И снова Москва златоглавая

Татьяна Шмидт
Из Адлера я поехала в Москву. Уж очень мне  снова захотелось увидеть столицу.
Ехала я на второй полке, « на высоте». А в вагоне люди, отдохнувшие на Юге, отрывались по полной.  Почти все везли вино и фрукты, много ехало молодежи. Вот они-то и задавали тон. В соседнем купе потихоньку пили всю ночь  вино  и чачу, громко разговаривали, смеялись. Проводница смотрела на это сквозь пальцы – видимо привыкла. Не отставали от молодых и   пожилые люди.  Мой сосед, мужчина лет шестидесяти, загорелый, синеглазый, выглядевший намного моложе своей жены, все время просил у неё выпить.

Она наливала стопочку  и подвигала ему закуску, он выпивал, улыбался, а потом опять просил налить. Так продолжалось до самой ночи и на другой день тоже. Молодые гудели, задирались, приставали к девчонкам, а те и сами пили не меньше их. Особенно выделялась одна – беленькая, гордо называвшая себя филологом. У неё-то в купе и собирались все, пока она не вышла в Воронеже. Поезд стоял там сорок минут,  и все это время беленькую провожали ее новые друзья, естественно с выпивкой. Под конец  девушка еле стояла на ногах, а ей предстояло еще добраться домой. Не знаю, как ей удалось это, и как встретила ее мать.

Через сорок часов пути я вновь была в Москве  и, сдав вещи в камеру хранения,  первым  делом спустилась в метро.  Было раннее утро,  но в подземном переходе было очень много народа.  К кассе метро стояла большущая очередь, а  в самую гущу толпы  затесался ловкий мужичок и предлагал билеты в метро на одну поездку за пятьдесят рублей. Я, не желая стоять в такой длинной очереди,   купила у него два билета на сто рублей. Мне побыстрее хотелось  увидеть  предрассветную Москву, и я поехала по Красной ветке  до Охотного ряда. При выходе из метро неприятно поразил  безногий калека- бомж со страшными, распухшими  красными  коленями, еще не старый, от него струился ручеёк, и пахло  зловонием. В этот час в метро  было еще безлюдно, я  быстро прошла мимо с неприятным чувством.


И вот я на Красной площади. И   бьют Кремлевские Куранты в предрассветной мгле,  сияют рубиновые звезды. Красная площадь пуста.  Я стою возле Храма Василия Блаженного и любуюсь  работой древних мастеров, изумительной по красоте и прочности кладкой. Как умели строить – на века! А  рядом  Мавзолей, но мне показалось, что Ленин написано растекшимися,   грязными буквами,  и подумала:  « А неужели нельзя написать их аккуратно? Ведь здесь бывает столько людей, из них много иностранцев. Что?   В Москве мало художников?»  На меня хмуро смотрели два милиционера. Я прошла мимо них. Полюбовалась  Историческим музеем.    А на   Красной площади в этот ранний час уже появилось   двое иностранцев. Девушка села прямо на брусчатку  и на своем языке попросила своего спутника ее сфотографировать в картинной позе. Он выполнил ее просьбу, тут же  по Красной площади  бегала бродячая собака. Я пошла в метро.


Там меня  при входе в подземный переход атаковали бомжи, на этот раз молодые, и среди них совсем юная девушка – она просила денег, я подала, сколько смогла и пошла на Тверскую улицу, которую в это ранний час мыли. Иду и вижу театр Ермоловой, зеленое, четырехэтажное здание, там премьера « Весенняя гроза», а ведь здесь когда-то блистала Мария Николаевна Ермолова. А сейчас возглавляет этот театр замечательный актер и режиссер Владимир Андреев. Рядом бутики, где продается свежая косметика ручной работы по запредельным ценам.  Дальше школа – студия МХАТ им. Чехова.
   

Здесь идет пьеса Горького  « Васса Железнова»  ( режиссер Лев Эренбург), здесь же показывают комедию « Призраки» в 2-х действиях, в главной роли актер  Семчев. А еще  тут идут « Прокляты и убиты» Астафьева, «Осада» Евгения Гришковца,  «Дуэль» Чехова, «Новый американец» по Сергею Довлатову, « Река с быстрым  течением» Владимира Маканина, « Крейцерова соната» Толстого с Пореченковым в главной  роли, « Сонечка» Улицкой, «Вишневый сад» с Ренатой Литвиновой, « Гамлет» с Хабенским и другие пьесы. Радует, что здесь много классики, которую я не успела назвать всю. Репертуар замечательный,  и ведущие актеры здесь знамениты: такие,   единственный и неповторимый Олег Табаков. И я впервые в своей жизни пожалела,  что  не могу бывать в такого уровня театрах, где играют большие актеры нашего времени, где священнодействовали на сцене   когда-то великие старики… А могу посещать в основном только наш национальный театр с его национальным же уклоном репертуара.

Я брожу  дальше по  Москве. И вот,  наконец,  МХАТ с символом  Чайки,   созданный знаменитыми Станиславским и Немировичем-Данченко. Волнение охватывает меня при виде этого здания,  а рядом  кафе  Чехова и музей  театра, выставка  «75 улыбок Олега  Табакова».

А вот и  Мосгордума  на Тверской – пятиэтажный дом с колоннами,  возле стоит милиционер -  такой  сытый, свежий, розовый, упитанный. Скоро в этом доме произойдет смена хозяина города, а пока все спокойно. В этом доме с балкона 24 ноября1918 года на митинге выступал Ленин, а потом еще 16 октября и 19 ноября перед отрядами  рабочих- коммунистов  Ярославской и Владимирской  губерний, отправляющихся на фронт. В этом здании в 1917 году работал в октябре военно-революционный комитет.
 А вот в доме  на  Тверской 9 кто только не жил! И Фурцева, и академик Харитон, и Олег Ефремов и многие другие выдающиеся личности.

Я еду дальше. На  станции  метро «Пушкинская»  в память о жертвах теракта в 2000  году      цветы и иконы.  Люди проходят, крестятся.
 
А  вот и памятник великому поэту  1880 года, немного позеленевший от времени, как и строки из его знаменитого стихотворения:
…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
 И милость к  падшим  призывал.


Я долго стояла возле памятника, а   прямо перед лицом поэта   строили   какое-то дикое  сооружение, правда, на мой вопрос  рабочие  ответили, что  это  временно  на один месяц  будет  реклама обуви что ли. Но и то это, на мой взгляд -   святотатство. Неужели другого места в Москве не нашли?!
 И опять бомжи  прямо у памятника. Московские бомжи  - это отдельная тема. Они везде. И сколько молодых!  Бомжи молодеют, как социальное явление. Вернее, выросли из тех многочисленных беспризорников перестройки. Люди, не нашедшие себя в обществе, и выброшенные на самое дно. Как нужны стране реабилитационные центры для таких  людей,  которых  еще  МОЖНО  СПАСТИ! 

 А я шагаю дальше по столице и вижу серое, многоэтажное, массивное здание Государственной Думы, куда входят только по пропускам. Сотрудники опаздывают, а уже десятый час. Все  холеные, сытые, очень хорошо и дорого одеты. Думают ли они о народе? Не знаю.

 А мое путешествие по Москве продолжается.  Я  сажусь в метро и еду   к университету имени Ломоносова,  что  на Ленинских горах. Это ведь самое большое высшее учебное заведение России. Выйдя из метро,  долго иду по парку, где резные клены роняют листву. Вот, наконец, и это историческое здание такой своеобразной архитектуры, сюда спешат студенты. А вот физический факультет, здесь скульптурный памятник ученому Александру Григорьевичу Столетову. И еще скульптура одному ученому Петру Николаевичу Лебедеву. Здесь же мемориальный комплекс, созданный на средства сотрудников и выпускников   физического факультета  2010 года.

Много студентов,  аспирантов  и преподавателей  погибло во время Великой Отечественной войны. Сколько светлых умов не вернулось с полей сражений! И среди них один Герой Советского Союза Протопопов А. И., выпускник 1941 года.
 ВЕЧНАЯ   СЛАВА.  ГЕРОЯМ!  Обратно  на метро возвращаюсь парком,  в Москве царила осень и больно уж погода в этот день  была  хороша – чудесная пора бабьего лета.  Особенно это ощущалось здесь.  Тут же в парке вижу скульптуру Российского мецената, покровителя науки и юношества  - это Анатолий Федорович Кони и его слова:  «Напутствовать  хочется мне  юное поколение, от мрака и грязи умы и сердца уберечь».

А вокруг меня идет   молодое поколение новых умов – надежды России. Я вглядываюсь в их чистые светлые лица и думаю: « Может, кто-то из них совершит переворот в науке? Есть же среди них таланты  и патриоты.  Дай-то бог».

Ну, а я продолжаю свою осеннюю прогулку по Москве. Вот уже знакомая мне старинная  улица  Остоженка, вот дом 3 7. Ноги сами останавливаются  возле него. Да это же  дом-музей Ивана Сергеевича Тургенева!  Старый, деревянный, двухэтажный, обшитый досками и побеленный,   с высокими окнами,  с флигелем наверху  и   небольшим балкончиком, в котором  растут осенние цветы. Небольшой двор, где желтые клены шелестят  листьями и тополя. Был понедельник, и музей, к сожалению, был закрыт, но из дома вышел служитель и рассказал мне, что дом этот снимала мать писателя. Рядом были церковь и погост. Двор был гораздо больше теперешнего. Рядом находился приют для сирот – подальше у Садового кольца. 

 В музей собрали, что могло быть, подлинных вещей почти не сохранилось. Сейчас планируется ремонт  - восстановление исторического  облика дома  по архивным документам.
При Советской власти в этом доме были коммунальные квартиры – с жильем в Москве было очень туго, потом размещался  пошивочный цех.
 А  я походила по двору, как мне дорог был этот крошечный островок русской культуры, как и само имя великого русского писателя!  Недалеко отсюда  на Остоженке  в шикарном особняке  находится  Центр оперного пения Галины Вишневской, откуда доносились звуки чудного пения, видимо, артисты готовились к  премьере « Царская невеста».
 
На Остоженке сносят  и модернизируют   старинные  дома,  они закрыты зеленой сеткой  и после модернизации превращаются   в  стандартные  и безликие  из темного тонированного стекла, бетона и пластика. От этого уходит сам дух этих улиц старой Москвы,  и становится грустно.
 Все музеи и галереи в этот день были  закрыты, и я поехала в парк Сокольники, с детства знакомый по одной из картин Левитана. А в  там липы сбрасывали свой наряд, дул свежий ветерок, было прохладно.   После солнечного теплого  юга я замерзла и изрядно устала, и присела на скамейку отдохнуть.
 
 В  парке гуляли люди, тут же кормились голуби.  Рядом со мной на лавочке сидела маленькая  чистенькая старушка и ела хлеб, а потом, словно оправдываясь, сказала: « Я тридцать пять лет на швейной фабрике проработала, пока ее не закрыли. Пенсию маленькую заработала, вот и приходится выгадывать. Раз в неделю делаю себе праздник – хожу в столовую на  станции метро  Красносельской.  Да  еще за комнату плачу в коммуналке, и то внуки ее отбирают у меня – им жить негде, а мне - то  куда деваться?»  - и она заплакала, утираясь чистым платком, а потом пошла по аллее мелкими семенящими шажками.

  Я подумала: « И здесь есть свои  униженные и оскорбленные»,  - вздохнула и
  пошла прогуляться  по  парку, в котором чего только  не было для детей!  И красивый фонтан, и веселые глазастые паровозики, словно из сказки. По дорожкам гуляли молодые мамы с колясками, а напротив меня в уголке решают кроссворд два пенсионера,  никого не замечая вокруг. И везде белые следы панды, которые ведут  к параллельным веревкам на деревьях.  Еще здесь можно покататься на пони. Поучаствовать в различных    аттракционах, а скоро будет проходить фестиваль для беременных  в интересной форме. Даже белая гипсовая скульптура  олицетворяет мать с тремя детьми.
 А еще  здесь очень уютно, много осенних цветов.

Кстати, В. И. Ленин выступал на территории парка на митингах трудящихся 21 июня и 9 августа 1918 года,  о чем гласит мемориальная  доска.

Здесь радуют глаз старые дубы и березы. А основан парк « Сокольники» в 1879 году, хотя  народные  гулянья проходили здесь и раньше – с 1809 года. Дворяне и мещане привозили еду, самовары, охраняла жандармерия. Простой люд  ходил сюда пешком и тоже весело проводил здесь время.
Мне тоже очень понравился этот парк, в нем можно отдохнуть от суеты и шума большого города. Это как маленький оазис, среди пустыни. Невдалеке с большим азартом играли в шахматы старики, а мне пора было подкрепиться и отправляться дальше в дорогу.