слухов, догадок. У них она находила ночлег и кусок лепешки с горячим чаем.

Бредя от одного селения к другому, она то теряла надежду, то приобретала её вновь. Когда усталость и слабость овладевали телом, её спасала мысль, что она идет по следам сына. Вера в то, что его вели по этой тропе, придавали ей новые силы.

Однажды она встретила местного пастуха. Делясь с ней горстью сухих фруктов и чаем, он выслушал женщину и ответил: «Знал одного Алёшу». Мать показала фотографию сына, боясь и желая услышать хоть что-то о нём.

- Да, это он был у хромого Ахмеда. Его увезли туда...,- и он показал на горы, синеющие вдали, - но тебе туда не дойти.

На тракте её подобрала одна из машин военной колонны с омоновцами. Рассказывая командиру свою историю, мать опустила голову и не видела, как скорбно он глядел на неё. Он  слышал о Хромом как о жестоком работорговце, скрывающем пленников в ямах, разыскать которые почти невозможно.

Мать доехала до базы и осталась с военными. Готовила еду, стирала, ухаживала за ранеными. В часы отдыха доставала фотографию. На ней глаза сына молили о помощи. Сердцем своим женщина почуяла, что ему грозит смертельная опасность.

В один из дней вместе с отрядом она поднялась в горное селение. В развалинах дома, возле которого они остановились, увидела цветущий куст роз. Розы были алого цвета, крупные, с росинками на полураскрывшихся бутонах. Она обошла цветы вокруг, отбрасывая обломки кирпичей, камни, листы искорёженного железа. Разрыхлила землю. Принесла воды и полила.
Присев на обломок кирпичной стены и любуясь цветами, женщина удивлялась тому, как розы могли сохраниться здесь, в страшном огне войны. Её сердце наполнилось надеждой. Она заплакала, вспомнив, как Алёша в день её рожденья приносил алые розы. Сейчас она приняла это чудо как добрый знак. Роскошный куст среди развалин словно демонстрировал торжество жизни природы вопреки смертоносным действиям людей.

Повернув голову, женщина заметила чеченца, видимо, давно наблюдавшего за ней. Он сидел в проеме разрушенной стены и молчал. Она тоже молчала, но почувствовала какую-то связь между ними. Они оба смотрели на пылающий алым цветом куст. Их молчание не было злобным. Их объединяла красота.

Повидав множество людей, уральская женщина усвоила обычаи горцев, поэтому ожидала, когда мужчина заговорит первым.
- Мать, зачем ты здесь? Кого ищешь?
- Сына, Алёшу.
- Покажи фотографию.
Она показала.
- Много денег надо.

- У меня ничего нет. Сама голодаю. Но он зовёт меня. Ему плохо, и я не могу уехать без него. Он, как этот куст в расцвете лет, и если он погибнет, погибну и я. Их у меня было двое. Мужа убили бандиты, когда он защищал женщину. И сын, который пропал здесь. Больше у меня никого нет.

Чеченец долго молчал, опустив голову, и ушел, ничего не сказав.

Утром с ведром воды она снова пришла к цветам. Ей так хотелось продлить надежду. В проеме стены стоял вчерашний незнакомец. Полив куст, бережно убрав поврежденные листья, женщина встретилась с ним взглядом.

- Мать, меня зовут Аслан. Это мой дом. Здесь погибла моя семья: жена и двое детей. Эту розу жена посадила в честь рождения сына. Я каждый день прихожу сюда. Моя мать хочет видеть тебя, пойдем.

В полуразрушенном доме её встретила женщина-ровесница, вся в черном, предложила угощение.

- Великая беда пришла на нашу землю. Гибнут и молодые, и старые. Я потеряла двоих детей и двоих внуков. Мы обе – матери, нам война не нужна. Поживи у нас.

- Спасибо, – только и смогла вымолвить гостья, понимая материнскую боль. Хозяйка намекнула ей, что они ждут известий о её сыне. Выдержав столько испытаний, в эту минуту мать почувствовала, что сердце её останавливается... Очнувшись, увидела беспокойные лица и с трудом сказала: «Извините, напугала я вас».

-Да, горе матери ветром не сдуешь. Полежи, отдохни, - сказала хозяйка.
Ночью её разбудили приглушенные мужские голоса. Говорили на своем языке. Ей хотелось встать, спросить, но она побоялась, вдруг не ко времени будет её появление. Голоса смолкли. В доме стало тихо. Кто-то отогнул полог, огораживающий её постель. Она подняла голову, но полог закрылся.

Утро не принесло никаких известий. Хозяйка подала сушеные фрукты, чай и, угощая гостью, сказала: «Отдыхай, не волнуйся, розы цветут». Сердце матери снова сжалось от боли.

Хозяйка, видимо, догадалась, что значили для неё розы. Мать взглядом поблагодарила её.
А ночью в дом принесли Алёшу. Он был без сознания. Весь израненный, перевязанный тряпьем. Сын даже не стонал, а издавал тяжелые сиплые звуки. Но иногда и они пропадали, тогда ей казалось, что это его последний вздох. Обнимая голову сына, целуя его слипшиеся волосы, мать шептала: «Сынок, я с тобой. Я помогу тебе. Ты только живи. Ты обещал мне жить. Помнишь?». Слезы горячими каплями падали ему на лицо. «Милый сыночек, родной, я нашла тебя, ты только живи!».

Хозяйка принесла воды. Мать бережно обтирала его пылающий лоб, шею, очищая от грязи. Сердце ее разрывалось от жалости. Смачивая его пересохшие губы, увидела, как они слегка раскрылись. Он хотел пить. По капле она увлажняла его рот. Он стал дышать ровнее. Положив его голову себе на колени, мать дождалась рассвета. Уходя на базу за помощью, она заметила, что хозяева торопливо прятали вещи, что-то складывая в мешки.

- Нам теперь здесь оставаться опасно, - объяснили они свои действия.


Дождитесь меня, я скоро, - и она торопливо ушла.

Ребята из отряда увезли Алёшу в лазарет, а хозяев – к родственникам в другое селение. Мать тепло попрощалась, поблагодарила их. Давая свой адрес, сказала: «Сестра, если что, приезжайте к нам».

Придя прощаться с розами, поливая их, она встретила молодую чеченку. Та спросила: «Где хозяева?». - «Никого не видела, хотя прихожу сюда каждый день. Посмотри, дочка, какие красивые розы. Я их поливаю, чтобы подольше цвели».

Злобно взглянув, девушка ушла и села в поджидавшую её машину. «Господи, помоги людям, вернувшим мне сына!», - взмолилась мать.

Самолет с другими ранеными доставил их в родной город.

В госпитале у постели сына мать рассказала Алёше историю его спасения.

- Мама, я видел эти розы, когда меня вели в горы. Возле разрушенного дома стояли женщина и мужчина. Я вспомнил тогда про твой день рождения.

- Эта женщина и её сын Аслан, рискуя жизнью, помогли выкрасть тебя у Хромого. Им ты обязан вторым рождением. Помни это, сынок. Она мне названная сестра, а Аслан тебе – брат. Страшно подумать, что было бы с тобой, если бы не эти добрые люди. Я бы потеряла тебя навсегда.

Вскоре из Чечни вернулись ребята из Алёшиного отряда и привезли посылку – черенки и засушенные лепестки роз. Аслан писал, что Хромого больше нет, и они вернулись домой. Отряд помогает восстанавливать дом.
Черенки прижились. Теперь нежные растения надо сохранить в суровом уральском климате...


                В. Склизкова.