О смысле жизни...

Диакон Рустик Гизитдинов
Ну и о смысле жизни. Смысл жизни человека… зачем же мы живем? Для чего мы на этом свете? Для чего мы рождаемся? Ведь все в мире не спроста! Так кто же даст правильный ответ на этот вопрос?
Давай подумаем. Например, для чего рождаются и живут животные? Вот скажи мне, чем занимается животное? Оно родилось, научилось бегать (плавать, летать, ползать - не важно), добывать себе пищу, оно выросло, стало взрослой особью. А дальше? Оно создает потомство, выкармливает его, оберегает, учит охотиться (в некоторых случаях), и умирает. А потомство повторяет судьбу своих родителей. Они живут, кушают друг друга, дерутся за территорию для охоты, спят, размножаются, гадят, валяются на солнышке… Зачем же нужны животные? Какой у них смысл жизни? Опуститься можно еще ниже. Бактерии, простейшие, грибы, всякие бяки мелкие, короче. Они тоже, по такому же сценарию рождаются, созревают, едят, гадят и размножаются, а потом умирают. Какова их цель? Растения… Выросло дерево, простояло лет сто, упало и сгнило. Толку-то! Ну и что, что оно уронило и посеяло семена своих потомков, разве в этом его смысл? Блин! Вэтом мире вообще есть смысл? Все живет, существует, дышит, размножается, умирает, а вот зачем - кто его знает?
Но давай поднимемся от грибов, плесени всякой, животных и растений выше, к человеку. Человек… он рождается, вырастает, полжизни учится, полжизни воспитывает потомство, и умирает. Так что, он тоже живет для потомства? Как грибы и бактерии? Нет, вроде… А для чего? Чем мы своим пребыванием на земле отличаемся от собак, деревьев и инфузории-туфельки? Сценарий ведь один: родился, созрел, воспитал потомство, умер и сгнил…

В античности, когда философы (умнейшие личности того времени) искали ответ на этот вопрос, возникло много философских школ, двумя виднейшими из которых были школа эпикурейцев и школа платонистов. Первые объясняли смысл жизни просто: человек, аналогично всем творениям и существам, живет для того, чтобы жить, испытывать сиюминутное наслаждение жизнью: пищей, сном, сексом, вином, развлечениями. А потом, просто умереть и стать пищей червям. Поэтому эпикурейцы и их последователи вели самую развратную и разгульную жизнь. Платонисты утверждали, что человек - поистине уникальное творение, отличающееся от всех других, не только способностью мыслить, но особым смыслом пребывания на этой земле, отличающимся от смысла существования всего остального мира. Платонисты утверждали о наличии в человеке души, высказывали предположения о ее безсмертии, а главное - о возникновении человека, что человек был создан «чем-то свыше» а не от обезьяны или еще откуда-то. Но платонисты не имели понятия о Едином, Истинном Боге, Творце всего мира. Они лишь высказывали предположения о безусловной возможности Его существования. Когда в мир явился Спаситель мира Господь и Бог наш Иисус Христос, началось благовествование о спасительной истине, о Едином и Истинном Боге, Которого так искали платонисты. Христианство раскрывает нам истинную цель и смысл пребывания нашего на земле.
Обратимся к простому, обыкновенному человеку, моему сверстнику. Пока я сижу, пишу это письмо, ко мне зашел курсант с третьего курса, и я с порога огорошил его вопросом: «Арсен, в чем смысл жизни у человека, в двух словах?». Конечно, он потерялся, и не смог ответить на этот, казалось бы, элементарный вопрос. Долго ломал голову, и ни слова не ответил. А так, если посмотреть, как живет наше современное общество, то напрашивается один вывод, что большинство из нас - убежденные эпикурейцы, считающие, что душа умирает вместе с телом, и смысл жизни заключается в ней самой. Излюбленная фраза их: «Жизнь - одна». Такие люди - благодатнейшая почва для атеизма и оккультизма. Однако, подавляющее большинство просто не задумывается над смыслом жизни. Как мне заявил, все-таки, Арсен, после долгих и упорных размышлений: «Смысл жизни… а он вообще есть?». В том-то и дело, к величайшему сожалению, что люди сами просто ставят себя на один уровень с деревьями, собачками, плесенью и микробами. Какая тут может идти речь о христианском воспитании таких людей? Святая Церковь учит нас, что Господь Бог создал нас, людей, чтобы любить нас, и быть любимым нами, чтобы люди любили друг друга, чтобы люди, все до единого, блаженствовали в раю, вместе со своим Создателем Богом. А для чего тогда земная жизнь? Земля - это лишь испытательный плацдарм, для определения достойных войти в Царствие Небесное, уготованное человечеству. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, был наделен свободной волей выбора между добром и злом, чтобы Бог мог видеть, кто потянется к добру, а кто - к злу, чтобы добрых забрать к Себе в Рай, а злым предоставить то, к чему они стремились - адское вечное неугасимое пламя. Господь дал людям Закон - Десять Заповедей. Чего сложного в том, чтобы не убивать, не завидовать, почитать своих родителей, не воровать и т.п.? Господь же не требовал от нас подвигов, он требовал лишь любви, послушания, мира, добра… Но люди не вняли, и, опьяненные свободой выбора, устремились к злу в идее преслушания Заповедей… Потоп, как вразумляющее наказание, не помог, люди опять развратились, пропитав свою человеческую природу грехом. Но вместо того, чтобы уничтожить этот неблагодарный созданный Им мир, погрязший во зле, Господь по великой любви сам нисходит к нам, чтобы, ни в чем не повинный, взять все наши грехи на себя и искупить их Своей Кровью на кресте, и дает нам возможность получить Жизнь и Блаженство вечное, которое мы сами, своими же грехами отогнали от себя на немыслимое расстояние. Надо лишь открыть двери своего сердца Господу, Который неотступно стоит и ждет нашего обращения, и радуется раскаявшемуся грешнику больше, чем десяти праведникам. Надо лишь прийти в Церковь, покаяться, начать новую жизнь, жизнь в любви и мире с Богом и окружающими. Чего мы ждем? Времени мало, тем более, что никто, кроме Бога, не знает того дня и часа, когда Он призовет нас к ответу, к Своему Праведному Суду… Не постигнет ли нас горькая участь?

31 мая 2007г, 4 курс Тольяттинского военного технического института, г. Тольятти