Из Адлера я поехала в Москву. Уж очень мне снова захотелось увидеть столицу.
Ехала я на второй полке, « на высоте». А в вагоне люди, отдохнувшие на Юге, отрывались по полной. Почти все везли вино и фрукты, много ехало молодежи. Вот они-то и задавали тон. В соседнем купе потихоньку пили всю ночь вино и чачу, громко разговаривали, смеялись. Проводница смотрела на это сквозь пальцы – видимо привыкла. Не отставали от молодых и пожилые люди. Мой сосед, мужчина лет шестидесяти, загорелый, синеглазый, выглядевший намного моложе своей жены, все время просил у неё выпить.
Она наливала стопочку и подвигала ему закуску, он выпивал, улыбался, а потом опять просил налить. Так продолжалось до самой ночи и на другой день тоже. Молодые гудели, задирались, приставали к девчонкам, а те и сами пили не меньше их. Особенно выделялась одна – беленькая, гордо называвшая себя филологом. У неё-то в купе и собирались все, пока она не вышла в Воронеже. Поезд стоял там сорок минут, и все это время беленькую провожали ее новые друзья, естественно с выпивкой. Под конец девушка еле стояла на ногах, а ей предстояло еще добраться домой. Не знаю, как ей удалось это, и как встретила ее мать.
Через сорок часов пути я вновь была в Москве и, сдав вещи в камеру хранения, первым делом спустилась в метро. Было раннее утро, но в подземном переходе было очень много народа. К кассе метро стояла большущая очередь, а в самую гущу толпы затесался ловкий мужичок и предлагал билеты в метро на одну поездку за пятьдесят рублей. Я, не желая стоять в такой длинной очереди, купила у него два билета на сто рублей. Мне побыстрее хотелось увидеть предрассветную Москву, и я поехала по Красной ветке до Охотного ряда. При выходе из метро неприятно поразил безногий калека- бомж со страшными, распухшими красными коленями, еще не старый, от него струился ручеёк, и пахло зловонием. В этот час в метро было еще безлюдно, я быстро прошла мимо с неприятным чувством.
И вот я на Красной площади. И бьют Кремлевские Куранты в предрассветной мгле, сияют рубиновые звезды. Красная площадь пуста. Я стою возле Храма Василия Блаженного и любуюсь работой древних мастеров, изумительной по красоте и прочности кладкой. Как умели строить – на века! А рядом Мавзолей, но мне показалось, что Ленин написано растекшимися, грязными буквами, и подумала: « А неужели нельзя написать их аккуратно? Ведь здесь бывает столько людей, из них много иностранцев. Что? В Москве мало художников?» На меня хмуро смотрели два милиционера. Я прошла мимо них. Полюбовалась Историческим музеем. А на Красной площади в этот ранний час уже появилось двое иностранцев. Девушка села прямо на брусчатку и на своем языке попросила своего спутника ее сфотографировать в картинной позе. Он выполнил ее просьбу, тут же по Красной площади бегала бродячая собака. Я пошла в метро.
Там меня при входе в подземный переход атаковали бомжи, на этот раз молодые, и среди них совсем юная девушка – она просила денег, я подала, сколько смогла и пошла на Тверскую улицу, которую в это ранний час мыли. Иду и вижу театр Ермоловой, зеленое, четырехэтажное здание, там премьера « Весенняя гроза», а ведь здесь когда-то блистала Мария Николаевна Ермолова. А сейчас возглавляет этот театр замечательный актер и режиссер Владимир Андреев. Рядом бутики, где продается свежая косметика ручной работы по запредельным ценам. Дальше школа – студия МХАТ им. Чехова.
Здесь идет пьеса Горького « Васса Железнова» ( режиссер Лев Эренбург), здесь же показывают комедию « Призраки» в 2-х действиях, в главной роли актер Семчев. А еще тут идут « Прокляты и убиты» Астафьева, «Осада» Евгения Гришковца, «Дуэль» Чехова, «Новый американец» по Сергею Довлатову, « Река с быстрым течением» Владимира Маканина, « Крейцерова соната» Толстого с Пореченковым в главной роли, « Сонечка» Улицкой, «Вишневый сад» с Ренатой Литвиновой, « Гамлет» с Хабенским и другие пьесы. Радует, что здесь много классики, которую я не успела назвать всю. Репертуар замечательный, и ведущие актеры здесь знамениты: такие, единственный и неповторимый Олег Табаков. И я впервые в своей жизни пожалела, что не могу бывать в такого уровня театрах, где играют большие актеры нашего времени, где священнодействовали на сцене когда-то великие старики… А могу посещать в основном только наш национальный театр с его национальным же уклоном репертуара.
Я брожу дальше по Москве. И вот, наконец, МХАТ с символом Чайки, созданный знаменитыми Станиславским и Немировичем-Данченко. Волнение охватывает меня при виде этого здания, а рядом кафе Чехова и музей театра, выставка «75 улыбок Олега Табакова».
А вот и Мосгордума на Тверской – пятиэтажный дом с колоннами, возле стоит милиционер - такой сытый, свежий, розовый, упитанный. Скоро в этом доме произойдет смена хозяина города, а пока все спокойно. В этом доме с балкона 24 ноября1918 года на митинге выступал Ленин, а потом еще 16 октября и 19 ноября перед отрядами рабочих- коммунистов Ярославской и Владимирской губерний, отправляющихся на фронт. В этом здании в 1917 году работал в октябре военно-революционный комитет.
А вот в доме на Тверской 9 кто только не жил! И Фурцева, и академик Харитон, и Олег Ефремов и многие другие выдающиеся личности.
Я еду дальше. На станции метро «Пушкинская» в память о жертвах теракта в 2000 году цветы и иконы. Люди проходят, крестятся.
А вот и памятник великому поэту 1880 года, немного позеленевший от времени, как и строки из его знаменитого стихотворения:
…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Я долго стояла возле памятника, а прямо перед лицом поэта строили какое-то дикое сооружение, правда, на мой вопрос рабочие ответили, что это временно на один месяц будет реклама обуви что ли. Но и то это, на мой взгляд - святотатство. Неужели другого места в Москве не нашли?!
И опять бомжи прямо у памятника. Московские бомжи - это отдельная тема. Они везде. И сколько молодых! Бомжи молодеют, как социальное явление. Вернее, выросли из тех многочисленных беспризорников перестройки. Люди, не нашедшие себя в обществе, и выброшенные на самое дно. Как нужны стране реабилитационные центры для таких людей, которых еще МОЖНО СПАСТИ!
А я шагаю дальше по столице и вижу серое, многоэтажное, массивное здание Государственной Думы, куда входят только по пропускам. Сотрудники опаздывают, а уже десятый час. Все холеные, сытые, очень хорошо и дорого одеты. Думают ли они о народе? Не знаю.
А мое путешествие по Москве продолжается. Я сажусь в метро и еду к университету имени Ломоносова, что на Ленинских горах. Это ведь самое большое высшее учебное заведение России. Выйдя из метро, долго иду по парку, где резные клены роняют листву. Вот, наконец, и это историческое здание такой своеобразной архитектуры, сюда спешат студенты. А вот физический факультет, здесь скульптурный памятник ученому Александру Григорьевичу Столетову. И еще скульптура одному ученому Петру Николаевичу Лебедеву. Здесь же мемориальный комплекс, созданный на средства сотрудников и выпускников физического факультета 2010 года.
Много студентов, аспирантов и преподавателей погибло во время Великой Отечественной войны. Сколько светлых умов не вернулось с полей сражений! И среди них один Герой Советского Союза Протопопов А. И., выпускник 1941 года.
ВЕЧНАЯ СЛАВА. ГЕРОЯМ! Обратно на метро возвращаюсь парком, в Москве царила осень и больно уж погода в этот день была хороша – чудесная пора бабьего лета. Особенно это ощущалось здесь. Тут же в парке вижу скульптуру Российского мецената, покровителя науки и юношества - это Анатолий Федорович Кони и его слова: «Напутствовать хочется мне юное поколение, от мрака и грязи умы и сердца уберечь».
А вокруг меня идет молодое поколение новых умов – надежды России. Я вглядываюсь в их чистые светлые лица и думаю: « Может, кто-то из них совершит переворот в науке? Есть же среди них таланты и патриоты. Дай-то бог».
Ну, а я продолжаю свою осеннюю прогулку по Москве. Вот уже знакомая мне старинная улица Остоженка, вот дом 3 7. Ноги сами останавливаются возле него. Да это же дом-музей Ивана Сергеевича Тургенева! Старый, деревянный, двухэтажный, обшитый досками и побеленный, с высокими окнами, с флигелем наверху и небольшим балкончиком, в котором растут осенние цветы. Небольшой двор, где желтые клены шелестят листьями и тополя. Был понедельник, и музей, к сожалению, был закрыт, но из дома вышел служитель и рассказал мне, что дом этот снимала мать писателя. Рядом были церковь и погост. Двор был гораздо больше теперешнего. Рядом находился приют для сирот – подальше у Садового кольца.
В музей собрали, что могло быть, подлинных вещей почти не сохранилось. Сейчас планируется ремонт - восстановление исторического облика дома по архивным документам.
При Советской власти в этом доме были коммунальные квартиры – с жильем в Москве было очень туго, потом размещался пошивочный цех.
А я походила по двору, как мне дорог был этот крошечный островок русской культуры, как и само имя великого русского писателя! Недалеко отсюда на Остоженке в шикарном особняке находится Центр оперного пения Галины Вишневской, откуда доносились звуки чудного пения, видимо, артисты готовились к премьере « Царская невеста».
На Остоженке сносят и модернизируют старинные дома, они закрыты зеленой сеткой и после модернизации превращаются в стандартные и безликие из темного тонированного стекла, бетона и пластика. От этого уходит сам дух этих улиц старой Москвы, и становится грустно.
Все музеи и галереи в этот день были закрыты, и я поехала в парк Сокольники, с детства знакомый по одной из картин Левитана. А в там липы сбрасывали свой наряд, дул свежий ветерок, было прохладно. После солнечного теплого юга я замерзла и изрядно устала, и присела на скамейку отдохнуть.
В парке гуляли люди, тут же кормились голуби. Рядом со мной на лавочке сидела маленькая чистенькая старушка и ела хлеб, а потом, словно оправдываясь, сказала: « Я тридцать пять лет на швейной фабрике проработала, пока ее не закрыли. Пенсию маленькую заработала, вот и приходится выгадывать. Раз в неделю делаю себе праздник – хожу в столовую на станции метро Красносельской. Да еще за комнату плачу в коммуналке, и то внуки ее отбирают у меня – им жить негде, а мне - то куда деваться?» - и она заплакала, утираясь чистым платком, а потом пошла по аллее мелкими семенящими шажками.
Я подумала: « И здесь есть свои униженные и оскорбленные», - вздохнула и
пошла прогуляться по парку, в котором чего только не было для детей! И красивый фонтан, и веселые глазастые паровозики, словно из сказки. По дорожкам гуляли молодые мамы с колясками, а напротив меня в уголке решают кроссворд два пенсионера, никого не замечая вокруг. И везде белые следы панды, которые ведут к параллельным веревкам на деревьях. Еще здесь можно покататься на пони. Поучаствовать в различных аттракционах, а скоро будет проходить фестиваль для беременных в интересной форме. Даже белая гипсовая скульптура олицетворяет мать с тремя детьми.
А еще здесь очень уютно, много осенних цветов.
Кстати, В. И. Ленин выступал на территории парка на митингах трудящихся 21 июня и 9 августа 1918 года, о чем гласит мемориальная доска.
Здесь радуют глаз старые дубы и березы. А основан парк « Сокольники» в 1879 году, хотя народные гулянья проходили здесь и раньше – с 1809 года. Дворяне и мещане привозили еду, самовары, охраняла жандармерия. Простой люд ходил сюда пешком и тоже весело проводил здесь время.
Мне тоже очень понравился этот парк, в нем можно отдохнуть от суеты и шума большого города. Это как маленький оазис, среди пустыни. Невдалеке с большим азартом играли в шахматы старики, а мне пора было подкрепиться и отправляться дальше в дорогу.