8. Эпоха Судей

Константин Рыжов
                1. Об похе Судей

По завершении завоевания израильтяне расселились в Палестине и обратились к мирному труду. Следующие два века они не имели над собой ни царя, ни какой-либо другой сильной центральной власти, но жили по родовым законам. Основной ячейкой их сообщества являлся «отцовский дом» («беит аб»), включавший в себя достаточно большую группу  близких и дальних родственников, а также подчиненных им  зависимых людей. В такой «дом», находившийся под властью своего старейшины, входило, как правило, три или четыре поколения родичей. Даже после смерти своего главы  «дом» не распадался, но во главе него вставал старший сын умершего. Сыновья, внуки и правнуки старейшины имели свои семьи и свои жилища, свои участки земли и свои стада, однако все это имущество не являлось их личной собственностью. Оно принадлежало всему «дому». По-видимому, местом обитания такого «дома»  служила неукрепленная деревня с четырех- или трехкомнатными домами. 

Несколько «отцовских домов», происходивших от общего предка, объединялись в племя. Возникнув еще во времена кочевой жизни, такое племя сохранялось и после  оседания на земле и занимало определенную территорию, которая становилась округом внутри территории колена. Племена включали в себя достаточно большое количество людей, поскольку в колене их было сравнительно немного – не более восьми. Центром племени обычно служил укрепленный город. Несколько племен составляли колено. В колене существовало народное собрание, состоявшее из «мужей» (например, «мужей Иуды»), а возглавляли каждое колено его вожди (их называли насси), рядом с которыми стоял совет старейшин - главы «отцовских домов» и племен.

Колена объединялись в союз Израиль, возглавляемый судьей  (шофетом). Однако не надо думать, что единственным занятием судьи было блюсти правосудие. Обязанности его были гораздо шире. Можно сказать, что в руках судьи находилась верховная политическая власть над страной, а во время войны он командовал союзным войском. Но, в отличие от более поздних царей, судьи не имели возможности насильно навязать народу свою волю. У них не было ни своей дружины, ни подчиненного им аппарата чиновников. Власть судий опиралась лишь на их личный авторитет. К тому же должность эта не являлась наследственной. Как правило, судью избирали тогда, когда возникала внешняя угроза.

Наряду с судьей в Израиле  существовало общесоюзное народное собрание, в котором участвовали все взрослые мужчины, а также «заседание старцев», то есть совет старейшин (зекеним). Объединяющим центром союза был город Силом – место, где отправлялся культ Яхве. Здесь располагался ковчег Завета, здесь жил первосвященник (должность эта оставалась наследственной в роде Аарона). В Силоме происходили ежегодные праздники в честь Яхве с обязательными жертвоприношениями.
Внутри союза не только случались разногласия, но и происходили довольно кровавые столкновения. Сохранилось воспоминание о войнах, которые вели остальные израильтяне против колена Ефрема и Вениамина. Вообще же эпоха Судий остается довольно темным периодом в истории Израиля. Помимо древних преданий  у историков фактически нет никаких других данных об этом времени – ни письменных, ни археологических.               

                2. Аод

После смерти Иисуса Навина (http://www.proza.ru/2010/09/30/217) евреи уже не были так непримиримы к своим врагам, как прежде, и не изгоняли ханаанеев и амореев из их городов. Вместо этого  они заключали с ними договора и заставляли их платить дань. Сыны Израилевы расселились среди ханаанеев и стали брать их дочерей себе в жены. У них рождались дети, которые не знали ни Моисея (http://www.proza.ru/2010/09/19/235), ни Иисуса, а старики, помнившие прежние времена, умирали. И чем больше проходило лет, тем больше забывали евреи Господа, который вывел их из Египта. Зато они начали служить богам ханаанским - Ваалу и Астарте. Тогда Господь разгневался на израильтян и перестал помогать им. Ангел Господень явился в Бохим к дому Израилеву и сказал: «Я вызволил вас из Египта и ввел в землю, которую обещал дать вашим отцам. Я говорил им: ”Не нарушу завета Моего с вами вовек, но и вы не вступайте в союз с жителями этой земли. Богам их не поклоняйтесь, идолов их разбейте, а жертвенники разрушьте”. Но вы не послушались Моего наказа, и поэтому  говорю вам: ”Я не стану изгонять этих людей – ханаанеев и амореев, - которых хотел изгнать, и будут они вам петлею, а боги их будут для вас сетью”».

С тех пор евреи стали терпеть поражения от врагов, то и дело попадая к ним в рабство. Прежде всего Господь укрепил Еглона, царя моавитского. Тот собрал к себе всех аммонитян и амаликитян и поразил израильтян. И служили евреи Еглону, царю моавитскому, восемнадцать лет. Тогда вспомнили они о Господе и стали молить Его о спасении. Господь, сжалившись над ними, послал им спасителя – Аода, сына Геры.

Аод сделал меч с двумя остриями и спрятал его под своим плащом с правой стороны, так как был левша и в бою держал меч левой рукой. Евреи послали с ним дары к царю. Когда моавитяне приняли дары, Аод сказал: «У меня есть тайное слово до тебя, царь». Еглон велел выйти из комнаты всем, кто находился при нем, и встал со стула перед Аодом.  Аод опустил левую руку под плащ, взял меч  с правого бедра и вонзил ему в живот. Вслед затем он вышел из комнаты, заперев дверь. Моавитяне пошли к царю, увидели, что дверь  заперта, и подумали: «Видимо, наш царь отдыхает». Лишь через некоторое время они вошли в комнату, и только тогда узнали, что Еглон убит.

Аод тем временем успел уехать из моавитских пределов. Явившись в Израиль, он взял трубу, поднялся на гору Ефрем и вострубил оттуда. Евреи сошлись на звук трубы, а  Аод сказал им: «Идите за мной, ибо Господь предал моавитян в наши руки». Евреи пошли за ним, захватили переправу через Иордан к Моаву и перебили около десяти тысяч моавитян. После этого земля покоилась в мире восемьдесят лет, а Аод до самой своей смерти был судьею над израильтянами.

                3. Девора

Когда умер Аод, израильтяне опять уклонились от служения Господу. Тогда Бог предал северные колена во власть Иавина, царя ханаанского, который царствовал в Асоре. Военачальником у него был Сисара. Он имел девятьсот железных колесниц и жестоко угнетал израильтян двадцать лет. В то время судьей Израиля была пророчица Девора, которая жила на Ефремовой горе между Рамою Вениаминовой и Вефилем. Она призвала к себе военачальника Варака из Кедеса Неффалимова и сказала ему: «Повелевает тебе Господь Бог Израилев: ”Пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых, а Я приведу  к тебе Сисару, военачальника Иавина, со всеми его колесницами и со всем его многолюдным войском, чтобы ты мог поразить его”». Варак возразил ей: «Если ты пойдешь со мною в поход, то я согласен встать во главе войска, а если не пойдешь, то отказываюсь. Откуда мне знать, в какой день Господь пошлет мне на помощь Своего Ангела?» Она отвечала: «Хорошо, я пойду с тобой. Но знай: за то, что ты не имел достаточно веры, слава победы над Сисарой достанется не тебе. Господь отдаст его в руки женщины!»

Девора отправилась вместе с Вараком в Кедес. Варак созвал сюда всех завулонян и неффалимлян и выступил с ними на гору Фавор. Сисара узнал об этом, созвал все свои колесницы и весь свой народ и выступил против израильтян к потоку Киссону. Девора сказала Вараку: «Встань и собери своих людей, так как сегодня Господь пошлет тебе победу». Варак послушался ее и сошел с Фавора во главе десяти тысяч человек. Господь наслал на ханаанеев великий страх. Не вступая в бой, они обратились в бегство. Израильтяне преследовали врага и перебили все ополчение Сисары до последнего человека. Сам Сисара сошел с колесницы и убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина. Иаиль вышла навстречу Сисаре и сказала ему: «Зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся». Он зашел к ней в шатер, а Иаиль покрыла его ковром. Сисара попросил: «Дай мне немного воды, чтобы напиться». Она развязала мех с молоком и напоила его. Сисара сказал: «Встань возле дверей шатра, и если кто-либо из израильтян будет спрашивать у тебя: ”Нет ли здесь кого?”, то ты отвечай: ”Нет”». Иаиль обещала сделать все так, как он хотел. Сисара, успокоившись, заснул. Тогда Иаиль взяла в одну руку кол от шатра, а в другую – молот, подошла тихонько к спящему, приставила ему к виску кол и ударила по нему молотом. Острие пробило Сисару голову, и он умер во сне. Между тем, спустя короткое время,  Варак напал на царя Иавина и совершенно сокрушил его могущество. Израильтяне вновь обрели свободу и жили в мире сорок лет.

                4. Гедеон

Когда Девора умерла, сыны Израилевы опять стали делать злое перед очами Господа, поклоняясь Ваалу, и  Господь предал их во власть мадианитян. Те владычествовали над землей израильтян семь лет. Едва успевали израильтяне вырастить урожай, как приходили мадианитяне  и начинали грабить их, так, что не оставалось у сынов Израилевых ни овец, ни волов, ни ослов. И зерна не оставалось у них, поскольку мадианитяни приводили с собой множество скота и истребляли посевы как саранча. Израильтяне становились все беднее и беднее, пока не обнищали в конец.  Тогда вспомнили они Господа и стали молить  Его о помощи. И не оставил Господь мольбы Своего народа без ответа.

Пришел ангел Господень в Офру и сел под дубом, принадлежавшем Гедеону, сыну Иоаса. Гедеон нес несколько снопов пшеницы, чтобы тайно от мадианитян обмолотить их в погребе. Ангел сказал ему: «Господь с тобой, муж сильный!» Гедеон  отвечал: «Господин мой! Если бы Господь был с нами, разве могли бы постигнуть нас все эти бедствия? Где чудеса Его, о которых говорили нам наши отцы, рассказывая о том, как Господь вывел их из Египта? Ныне оставил нас Господь и предал в руки мадианитян». Ангел взглянул на Гедеона и сказал: «Иди и силою руки своей спаси Израиль от власти мадианитян. Я посылаю тебя!» Гедеон возразил: «Господи! Кто я такой, чтобы спасти Израиль? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, да и я в доме моего отца самый младший?» Но ангел отвечал: «Я буду с тобой, и ты поразишь мадианитян, как одного человека».

Ночью Гедеон пошел к жертвеннику Ваала, разрушил его, соорудил жертвенник Господу и принес на нем жертву. Утром евреи из колена Манассии увидели разрушенный жертвенник и стали спрашивать друг друга: «Кто сделал это?» Стали разыскивать и узнали, что это дело Гедеона. Тогда они сказали Иоасу: «Выдай нам сына твоего. Он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваалу!». Иоас  отвечал им: «С какой стати вы взялись защищать Ваала? Если он бог, то пусть сам вступиться за себя». Многие посчитали, что Иоас говорит правильно и оставили Гедеона в покое.

Между тем мадианитяне и амаликитяне собрались вместе, перешли Иордан и стали станом в долине Изреель, готовые  в очередной раз разорить землю евреев. При этой вести Дух Господень объял Гедеона.  Он протрубил в трубу, как это сделал много лет назад Аод, и собрались к нему воины из колен Манасси, Завулона, Асира и Неффалима.  Гедеон  обратился с молитвой к Богу и сказал: «Господи! Если Ты решил спасти Израиль моей рукой, то подай мне знак. Вот, я расстелю здесь стриженную шерсть. Если роса выпадет только на шерсти, а на всей земле будет сухо, то я буду знать, что Ты поможешь мне, как обещал». На другой день, встав рано, стал он выжимать шерсть и выжал из нее целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: «Не прогневайся на меня, если я сделаю еще одно испытание над шерстью: пусть в эту ночь будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса». Бог так и сделал в следующую ночь: только на  шерсти было сухо, а на всей земле была роса. Тогда все уверились в том, что Господь с Гедеоном.

Израильтяне двинулись против мадианитян и встали лагерем у источника Харод неподалеку от врага. Тут сказал Господь Гедеону: «Слишком много народа с тобой. Если победят они мадианитян, то будут говорить: ”Не Господь побил врагов наших, а сами мы победили их“. Скажи  своим людям: “Кто боязлив и робок, кто не хочет биться, тот пусть идет назад“». Гедеон объявил народу слово Господне, и ушло от него двадцать две тысячи человек. Но Господь сказал: «Все равно много с тобой народа. Приведи его к источнику Харод, там Я Сам выберу тех, кто должен идти с тобой».

Гедеон привел народ к источнику. Тут Господь сказал ему: «Кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, тот останется с тобой. Другие пусть возвращаются домой». Гедеон отобрал тех, на которых ему указал Бог, и оказалось  что таких, кто лакал языком с ладони, всего триста человек. Остальной народ пил воду вставши на колени. Господь сказал Гедеону: «Тремястами лакавших Я спасу вас от мадианитян. Остальные пусть расходятся по домам». Гедеон отпустил всех израильтян по их шатрам, удержав у себя только тех трехсот, о которых говорил Господь. Он разделил их на три отряда и ночью скрытно подступил к мадианитянскому лагерю.  Каждому воину он дал  в руки трубу и пустой кувшин, а в кувшине был спрятан светильник (чтобы враги не заметили их прежде времени). Затем приказал: «Смотрите на меня и делайте тоже. Когда я и оставшиеся со мной затрубим в трубы, трубите и вы в ваши трубы вокруг всего лагеря и кричите: “Меч Господа и Гедеона!“» После этого подошли Гедеон и сто человек, которые были с ним, к мадианитянскому стану. Он и его люди затрубили в трубы. По их примеру все остальные бросили на землю  кувшины и, держа в одной руке светильник, а в другой трубу, стали кричать: «Меч Господа и Гедеона!» В лагере мадианитян поднялась суматоха, и все враги, сколько их было, обратились в бегство. Гедеон послал послов на гору Ефремову и велел израильтянам: «Перехватывайте врага на переправе через Иордан!» Израильтяне поспешили к реке, стали избивать бегущих и нанесли им жестокое поражение.

Так были повержены мадианитяне, а Гедеон после своей победы в течении сорока лет был судьей Израиля.

                5. Авимелех

У Гедеона от многих жен родилось семьдесят сыновей. Помимо них  был у Гедеона сын по имени Авимелех. Его родила ему рабыня, взятая им из города Сихема. После кончины отца Авимелех пошел в Сихем и сказал братьям своей матери: «Что лучше для вас: чтобы правили вами все семьдесят сыновей Гедеона или я один? Внушите жителям Сихема, чтобы они поддержали меня». Братья матери Авимелеха стали склонять на его сторону горожан, говоря: «Он брат наш. Пусть правит нами». Те дали Авимелеху много денег, он нанял на них праздных и своевольных людей, пришел с ними в Офру, в дом отца, и казнил всех своих братьев на одном камне.  Уцелел только самый младший из сыновей Гедеона по имени Иофам. После этого все жители сихемские собрались за городом и провозгласили Авимилеха царем над Израилем.

Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы неподалеку от Сихема и, возвысив голос, кричал и говорил им: «Послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог! Решили однажды деревья поставить над собой царя и сказали маслине: “Царствуй над нами“. Маслина сказала им: “Оставлю ли я свое место и пойду ли скитаться по деревьям?“ Тогда деревья сказали смоковнице: “Иди ты, царствуй над нами“. Но смоковница отвечала им: “Оставлю ли я свою сладость и свой плод и пойду ли скитаться по деревьям?“ И сказали деревья виноградной лозе: “Иди ты, царствуй над нами“. Виноградная лоза сказала им: “Оставлю ли я свой сок, который веселит богов и людей, и пойду ли скитаться по деревьям?“ Наконец сказали все деревья терновнику: “Иди ты, царствуй над нами“. Терновник отвечал: “Если вы действительно ставите меня царем над собой, то идите, покойтесь под моей тенью; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры ливанские“. Итак смотрите, по истине ли и по правде ли вы поступили, поставив Авимелеха царем? И хорошо ли вы поступили с Гедеоном и его домом, того ли могли мы ждать от вас после всего того, что мой отец сделал для вас? За вас он сражался, не дорожил жизнью и избавил вас от власти мадианитян, а вы теперь убили семьдесят его сыновей на одном камне и поставили царем Авимелеха, сына рабыни, только потому, что он ваш родич. Если вы ныне по истине и по правде поступили с домом Гедеона, то пусть будет на вас благословение, если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха и пожжет жителей сихемских, и да изыдет огонь от жителей сихемских, и да пожжет Авимелеха!» Сказав так, Иофам бежал в город Беэр и жил там, укрываясь от своего брата Авимелеха.

По прошествии трех лет пришел в Сихем человек по имени Гаал, сын Еведа, и с ним его братья. Гаал ходил по Сихему и говорил: «Кто такой Авимелех, что вы служите ему? Если бы вы пошли со мной, я прогнал бы Авимелеха и поставил бы над страной человека более достойного».  Зевул, начальник города, послал к Авимелеху вестника, и тот сказал ему: «Вот, Гаал и его братья возмущают против тебя жителей Сихема, и многие слушают его, и никто ему не перечит». Получив эту весть, Авимелех встал ночью, взял с собой всех своих людей и подступил к Сихему. Утром, когда горожане, выйдя в поле, работали там, люди Авимелеха встали у ворот Сихема и не пускали туда никого, а всех бывших в поле зарезали мечами. Затем Авимелех зашел в город и перебил там многих жителей, лишь некоторые успели убежать в башню Ваал-Вериф. Тогда Авимелех велел своим людям нарубить побольше сучьев и сложить их у подножья башни. И когда сделали так, он поджег башню и сжег в ней больше тысячи мужчин и женщин сихемских. Потом пошел Авимелех к городу Тевецу и осадил его. И случилось так, что во время боя одна из женщин бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп. Авимелех тотчас призвал к себе оруженосца и сказал ему: «Обнажи свой меч и заколи меня, чтобы не сказали: “Женщина убила его“». Оруженосец пронзил Авимелеха мечом, и тот умер, а израильтяне, видя, что Авимелех мертв, разошлись по своим домам.

Так воздал Бог Авимелеху за то, что он убил семьдесят своих братьев. И жителям Сихема воздал Бог за то, что они помогали Авимелеху  и содействовали всем его преступлениям.

                6. Иеффай

По прошествии нескольких лет после кончины Авимелеха  на заиорданские владения израильтян напали аммонитяне. Тогда израильтяне избрали своим предводителем Иеффая, сына Галаада.  Иеффай воззвал к Господу перед битвой и сказал Ему: «Если Ты  предашь аммонитяна в мои руки, то я принесу Тебе в жертву первое, что выйдет из дома моего навстречу, когда возвращусь после победы». Потом Иеффай пошел на аммонитян и поразил их жестоким поражением: двадцать городов аммонитянсих были им взяты и разрушены. И смирились аммонитяне перед сынами Израилевыми. После этого пришел Иеффай в Массифу, в свой дом, и выбежала ему навстречу его дочь, единственная и любимая, чтобы поздравить с победой. Когда Иеффай увидел ее, то разодрал свою одежду и воскликнул: «Дочь моя! Ты поразила меня в самое сердце! Ведь я дал Господу обет принести в жертву первое, что выйдет мне навстречу из моего дома, и вот – тебя первую увидел я! Теперь не могу отречься от слова, данного мной Господу». Она сказала ему: «Отец, ты дал обещание Господу – и делай со мной то, в чем ты поклялся. Об одном тебя прошу: отпусти меня на два месяца в горы, чтобы я могла оплакать свою юность». Иеффай отпустил ее. Девушка пошла со своими подругами в горы и там оплакивала два месяца свою преждевременную кончину, а потом воротилась домой. И сделал Иеффай все согласно своему обету – умертвил свою дочь и сжег ее на жертвенники во славу Господа. После этого он был судьей Израиля шесть лет.

                7. Внешность, одежда и обычаи древних израильтян

Еврейское предание сохранило достаточно свидетельств, позволяющих представить образ жизни этого народа в древности. Прежде всего скажем несколько слов об одежде людей той эпохи. Она была длинная и свободная. От шеи до лодыжек тело израильтянина прикрывала льняная или шерстяная рубаха - кетонех. Она могла быть с рукавами или без, в зависимости от сезона. Форма ее также была достаточно разнообразной, меняясь в зависимости от вкусов и моды. Из цветов преобладали  белый, коричневый, индиго и пурпурный. По углам верхняя одежда имела голубую бахрому, служившую постоянным напоминанием о Господе. Под верхнюю рубаху обычно одевали нижнюю, а под нее – белье и штаны из шерсти или льна. У женщин штаны могли быть расшиты или окрашены. Самым распространенным видом обуви служили сандалии, кожаная подошва которых держалась на одном или двух ремешках. В ходу были также высокие ботинки, закрывающие щиколотки. Многие евреи чуть ли не круглый год ходили босые. В качестве головного убора использовали шапочку - мигбу.  Выходить с непокрытой головой считалось неприличным.

Женщины, по сути, носили ту же одежду, что и мужчины. Различия состояли в качестве и цвете тканей, длине, украшениях и крое. Особенностью женского туалета являлся пояс из шерсти – кишурим, который несколько раз оборачивали вокруг талии. Он служил одним из главных украшений  женского костюма. Женский плащ – митпахат, был очень широким и предусматривал возможность покрыть голову.  Блуза с рукавами (маатафа) отличалась изысканным покроем. В качестве головного убора женщины использовали тюрбан, сетчатую шапочку, повязки из льна и шелка, шапки или покровы. Покров вообще считался женским козырем. Драпируя его различным образом, модницы умели очень ловко выражать с его помощью свои чувства: стыдливость, страх или любовь. Кажется, ничто не обязывало еврейскую женщину постоянно закрывать лицо. Красоту и изящество придавали ей также многочисленные и разнообразные украшения.
 
Поскольку температура воздуха в Палестине значительно колеблется в течение суток (днем здесь невыносимо жарко, а ночью достаточно прохладно), богатые люди имели разную одежду для каждого времени суток и часто переодевались.

Как мужчины, так и женщины в то время носили длинные волосы. За ними тщательно следили и заплетали их в косы. Мужчины, кроме того,  имели длинную бороду и усы.
Евреи во все века любили праздники, хорошее угощение, музыку и танцы. Это был веселый и общительный народ. Однако, хороший тон заключался в том, чтобы говорить  кратко и мудро; хвастуны, любители позлословить, грубияны сурово осуждались.

Закон Моисея требовал от еврея очищения для достижения ритуальной чистоты. Подобные же очищения считались необходимыми во многих случаях повседневной жизни  – когда человек был болен, после прикосновения к умершему или чему-то нечистому и т.д. Перед сном и после пробуждения также было принято мыться. Священники мыли руки и ноги очень часто: после каждой еды, при каждом ритуальном или светском акте. В богатых домах существовали специальные бассейны для омовений, и рабы мыли ноги господам и их посетителям. После купания, чтобы предотвратить сухость кожи, тело умащали благовонными маслами. Женщины в большом количестве использовали духи.

                8. Особенности питания

Со времен Моисея  у евреев существовали строгие предписания о чистой и нечистой пище. Из животных чистыми считались те, у которых раздвоенные копыта и которые жуют жвачку. Так верблюда, хотя он и жевал жвачку, нельзя было есть, потому что он не имел раздвоенных копыт. К числу нечистых относились зайцы, свиньи, тушканчики, мыши и многие другие представители палестинской фауны. Что касается чистых животных, то их оставалось сравнительно немного: корова, овца, коза, олень, серна, изюбр. Из рыб разрешалось есть только тех, которые имели плавники и чешую (нечистыми считались, в частности, угорь, сом и все осетровые). Из птиц к нечистыми относились орлы, грифы, коршуны, вороны, страусы, совы, чайки, ястребы, филины, лебеди, пеликаны, цапли. Саранча и кузнечики, напротив, считались чистыми.

Рацион евреев включал в себя хлеб, фрукты и ягоды (изюм, финики, гранаты, оливки, яблоки, миндаль), говядину, телятину, баранину, а также овощи, обильно приправленные маслом. Хлеб считался основой питания. Евреи выпекали много сортов хлеба, делали печенье, пироги, варили крупяные супы. В лесу и на поле собирали орехи, фисташки, а также разнообразные травы, используемые в качестве приправ в бульоне и салате. Широко использовались пряности: тмин, кориандр, каперсы и перец. На огородах выращивали  бобы, чечевицу, огурцы, чеснок, лук, кабачки и арбузы. В пищу употреблялся также мед диких пчел, считавшийся очень большим лакомством. Мясные блюда готовились обычно к празднику. Но, есть разрешалось только тех животных, которые забиты с соблюдением ритуала (это значило перерезать горло и дать крови вытечь; употребление крови запрещалось законом). Животное, найденное мертвым или убитое без соблюдения ритуала считалось нечистым и не могло употребляться в пищу. Никаких вилок, конечно, не было. Всю пищу брали руками. Мясо ели с хлебом, обмакивая его в соус, который стоял посреди стола.

Из напитков в повседневной жизни прежде всего употребляли воду и молоко. На пирушках подавали вина, ликеры и сикер (пиво). Палестина славилась своими виноградниками. Вина здесь пили много, однако пьянство однозначно осуждалось.
Пищу принимали два раза в сутки – во время полуденного отдыха и вечером. Наиболее обильная трапеза устраивалась после рабочего дня.  Ели сидя на низких стульях у стола.

                9.Семейные отношения

Еврейская семья была патриархальной. До замужества женщина всецело подчинялась отцу и только после выхода замуж обретала некоторую независимость. В доме на ней лежало множество повседневных обязанностей: она молола зерно, пекла хлеб, приготовляла пищу, носила воду из колодца, воспитывала детей, заботилась о чистоте и святости очага. Нам хорошо известен идеал девичьей и женской красоты той эпохи: красавица имеет белую кожу, миндалевидные глаза, черные густые волосы, ниспадающие на плечи, ровные зубы, чуть вывернутые губы, крупный нос, румянец на щеках, высокую шею, крепкую грудь, длинные ноги, стройный стан и походку, исполненную достоинства. Эта женщина благоухает, словно лилия – опьяняющая, великолепная, страстная до безумия, царственная в совершенстве своей величественной красоты.

Детей воспитывала мать, реже служанка. Обычно ребенка кормили грудью до трех лет. По случаю отнятия от груди устраивали семейный праздник. Дети, конечно, играли, и при археологических раскопках ученые находят много детских игрушек. Отец имел большую власть над своими детьми, вплоть до того, что мог продать их в рабство. По закону он должен был держать детей в строгости, не иметь любимчиков и не давать предпочтения одному своему ребенку перед другим. Родителям и старикам оказывалось глубокое уважение. Закон Моисея на этот счет более чем категоричен. Одна из его статей гласит: «Кто злословит  отца своего, или свою мать, того должно придать смерти».

                10.Хозяйственная деятельность

Изначально израильтяне были скотоводческим народом. Кочуя с места на место, они использовали в качестве тягловой силы ослов и волов. Между XV и XI веками до Р.Х. в их хозяйстве появились верблюды, а несколько позднее, уже в конце эпохи Судей, в Палестину начинают ввозить лошадей. В сельскохозяйственных работах широко применялись короткорогие быки, прирученные еще в доисторические времена. Мелкий рогатый скот – овцы и козы – были распространены повсеместно. В Палестине имелось много хороших пастбищ, поэтому свои небольшие стада имела буквально каждая семья. В окраинных, пустынных районах козы и овцы  давали человеку все продукты, необходимые для жизни: молоко, мясо, шерсть.

После расселения израильских племен в Ханаане наряду с традиционным скотоводством все большее значение стало приобретать земледелие. Крестьяне выращивали на своих полях различные злаки, масличные культуры, фруктовые деревья, а также самые необходимые овощи. Твердую пшеницу и ячмень сеяли обычно в ноябре-декабре, до или сразу после первых дождей. Урожай собирали в марте-мае. Из технических культур выращивали лен. Возделывали гранатовые, оливковые, миндальные деревья, несколько видов пальм и яблони. Виноград и фиги вообще росли в каждом саду, олицетворяя благополучие дома.

Археологи обнаруживают при раскопках многочисленные сельскохозяйственные инструменты: остатки телег, мотыги, топоры, вилы, острые палки (с их помощью погоняли волов), косы, серпы, удила, тяпки для прополки, лопаты, заступы, секаторы для подрезки деревьев. Пахали обычно плугом, который тянула пара быков или ослов (лошадей и мулов для сельских работ почти не использовали). В горных районах, как в старину, основным орудием оставалась мотыга. После пахоты крестьяне рыхлили землю бороной и выпалывали сорняки. Земледелие было непростым делом. Отсутствие рек и ручьев ставило крестьян в сильную зависимость от  дождя или искусственного полива. Засуха не раз становилась причиной жестокого голода. Нередко пахотную землю приходилось отвоевывать у пустыни или вырубать террасы в скалах. В горах, чтобы разбить виноградник, везли землю из долин. Работы хватало во все месяцы года, но самое тяжелое время  приходилось на весну, когда жали, молотили, мололи, веяли, пересыпали зерно и вязали снопы.

Каждая семья пекла хлеб из своего зерна (выращенного или покупного). При раскопках археологи обнаруживают огромное количество каменных жерновов – явное свидетельство того, что свое устройство для помола зерна имели даже самые бедные люди. Закон запрещал брать жернова  в залог у несостоятельного должника: это означало отнять у него ежедневное питание.

Еврей, лишенный земель, был вынужден наниматься на работу к более удачливым соседям. Труд работников оплачивался поденно: по окончании рабочего дня человек получал либо деньги, либо продукты. Число наемных батраков было  довольно велико.

Расселившись в Палестине, израильтяне быстро приобщились к городской жизни. Многие из них избрали для себя занятие ремеслом. В Священной истории упоминается большое количество специальностей: каменщики, столяры, кузнецы, литейщики, резчики, ткачи, портные, вышивальщицы, мельники, пекари, сукновалы, гончары, слесари, ювелиры, парфюмеры. Часто в работе мастеру помогали не только его дети, но также батраки и рабы.
 
Особенно широкое распространение получило ткацкое дело, и это не удивительно, поскольку в Палестине имелось много высококачественного и дешевого сырья.  Основным  материалом для производства пряжи служила  козлиная шерсть. Ее состригали, мыли, чесали, красили в пурпур, индиго или другие натуральные цвета, а потом тянули из нее нить. Лен также использовался, но в меньшей степени. Ткали на горизонтальных ткацких станках, которые имелись во многих домах. Помимо ткачества, широкое распространение получили обработка кож и гончарное производство.

Обетованная земля оказалась небогатой полезными ископаемыми. В Заиорданье археологи обнаружили древние шахты, в которых добывали медь. Но ее было мало, также как и железа. Поэтому металлы приходилось ввозить из соседней Финикии. Тем не менее, кузнечное ремесло достигло больших успехов, и евреи славились как хорошие кузнецы. Точно также, из привозного золота и серебра (в основном египетского), местные ювелиры изготавливали разнообразные  украшения.

Палестина издревле являлась перекрестком караванных путей, связывавших Азию с Африкой. Поэтому евреи с первых лет их расселения  включились в международную торговлю. Через их владения шли караваны с металлами, пряностями, предметами роскоши, духами, благовониями, рабами. Археологи открывают много предметов иноземного происхождения. Сами евреи вывозили масло, вино и зерно. Впрочем, крупная торговля находилась в основном руках ханаанеев, финикийцев и ассирийцев. У евреев сословие крупных  торговцев в эпоху Судей  отсутствовало.

Земледельцы, скотоводы, ремесленники продавали свою продукцию на городских рынках, которые размещались обычно у городских ворот. Эквивалентом обмена служило серебро, отвешиваемое на специальных весах (монет в то время еще не было). Во время раскопок в Палестине постоянно находят множество каменных и бронзовых гирек – лишнее подтверждение тому, что товарно-денежные отношения находились здесь на достаточно высоком уровне.

                11. Еврейская письменность и «Книга Завета»

Первая известная науке надпись с употреблением финикийского алфавита относится к XIII в. до Р.Х. В XI в. до Р.Х. он получил широкое распространение у всех окрестных народов. Одни из первых заимствовали новую письменность евреи, язык которых к этому времени уже мало отличался от ханаанского. Самая ранняя из дошедших до нас еврейских надписей («Земледельческий календарь» из Гезера) относится к X в. до Р.Х., но не исключено, что евреи пользовались финикийским письмом уже за два столетия до этого.

Не позже чем в XI в. до Р.Х.  был составлен и записан древнейший еврейский кодекс, так называемая «Книга Завета» (ее содержание соответствует 20-23 главам нынешней библейской книги «Исхода»). Это была первая известная нам попытка развить Десять Заповедей Моисея, распространив их принципы на нормы морали, права и религии.  Необходимость в этом должна была возникнуть очень рано. В самом деле, Заповеди Моисея  изложены слишком сжато и не могут, без многочисленных пояснений, служить ясным руководством  во всех без исключения случаях жизни.  Между тем, богобоязненный человек, во избежании невольного греха,  желает соотносить с волей Бога каждый свой шаг.

Еврейские законники были хорошо знакомы с нормами ханаанского уголовного права (впитавшего в себя, между прочим, некоторые положения знаменитого древне-вавилонского сборника законов, составленного в XVIII в. до Р.Х. царем Хаммурапи (http://www.proza.ru/2010/07/12/208)). Но нельзя было механически брать и переносить на еврейскую почву чужие законы. Следовало сохранить тот неповторимый нравственный импульс, который Господь внес в отношения с избранным Им народом. Древнееврейским законодателям это блестяще удалось.

«Книга Завета» представляет собой откровение, данное Господом Моисею на горе Синай. Таким образом, источником законодательства объявляется Сам Всевышний, Который строго следит за исполнением Его установлений. Прежде всего, Бог требует от израильтян милосердия к слабым, сирым и униженным: Он предупреждает: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притесняешь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, а дети сиротами». Чужеземцы также требуют к себе внимания. «Пришельца не обижай и не притесняй его, - говорит Господь, - вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами  в земле Египетской».

Долговое рабство явно не одобряется Богом, а ростовщичество  прямо Им запрещено. «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, - говорит Господь, -  то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего  твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопит ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд». Каждый седьмой год долги должны были безвозмездно списываться, вне зависимости от того выплачены они или нет.

Еврей, продавший себя из-за нужды в рабство, находился под прямым покровительством Господа. Убийство такого раба считалось серьезным преступлением. «А если кто ударит раба своего или служанку свою палкою, - Говорит Господь, -  и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан…» Истязания и жестокое обращение также не допускаются. «Если кто раба своего ударит в глаз или служанку свою в глаз и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз, - читаем наказ Бога Моисею, -  и если выбьет зуб рабу своему или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб». Наравне со свободными израильтянами раб не должен был работать в субботу. Наконец, долговое рабство не могло быть бессрочным. «Если купишь раба еврея, пусть он работает тебе шесть лет, - говорит Господь, - а на седьмой год пусть выйдет на волю даром; если он пришел один, пусть один и выйдет; а если  он женатый, пусть выйдет с ним и жена его». Более того, хозяин должен был наделить отпущенника едой и хотя бы минимальным имуществом, чтобы он мог устроить свою жизнь. Только в том случае, если отпущенник при свидетелях отказывался от предоставляемой ему свободы, его рабство делалось пожизненным. Знаком этого служило проколотое ухо.

Из всего этого видно, что рабство среди евреев носило патриархальный характер. Раб как бы принимался в семью, участвовал в отправлении семейного культа и праздниках, мог вступать в брак. После смерти хозяина ему причиталась какая-то часть имущества. При подобных законах рабство, по существу, становилось невыгодным, и потому этот институт не получил значительного развития. Богатые израильтяне предпочитали наем батраков, отношения с которыми регулировались простым договором.

Уголовное право «Книги Завета» также имело ряд особенностей. Закон был очень суров к тем, кто покушался на жизнь и здоровье человека – во всех подобных случаях преступник должен был понести такой же ущерб, какой понес потерпевший. «Кто ударит человека так, что он умрет, - провозглашает Господь, - да будет предан смерти… Кто украдет человека из сынов Израилевых и продаст его, или найдется он в руках его, то должно предать его смерти… Если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб…» Однако законодательство заметно смягчалось в отношении тех, кто покушался на чужое имущество.  Так вор мог быть приговорен только к возмещению пропажи в двойном размере. (Заметим, что в Месопотамии дело обстояло иначе; здесь кража каралась с исключительной жестокостью).

                12. Жертвоприношения
 
Обращаясь к религиозной жизни, «Книга Завета» определяла порядок жертвоприношений. «Не делайте передо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе, - говорит Господь, - сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу  память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесанных, ибо, как скоро наложишь на него тесло твое, то осквернишь их…» Из этих строк видно, что во времена Судий жертву Богу можно было приносить во многих местах. В ту пору в разных частях страны существовали народные алтари, вокруг которых вырастали порой мелкие святилища. Располагались они, как правило,  на возвышенности, что придавало им дополнительное величие. Археологи находят множество алтарей из камня различной формы. Иногда алтари складывались из нескольких камней, иногда эту роль выполнял один монолитный блок, как, например, алтарь, открытый в Асоре и  весивший пять тонн. Алтарь считался священным местом, поскольку в момент жертвы здесь  совершалось таинство искупления.

Существовали различные виды жертвоприношения, самыми распространенными были жертвы за грех и жертвы всесожжения. Жертва за грех приносилась ради искупления грехов, совершенных  «по ошибке». В этом случае на алтаре воскурялись только некоторые части внутренних органов животного (печень и почки). Остальное съедалась участниками церемонии (она символизировала совместное вкушение пищи с Господом). Иначе приносилась жертва всесожжения, целиком посвященная Богу.  Животное, предназначенное для нее, могло быть только «мужеского пола, без порока» ибо Господу следовало дарить только самое лучшее и чистое. После  заклания его рассекали на части, омывали, возлагали на жертвенник и сжигали целиком. Существовали и мирные, бескровные жертвы – хлебные приношения из пресного теста, заменявшие для бедняков жертвенных животных.

Жертвы другим богам, а также умершим родственникам, строго запрещались. «Книга Завета» однозначно требовала: «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен». Однако, не смотря на это категоричное утверждение, израильтяне в эпоху Судей не являлись последователями строгого единобожия. Впрочем, ни сам Моисей, ни его приемники никогда не утверждали, что помимо Яхве других богов нет. Их существование не только допускалось, но и признавалось. Однако, израильтянам, заключившим Завет с Яхве, запрещалось поклоняться им. Служение чужим богам рассматривалась как измена Господу, как «блуд». Яхве был ревнивым богом и сурово карал неверных. Именно в этом смысле следует понимать вышеприведенный запрет на жертвы «чужим» богам из «Книги Завета». Но, увы, он тоже не соблюдался! Многие израильтяне в ту пору открыто поклонялись ханаанским божествам, в особенности Элю,  Ваалу и Астарте. Археологи постоянно находят при раскопках еврейских поселений терракотовые идолы богини-матери и символы предков-хранителей. Причина «уклонения» израильтян, их пристрастие к ханаанским культам понятна. Суровый Яхве, отождествляемый обычно с ветром и огнем, был богом пустынь. В эпоху скитаний его власть над умами скотоводческого народа казалась полной. Но после расселения в Обетованной Земле, когда многие израильтяне перешли к земледелию, положение кардинально изменилось. Теперь жизнь еврея целиком зависела от правильной чреды засух и дождей, от урожайности нив и виноградников. Мог ли Яхве даровать все это? Помыслы и надежды евреев невольно устремлялись к древним земледельческим богам Ханаана – Ваалу и Астарте. Именно их стали молить о дожде, от них в первую очередь ждали хорошего урожая. Конечно же, Яхве не был забыт, служение ему продолжалось, но образ его словно потускнел и удалился. Только в годы испытаний, когда приходилось вести тяжелые войны с соседями, израильский народ переживал своего рода раскаяние и, охваченный религиозным воодушевлением, вновь возвращался к своему грозному Богу, когда-то вырвавшему его из египетского рабства. Но потом наступали годы мира, религиозный экстаз иссякал, и следующие поколения евреев опять начинали воскурять жертвы перед идолами ханаанских богов.

                13. Религиозные праздники

С глубокой древности жизнь евреев подчинялась строгому ритму: после шести дней работы следовала суббота – день отдыха, посвященный радости в Господе и проповедям священников. Являясь как бы знаком Завета и послушания Богу, она занимала исключительно важное место  в жизни евреев.

Та же цикличность соблюдалась в счете лет. «Книга Завета» предписывала: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим  и с маслиною твоею…» Этот седьмой - «субботний» - год был целиком посвящен служению Богу. С его наступлением прощались все долги, а рабы вновь обретали свободу. Приготовляясь к «субботнему» году, израильтяне в течение шести «рабочих» лет отделяли от каждого урожая, так называемую, «вторую десятину» («первая» десятина шла на содержание левитов и священников). Собранных запасов зерна как раз хватало на год.

Помимо суббот евреи каждый год отмечали три общенациональных религиозных праздника. Заповедь на этот счет также содержится в «Книге Завета»: «Три раза в году празднуй мне: наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта…; наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою. Три раза в году должен являться весь мужской пол твой перед лице Владыки, Господа твоего».

Три вышеперечисленных праздника  были приурочены к трем важнейшим моментам  земледельческого календаря: Пасха («празднику опресноков») – к жатве ячменя, Пятидесятница («Праздник жатвы первых плодов») – к жатве пшеницы. Праздник Кущей – к «собиранию плодов в конце года». Поэтому три раза в год израильтяне должны были приносить в скинию  «начатки» или «первинки» каждого урожая, посвящая их Господу.
Но, кроме того, три эти праздника были связаны с важнейшими событиями прошлой истории. В день Пасхи свершился исход из Египта. В день Пятидесятницы (она отмечалась через семь недель после Пасхи) народ услышал Десять Заповедей, изреченных Господом с горы Синай. Праздник Кущей был установлен в память 40-летнего странствия по пустыне, завершившегося обретением Обетованной Земли. Он приходился на сентябрь и отмечался с особенным торжеством и весельем. В это время все жители на семь дней переселялись из своих домов в специально построенные шалаши («кущи»).

«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189

Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576