США - Патрисия Каас

Анатолий Косенко
Эта история занимательная и... реальная, как и остальные из моего цикла «Рассказы юриста». Более того, в отличие от других, где я меняю места действий и имена героев, эта изменений не требует. Она не касается ничего конфиденциального, что б могло не понравиться моим бывшим клиентам или партнерам. Да я и имен героев уже не помню я. Но суть происшедшего, о чем и хочу рассказать, помню до сих пор… 

Как-то утром, придя в свой офис в Сиэтле, я был встречен необычной новостью. Моя помощница - мулатка Элоиз - передала полученное на наш адрес письмо и, закатив большие и темные глаза, шутливо произнесла.

- Вы становитесь популярным, Анатолий! Вам уже пишут из других штатов…

Письмо было распечатанным… Я взглянул на бланк… Университет Миссури - Канзас-Сити. Юридическая школа… Некая Даниэла Смит увидела рекламу моих сервисов и предлагала мне, как  практикующему в Штатах российскому юристу, сотрудничество в проекте «дружбы университетов США и России». Какая-то американская правительственная организация выделила  гранты для победителей конкурса. Речь шла о больших суммах, насколько помню, о 300 000 американских долларов. Надо было лишь найти для их школы партнера из числа юридических факультетов российских университетов и помочь в поиске интересной для такого конкурса программы сотрудничества...

Забрав письмо, я попросил Элоиз связать меня с этой Даниэлой и прошел в свой кабинет...

Через несколько минут раздался звонок и в трубке, которую я поднял, послышался женский голос.

- Хэлло, мистер Косенко… Даниэла Смит. Рада звонку! Как Ваши дела?

Я отложил бумаги, которые начал просматривать.

- Великолепно… Приветствую и Вас, Даниэла! Ваши дела как?

Ее голос на другом конце провода радостно ответил.

- Тоже хорошо! Как Вам мое предложение?

Я выдержал паузу.

- Интересное. А главное – осуществимое. Многие университеты России с удовольствием захотят сотрудничать с вами. Не знаю только, как на расстоянии мы можем все это организовать. Я в Сиэтле, Вы – в Канзас-Сити…

- О, это не проблема, - тут же парировала она. – Я могу прилететь к Вам. Но лучше, если к нам прилетите Вы. Тут и декан, и профессура вся. Они нужны нам с Вами. Думаю, двух дней хватит, чтобы договориться. Как Вы на это смотрите?

Лететь Бог знает куда, не имея контракта о совместных работах… Это было против правил…

Но проект мог оказаться действительно перспективным…

- О-кей, - согласился я. – Когда можем встретиться у вас?

Она тут же ответила.

- Хоть завтра. Могли бы утренним рейсом?

Я посмотрел в настольный календарь, пролистал несколько страниц. Такая возможность была.

- Хорошо. Узнаем, есть ли удобные рейсы, и позвоним, когда будет билет на руках…

- Чудесно, - ответила Даниэла. – Жду! И все организую тут для Вашего приема… Проживание и  остальные расходы возьмем на себя…

Это было уже хоть чем-то…



Через полчаса билет на утренний рейс в Канзас-Сити был забронирован, и я связался с новой знакомой, чтобы сообщить об этом. Заодно обсудили программу предстоявших переговоров.  Наметили несколько интересных, на наш взгляд, тем сотрудничества их школы с российскими юрфаками. И завершили беседу  с обоюдным удовлетворением.



На следующее утро я был в Канзас-Сити.

Даниэла – она оказалась обычной, ничем не примечательной женщиной средних лет – встретила меня  в аэропорту, усадила в свою машину и повезла в университет.

Аэровокзал не произвел на меня того впечатления, которое производили знакомые уже аэропорты Нью-Йорка, Бостона, Миннеаполиса, Лос-Анжелеса, Сан-Франциско. Маленький в сравнении с ними. Чистенький. Пустой. Кроме нас, прибывших рейсом из Сиэтла, в зале никого не было. А когда разошлись и мы, зал вновь опустел… Обычный аэропорт, каких немало в центре Штатов…

Путь в Канзас-Сити проходил через бескрайние поля пшеницы, и я – выросший в Крыму – вспомнил дорогу из Симферополя домой, в сторону Евпатории…

Поля - бескрайние, желто-золотые - расстилались слева и справа от трассы. И было так по-нашему, как будто я ехал не в самом центре США, а по российско-украинским югам…

Наконец, показался Канзас-Сити с возвышавшимися в центре небоскребами. Бросилось в глаза, что в нем, как и в Сиэтле, среди многоэтажных темных громад, сиротливо стояло какое-то старинное худенькое беленькое здание этажей в двадцать. Наверное, было когда-то одним из первых высотных зданий центра Америки.

Даниэла почти всю дорогу молчала, что меня, честно говоря, удивило. Въехав в город, она поплутала улочками на его окраине и, наконец, остановилась у довольно непрезентабельного двухэтажного домика, выключив двигатель автомобиля.

- Все. На месте, - радостно сообщила она мне. – Пойдемте, покажу, где будете жить.

Мы прошли в дом. Обстановка в нем была более чем скромной. Но для меня это не было важным. Я неприхотливый, живал и не в таких условиях.

Оставив мои вещи в дому, мы вернулись к машине и направились в университет.



В университете Даниэла оставила свое авто на стоянке. Мы прошли внутрь одного из корпусов, где, расположившись в ее кабинете, принялись обсуждать идею сотрудничества. Беседа шла весь день. Мы прикидывали, какие совместные проекты были бы интересны для агентства, которое раздавало гранты, как выстроить все это. Наконец, устав, завершили переговоры.

- Анатолий, - удовлетворенно произнесла она, - у меня для Вас сюрприз. Мы сейчас поедем туда, где Вы будете жить. И там мы устроим для Вас пати. Вечеринку… Будет декан и профессора школы… Вам понравится…

Привыкший к американской скупости, я опешил…

За годы работы в США я не раз задумывался над разностью менталитетов россиян и американцев. В России иностранцев в 90-х встречали как дорогих гостей – ошеломляли гостеприимством, возили по злачным местах, ошарашивали рыбалками, саунами, девчонками… одаривали немыслимыми подарками… Мне же, несмотря на  интерес американцев к российскому рынку, за это время никто не подарил и авторучки. И вдруг – целая вечеринка! В мою честь! Интриговало…

- О-кей, - радостно согласился я. – С удовольствием пообщаюсь с коллегами…



Компания собралась в семь вечера. Все подъехали на двух машинах. Было человек шесть.

Меня представили декану школы – красивому негру средних лет. Пардон, не негру, а афроамериканцу. В США нельзя называть негров неграми.

Был познакомлен я и с остальными прибывшими…

Мы прошли на веранду дома и, рассевшись в плетенных креслах, принялись беседовать на разные темы. Американских коллег – а разговор вел, в основном, декан - интересовало российское право, гарантии сохранности в нашей стране инвестиций, порядок открытия и регистрации совместных предприятий, их защищенность от коррупции и криминальных наездов.

За обсуждением этого мы провели около получаса, и, наконец, были приглашены к столу.

Пройдя во внутренние помещения, все оказались в достаточно большой гостиной, которую занимал большой стол в белой скатерти, заставленный яствами и посудой… В центре стола располагалось блюдо с горой салата, рядом были расставлены блюда поменьше с закусками. На горячее был подан знаменитый канзасский стейк из телятины…

Рассевшись, мы подняли тут же тост за российско-американское сотрудничество. Выпив, принялись за еду. И вдруг, какой-то из сидевших рядом с деканом профессоров, молодой человек лет тридцати пяти, спросил меня, есть ли что-то в США, что мне нравится…

- Мне? – переспросил я. – Очень многое нравится. Прежде всего – устроенность жизни. Все подчинено закону. Все вежливы. Нигде нет никакой волокиты, которая отличает мою страну. Нет взяток! Когда меня останавливает на трассе полицейский, у меня и мысли нет дать ему 10 долларов, чтоб отпустил, не мучил меня. Достань я их, 10 долларов - тюрьма… Увы, в моей стране по-другому: если не дашь ничего – беда... В этом ваша система – великолепна…

Все с интересом слушали меня, разделываясь со стейками…

- Больше того, - продолжал я, - интереснейший парадокс. Те, кто в России дают и берут взятки, оказавшись на вашей территории, превращаются в законопослушных граждан – никому ничего не дают, ни от кого ничего не берут. О чем это говорит? О силе вашей системы. Всего государства. Так что – мои поздравления! Предлагаю тост за Конституцию Соединенных Штатов Америки, которая заложила фундамент всего этого!

Все радостно оценили юридический тост и дружно выпили…

- Мистер Косенко, - подал голос тот же настырный профессор, - а есть ли то у нас, что Вам не нравится?

Я опешил… Как в чужой стране говорить о том, что не нравится?! Это было бы «политикали инкоррект»… Политической некорректностью… Но и отмалчиваться было глупо…

- Знаете, - ответил с улыбкой я, - есть вещи, которые не понимаешь. В силу разности культур, менталитета. Но это нормально. Я к этому отношусь спокойно. Да, что-то удивляет, но это не то, что не нравится…

О, как выкрутил, похвалил себя я - внутри - за такой дипломатичный ответ... 

Молодой профессор оторвался от стейка.

- И все же? 

Все за столом с улыбками наблюдали за нашей беседой.

Действительно! Что, например? 

Я задумался, попав в непростую ситуацию, потом отбросил все условности.

- Удивляет то, что вы, американцы, выросли на своей культуре, а чужой не интересуетесь, как интересуемся ею мы, европейцы. Для вас главное – телевидение! В ваших новостях - только внутренние американские события. Остального мира – нет! А он - есть!
 
- Хм… - удивленно произнес мой оппонент, - Вы  полагаете, мы не знаем остальной мир?

Ситуация становилась горячей...

Все с неподдельным вниманием слушали нас...

- О-кей, - завелся уже я. – Предлагаю тест... Согласны?

Все повернулись к молодому профессору.

- Какой тест? – с интересом поинтересовался он.

- А такой, - развел руками я. – Задам три вопроса, на которые мне ответит любой европеец, не говоря уж о россиянах! И если вы – любой – ответите, значит, действительно интересуетесь мировой культурой, а не замыкаетесь лишь в своем мире! Ну а нет – значит, мое предположение имеет почву! Идет?

Молодой профессор обвел всех высокомерным взглядом и кивнул.

- Идет…

Я посмотрел на него.

- Тогда... Кто такой Скрябин? - ввязавшись в драку, я задал именно такой вопрос, на который они вряд ли ответят. 

За столом воцарилась тишина…

Один - ноль...

Я торжествовал…

- Хорошо…  - и упростил второй вопрос, - а кто такой Адриано Челинтано? 

Сидевшие передо мной переглянулись…

Ответа не было и на этот вопрос…

- Вы не знаете, кто это такой??? 

Сказать, что я удивился - ничего не сказать... Я был удивлен не на шутку... Такого оборота - не ожидал… Что-то надо было спросить такое, что уж мои коллеги знали бы наверняка… Не гоже быть недружелюбным...

- А кто такая Патрисия Каас?

Передо мной сидели не последние представители великой страны, но ответа не последовало и на этот вопрос…

Я вздохнул, не готовый к такому триумфу…

- Ну, вот и ответ на мое предположение, господа… - на моем лице появилась улыбка. - Александр Скрябин – русский композитор, пианист, одна из ярчайших личностей мировой музыкальной культуры. Его "Поэму экстаза", поэму "Прометей" знают во всех странах... - я сделал паузу и продолжил. - Адриано Челентано – великолепный итальянский актёр, эстрадный певец, вся Европа без ума от его песен и фильмов «Блеф», «Укрощения строптивого», других…

- О, «Блеф», я, кажется, видел! - подал голос один из сидевших…

Я уважительно кивнул.

- Ну, а Патрисия Каас... - я замешкался, не зная как объяснить ее известность, - она из Франции. Французская певица. Ее репертуар - смесь поп-музыки и классического шансона... Европа звереет, когда слушает ее! Обожает! – и, посмотрев на сидевших коллег, заключил. - И мы, и европейцы внимательно следим за культурой всех стран, в том числе вашей. Мы знаем Сандру Баллок, Джона Белуши, Ким Бессинджер, Ричарда Гира, Тома Круза и всех других ваших актеров! Элвина Пресли, Фрэнка Синатру, Барбару Стрейзанд и других певцов! В этом - наша сила! И вам тоже надо знать нашу культуру! Тогда вы будете еще сильней…

За столом воцарилась тишина, которую вдруг нарушил смех декана школы.

- Мистер, Косенко….. – поднял он бокал с вином, - предлагаю тост! Вы же не будете отрицать, что моя, например, афроамериканская, культура дала миру многих известнейших композиторов, певцов, актеров?! Или будете?! - его лицо светилось гордостью за все то, что негритянские деятели внесли в мировую копилку.

Я засмеялся.

- Нет, естественно! Я преклоняюсь перед вашей музыкальной культурой и перед талантами представителей  африканцев в ней! Принимаю тост!