6. О родне и о себе. О Василии Ивановиче

Владимир Иванович Маслов
     О Василии Ивановиче


     Василий Иванович Маслов (1971-1952) — Басилей — брат моего деда. Басилеем его звали казахи, так звали его все родные. Встречался я с ним всего раза два, когда учился в десятом классе, то есть, в 1949 году. Из-за того, что рот его был завязан всегда какой-то тряпкой, полотенцем (нижней челюсти у него не было), он говорил очень непонятно. Я с большим трудом мог разобрать, что он говорит. Но он был любопытным стариком, как губка пытался выпытать у меня всё, что я знал о своих родственниках, о рыбалке, о жизни, обо всём. Раньше, чем через два часа от него уйти было невозможно, настолько он был любопытен. О самоловах расспрашивал. Как Иван их делает, какие крючки гнёт, как вяжет поводки. На каких местах в реке Белой и на Иртыше их ставит. Что, где, когда ловится. Куда сбывает рыбу.

     Отец рассказывал про Басилея, что он был большим хулиганом. Наловит, бывало, налимов, навытягивает их из проруби, а те лежат на морозе, дымят паром, от мороза покрылись уже такой белой матовой корочкой, как женское лицо под хорошей помадой. Басилей стоит против налимов, руки греет в ширинке. Так часто делают рыбаки зимой, когда верёвку мороженую вытягивают и снова опускают в прорубь. Кожа на руках начинает замерзать. Сунет Басилей руки в речную воду, чтобы лёд на руках растаял, а затем в ширинку, чтобы отогреть немного. А потом достаёт свой «табак» и начинает поливать налимов своей мочой.
     — Что ты делаешь, Василий?
     — А, либи иху мать, хохлы всё лоно всё сожрут.
     — Так ты дома перепутаешь налимов и сам потом сожрёшь.
     — Ничего, всё отмоется.
     Может кто-нибудь после и про меня что-нибудь такое напишет, но именно этого я не делал — клянусь.

     Как известно, все Масловы были немоляхами. Не признавали никакой религии: ни христианской, ни мусульманской, ни иудейской, ни буддийской, ни языческой. За что и были некоторые сосланы из Саратовской губернии в Сибирь. В Сибири они тоже не посещали храмы и не отдавали Богу почестей, за что преследовались и на новом местожительстве. В ответ на это большинство Масловых не венчались в церкви и не крестили своих детей. За это им полагалось по законам тех лет каторга.

     Но случилась революция, которую многие Масловы поддержали. И все участвовали в её утверждении. Когда всё успокоилось, и советская власть утвердилась окончательно, стали всех, кто был не венчан, регистрировать в загсах. Василию тоже предложили и он, после нескольких колебаний, пошёл со своей Мариной и зарегистрировался. Жили они раньше на честном слове. Родили и воспитывали детей.

***