07-08. 1976 г. Гастроли преферансистов

Виталий Альбертович Иванов
Из дневника и записных книжек. С редактированием, купюрами и дополнениями.
=============================================

Некоторые факты и упоминаемые имена за давностью лет могут быть не точны и, в любом случае, являются авторской интерпретацией.
Прошу считать публикацию - литературным произведением, отражающим близко прошедшее, но не являющимся документальным.
=============================================

Решился с Серёгой Воронцовым (Карой-Карлой) съездить на юга, на гастроли.
С работы в «Гириконде» резко уволился. Мать - в очередном шоке.

Приехали в Ялту. Остановились на Ялтинской киностудии. Там работали, устроившись на стройку, наши друзья и клиенты по преферансу Марик и Шура.
Спали на улице под открытым небом. Звёзды огромные, южные!.. Утром - на пляж, вечером – дискотека.

На пляже сразу же занялись поисками клиентов. Быстро нашли. Дурное дело не хитрое… Конечно же, профи. Играющих – откровенно! - на слам, краплёными картами, замешивающих расклады.
Капусты у нас было немного, взяли по 150 рублей, рассчитывая заработать на месте…
Вышло наоборот. Хоть мы и быстро сориентировались, предложили мирно закончить и разойтись. Не тут-то было! У них оказалась группа поддержки, человек 10, которые до того «просто так загорали».. поблизости. К тому же играли мы, по предложению принимающей стороны, на волнорезе, далеко выступающем в море. - «Чтоб никто не мешал!»
Путь назад оказался отрезан крепкими молодыми людьми и, главное, их было существенно больше двоих, нас т.е. с Серёгой. С собою всё - одежда, все деньги, в море не прыгнешь… Пришлось рассчитаться.

Потом попали ещё на одного мастера. Играли вдвоём против уже одного. Мне обычно пруха идёт, да и с Карой неплохо сламим – эффективно и так, что не подкопаешься. Но чёрт знает что! Раз за разом в полтинниках крупно проигрывали. Играли по 3 копейки.
В общем, за несколько дней сошли по бабкам почти на ноль. Шура с Мариком играть с нами отказывались, хорошо нас зная по Ленинграду и будучи уже много должны. И даже долг с них было не взять! – по законам гостеприимства. Они нас приняли и разместили!
На пляже в Ялте, мы уже поняли, схвачено всё. Случайных клиентов не отыскать, приезжие боятся попасть, а если даже найдёшь, тут же местные остановят – не на своём месте работаешь!

Денег уже не было даже на обратный билет. И мы решились ещё раз попробовать.
Нашли-таки желающего из местных, любителя преферанса. Любителя - в полном смысле этого слова!
И вот - мистика! Мне попёрло, как никогда. В полтиннике в пулю набрал больше 100! - 110 из 150-ти!!! При этом Кара держался достойно и почти занулился. Всё проиграл ялтинец.
Невероятная пуля! Играли мы практически честно, но мне так пёрло, как будто все трое – я сам, Карла и даже клиент мне непрерывно замешивали девятерные, десятерные и чистые мизера!

Всё хорошо. Но денег у человека не оказалось… Зато мы подружились. Отдал какую-то мелочь…
- Хотите, - говорит, - познакомлю вас с Ялтой?
– Конечно!
Повёл нас по небольшим частным домикам с персиковыми деревьями, виноградниками. Знакомил. Угощал шашлыками, домашним вином…
Отдыхали, пили, купались на диких пляжах…

Где-то на третий день, после нескольких литров сухого в каком-то кафе у моря… Как сейчас помню, 62 копейки бутылка Алиготе – места надо знать! И отличное!.. Я, срывая с себя одежды и их разбрасывая, пошатываясь, падая и вставая, побежал к морю. Меня пытались остановить несколько человек, но не поймали, удалось вырваться и уплыть.
Очнулся – это я очень хорошо помню! – далеко в море. Всюду вода. Ночь. Над головой яркие звёзды, впереди – звёзды… Оборачиваюсь – и позади звёзды! Кругом – только звёзды и море. Несколько раз обернулся, берега – нет!..
Не помню, что я подумал тогда… Отключился.
Проснулся утром в постели.
Нашли меня, как мне рассказывали потом, через несколько часов. В 3-х километрах от места заплыва.
Скажу определённо, плаваю я неважно. Могу проплыть, может быть, метров 100… но никогда так не рискую!
Не знаю, как у меня тогда получилось…

Утром решили с Карой резко сниматься. На последние взяли билеты на теплоход до Сочи и перебрались в Ново-Михайловку, «Южный лагерь» от ЛПИ.
Пиво на теплоходе ночью случилось вкусное. Густое, тёмное, горькое… Взятое на последний наш рубль… Серёга ещё не хотел покупать!

--------------------

Таак!.. Поставили мы палатку на горке над лагерем. И пошли вниз… Удача! Встретили Скворцова Виталика – подающего большие надежды начинающего преферансиста, знакомого нам по Питеру. А с ним ещё несколько молодых любителей преферанса. Младше нас на год-два.
Кара сказал, рисковать больше нельзя. Он был вообще страшно зол.
Короче. Подготовили сменку, по максимуму – 7 взяток на мизире. Сели играть по 3 копейки за вист с Виталиком и ещё кем-то, и Карла в удобный момент на моей сдаче уронил стакан с вином на пол. Все под стол полезли смотреть, а я быстро сменил колоду. Никто не заметил. Так всё и вышло – 7 взяток! Ну, и пруха ещё мне шла неплохая…
Поправили немного финансы, вздохнули свободнее.

Не буду подробно рассказывать. Были мы там дней 15, столько же примерно, как в Ялте. Выиграли рублей 300. На пляже были только любители. Играл с разными мужиками в основном я, часто один. В гусарика и деберц. Кара много меньше и реже. Обычно – наблюдал и болел.

Вечерами пили вино в местных садах у частников. Продавалось оно 3-х литровыми банками. Наливали в которые из закопанных в огородах железнодорожных цистерн. Сидели за длинными столами под виноградниками, весёлыми компаниями студентов.
Угощал всех, знакомых и незнакомых.
Пробовали и чачу. Но стошнило однажды с пол литра на пятерых. Не понравилось. Дрянь попалась какая-то жуткая, фиолетовая. Последний сломался я - через час, передо мной Карла. А троих наших товарищей понесло сразу.
Долго потом чачу не пил, сложилось предубеждение.

Ходили на танцы, конечно. В студенческий лагерь на дискотеку, в кафе. Но ничего устойчивого не сложилось… Не бабники мы с Карлушей, а пьяницы и картёжники. Было нам не до женщин. За мелкими исключениями…

А потом, вдруг, к ночи, однажды, поднялись на нашу горку… а палаток-то – нет! Администрация лагеря обратилась в милицию, что у нас там малина, дикие оргии, пьянки, разврат, шулера… Приехали милиционеры, сорвали и погрузили на грузовик все палатки – штук 20, увезли в отделение.
Прошёл слух - ищут меня. Подсказали друзья местные.
Это было похоже на правду, потому как я уже стал в посёлке, на пляже и в «Южном лагере» фигурой слишком заметной, почти нарицательной. Не в лучшем смысле этого слова!

В общем, не помню уже каким обманом, Карлуше удалось договориться с милицией, кому-то что-то там проплатив (его не искали)… Или кто-то сказал, что наша палатка – не наша, его. Остальным возвращали, нам отдать не хотели… Пришлось!
И мы быстро-быстро, дворами и огородами на первый автобус, с вещами, исчезли из Ново-Михайловки.

Добирались домой через Киев. Билетов, конечно, не было никуда. Хорошо, были деньги. Удавалось договориться с проводниками. Хватало и на вино.

В Ленинграде пересчитали, осталось у нас 25 рублей на двоих. Серёга великодушно разрешил взять их мне. Потому как работы у меня не было, мать со мною не разговаривала… И перспективы - совершенно неясные.
=======================================

Письма из Ялты.

24.VII.1976 г.
Здравствуй мама!
У меня всё очень хорошо. Доехали мы до Ялты быстро, устроились отлично. Живём у ребят в стройотряде. Они нам дали кровати, одеяла, матрасы и даже простыни.
Погода стоит для нас с Сережей сейчас самая хорошая. Т.е. солнце не всё время, и не очень жарко. Мы здесь уже 4 дня, но ещё не сгорели. Купаемся. Море постоянно нагревается. Когда приехали, было 15 градусов, а сейчас 20.
С питанием тоже не плохо. Правда, фрукты и овощи дорогие, а в большинстве столовых полно народу. Но фрукты растут прямо на улице. А рядом с местом, где мы живём, есть маленькая заводская столовая, и там можно быстро и недорого поесть.
Ездим за город. Вчера прокатились на морском трамвайчике в Алубку и сходили на экскурсию в Воронцовский дворец. Очень интересно.
Сегодня собираемся в Ласточкино гнездо. Хотим объездить всё побережье. Потом, может быть, поедем на Кавказ.
Вот, пожалуй, и всё.
Виталик

1.VIII.1976 г.
Здравствуй мама!
Живу по-прежнему в Ялте. Уже хорошо загорел. Море очень тёплое 22-23 градуса. Днём жарко. Почти не вылезаем из воды.
Но вообще-то мне здесь не очень нравится. Как-то скучно.
На днях мы с Сережей собираемся поехать на Кавказ. Видимо, поплывем на теплоходе.
В Ленинград вернемся, наверное, где-нибудь в двадцатых числах. Задерживаться я здесь не собираюсь.
Виталик
Пишу на почте пером, поэтому получилось не очень гладко.