Лавры Агаты Кристи

Евгений Михайлович Барыкин
                (экспресс-детектив)


                ~~~~~~~~~~~~~~ 
               
               
                I.


          10 апреля 1995 года,
          Майами Бич.

          Беседуют двое.
          - ...У них там прорва киноплакатов.
          - Доступ?
          - Сто замков, но - приходи и бери.
          - Нас интересуют только дореволюционные годы и 20-е.
Для начала... У вас есть человек, на которого можно выйти?
          - И не один...
          - Нужен безошибочный вариант.


          11 апреля 1995 года,
          Москва, квартира.

          Телефонный разговор.
          - Погодка в Майами – о’кей. Но я скучаю (ты представь!) -
по московской грязи.
          - Что - ностальгия?
          - Угу! Грязь нужна, под ногами. В общем, послезавтра
увидимся.
          - Что-то важное?
          - Забыл? Грядёт 100-летие кино!
          - Знаем, знаем…
          - Вы там собираетесь его отмечать?
          - Да копошатся понемногу: что-то снимают, что-то
восстанавливают, что-то приводят в порядок...
          - А у меня возник проект. До встречи...


          26 апреля 1995 года,
          Москва.

          Разговор на квартире.
          - Их интересуют - советские киноплакаты начала двадцатых
годов. Художники - Родченко, Стенберг, кто там еще?..
          - Лавинский, Длугач…
          - Словом, штук 15-20 раритетов. У тебя есть выходы?
          - Есть, но в эту пещеру Али-Бабы полезу не я...
          - Только не расширяй круг...
          - Да не боись. Отправлю туда одного Дон Кихота, он даже знать
не будет, для чего...
          - Ты уверен, что это Дон Кихот, а не Санчо Панса. Еще потребует
мзду...
          - Ну, если он не Дон Кихот, то я - Дон Карлеоне...


          9 мая 1995 года,
          Москва.
         
          Квартира, за окном салют, крики толпы.
          Беседуют двое.
          - Вы поймите - нас волнует срочная публикация этих уникальных
плакатов, именно к 100-летию. А они у вас пылятся... Ведь ваши уже
пытались выпустить каталог плакатов?
          - Да не каталог – так, подборку... И слайды были готовы...
          - Ну, и где это всё?
          - В ж...  Денег не хватает. Ты смотри, какой салютище!..
          - А на салюты - хватает...
          - Ну, это святое...
          - Х-ха. Народ в нищете, а правительство устраивает салюты,
в метро на каждом шагу нищие, а эти "нувоРаша" шикуют и не знают, на что
деньги потратить.
          - И наше начальство не знает... потому что у него денег нет...
          - Во-от! А у нас, как вы догадываетесь, баксы имеются... Кстати,
вы себе приобрели участочек?
          - Участочек?
          - Угу.
          - Что-то не пойму...
          - 20 соток, под Мытищами...
          - Да ну-у, это так - прожекты... Интересно, откуда вы знаете?
          - Голуба, мы всё знаем... Сколько вам требуется?
          - Меня покупают...
          - Будь я циник, я сказал бы: о, да!.. Да нет - просто за всё
надо платить. Неужели вас устраивает, чтобы ваши плакаты лежали под спудом?..
          - А что вы собираетесь с ними делать?
          - Я же говорю: опубликовать. Сделать достоянием всего человечества.
          - Трогательная забота. Тогда - почему бы вашим напрямую
не обратиться к нашим?
          - Начальство затребует: правительству - дай, Роскомкино - дай,
и прочая, и прочая... У нас есть зелёные, но на искусство, а не подкормку
чиновников...  Нам легче заплатить 50 тысяч одному,  но - наверняка,
без проволочек. Чтобы к 25-ому июня книга уже вышла. Роскошное издание.
          - К 25-ому июня?
          - Ага. Кстати, там будут представлены киноплакаты не только
из России, но и со всего мира.  И никто не докажет: откуда пришли русские
картинки. Может быть, из Вашингтона, из Библиотеки Конгресса...
          - Сомнительно. Мы списывались, у них таких нет.
          - ... а может быть из частного собрания - какой-то эмигрант
ненормальный, вместо драгоценностей бабушки, еще в 20-е годы спас эти
плакаты от большевиков.
          - Но у нас на плакатах стоят штампы, наши и прочие маркировки...
          - Кто их увидит? Нас интересуют не штампы...
          - А куда исчезнут индивидуальные признаки - всякие потёртости
на сгибах... недостающие кусочки и т.д.?
          - Эти плакаты публиковались когда-нибудь?
          - Что-то выставлялось, на каких-то выставках.
          - Фотографировались?
          - Из списка только два.
          - Ясно. Вас не должны смущать потёртости. Компьютер убирает их
на раз, и перед вами - произведение искусства в первозданном виде. Мы
плакаты переснимаем, а вы возвращаете их на место, и ваши сокровища,
как были свёрнуты в рулоны, так и продолжают там пылиться...
          - Они не в рулонах. Они лежат на специальных стеллажах...
          - Под замками? с шифром?
          - Да нет – просто на таких больших "противнях": вошел в комнату,
выдвинул...
          - И 50 тысяч баксов у вас в кармане...
          За окном очередной залп салюта.
          - 50?... Ну и залп.
          - Да... 50 победных залпов...
          - М-да...
          - Будете размышлять?..
          - А что вы хотите? я сходу брошусь в эту авантюру?
          - Разумно! не спорю - разумно. Но у нас ведь всего лишь
предварительный разговор. Договор о намерениях, так сказать. Вы вольны
отказаться. Мы вольны восхититься вашей щедростью и... искать другую
кандидатуру. Хотя именно вы подходите...
          - Улавливаю... Я произвожу на вас не самое лучшее впечатление,
но ведь именно поэтому вы и вышли на меня...
          - Бросьте, это философия нищих: проклятые империалисты играют
на низменных чувствах и раскупают Россию. Мы заботимся в данном случае
о культуре и готовы за это платить. Лично вам. Тем более, что о вас очень
хорошо отзываются.
          - На работе?
          - И не только...
          - В КГБ? или как там теперь у нас?..
          - Да хоть в ЦРУ... Главное - мы хотим иметь дело с вами.
Пораскиньте: не будет ли обидно, когда ваш коллега, вполне обеспеченный,
поимеет ту сумму, место которой в вашем кармане?.. 50 тысяч баксов!.. Ну?..
          Пауза. За окном салют, отблески падают на лица собеседников.
          - Эмигрант...  Мне нужен эмигрант, который в 20-е годы выехал
за границу и мог вывезти подобные плакаты...
          - О’К! - такой эмигрант есть!..
          - Как? Мы же только что его придумали.
          - Через неделю я вам представлю хоть "Вашингтон пост", хоть
"Русскую мысль" - там будет интервью с этим эмигрантом.
          - Надеюсь, у него хватит ума не упоминать фамилии авторов плакатов.
          - Не беспокойтесь. Он в старческом маразме... Ну, вот и отсалютовали...


                II.

         
          19 мая 1995 года.
          Москва.
         
          Та же квартира, те же лица спустя десять дней.
          - Вам что-то не нравится? Ваши раритеты - в надёжных руках...
          - Мне не нравится одно - где плакаты?.. Был уговор. Они давно
должны вернуться в родное хранилище. Их со дня на день могут хватиться.
          - Выпьете? "Наполеон"? "Смирнофф"...
          - Это потом...
          - Потом,  так потом. А я, пожалуй... Должен вас огорчить... Нас
обвели, как сосунков...
          - Что-о?
          - Нас обвели...
          - И вас?
          - Да.
          - Плакаты пропали?
          - Нет.
          - Так где они?
          - В надёжных руках.
          - Они что - не вернуться?
          - Похоже, так.
          - Они в России?.. Их вывезли?
          - Да.
          - Фу ты, ч-чёрт... Меня посадят...
          - Ну, прямо так сразу...
          - Не поверю, что вы не знали... Учтите - у меня есть свои крутые,
у меня связи... Если плакаты не будут на месте...
          - Боже, никак угрозы?  Я трепещу. Расслабьтесь... Посмотрите-ка
вот это...

          Видеозапись:

          - "...Кстати, вы себе приобрели участочек?
          - Участочек?
          - Угу.
          - Что-то не пойму...
          - 20 соток, под Мытищами...
          - Да ну-у, это так - прожекты... Интересно, откуда вы это знаете?
          - Голуба, мы все знаем... Сколько вам требуется?
          - Меня покупают...
          - Будь я циник, я сказал бы: о, да!.. Да нет - просто за всё
надо платить..."

          - Хватит! Выключите! Достаточно...
          - Но вы здесь так достойно держитесь, а за окном салют... в честь
Дня Победы.  А дальше самое интересное...
          - Боже-Господи, что же это? за что?..
          - Выпейте... "Наполеон"? "Смирнофф"?..
          - "Смирнофф". Довольно...  Вы что - и сейчас записываете?
          - Не впадайте в панику.
          - Грязь! какая грязь!.. Это же тюряга...
          - Во-первых, плакатов еще не хватились...
          - Хватятся... обязательно...
          - Во-вторых, почему именно на вас, вы думаете, падёт подозрение?
          - О, Господи, на кого же еще?
          - Это вы со страху...  Как я понимаю, доступ к плакатам имел
всякий, кому не лень... Цену им любой человек с мозгами должен был знать...
          - До недавнего времени толком не знали...
          - Ну, это минус вашему начальству. Хотя, как посмотреть...
Кстати, ключи от комнаты, где хранят плакаты, сдаются под роспись?
          - Нет. Сколько помню, их всю жизнь оставляют в Архиве -
вешают вместе с остальными - в комнате. Там ещё висят ключи от
читального зала...
          - Ну, читальный зал нас не интересует… Стало быть, любой
может ключами воспользоваться...
          - Даже уборщицы - они убираются там каждое утро...
          - Ну, это смешно... Хотя круг подозреваемых должен быть широк...
Как у незабвенной Агаты.
          - Какой ещё Агаты?
          - Кристи. Агаты Кристи... Королевы детективов!
          - Но по законам детектива обязательно должен быть труп...
          - Он и есть.
          - Вы про кого?
          - Не паникуйте. Я про того старичка-эмигранта, что дал интервью
о плакатах, а через три дня мирно почил. Наша эмигрантская газетка
благополучно попала на глаза вашего руководства?
          - Я видел, что её доставили, но старался не проявлять
к ней интереса...
          - Понимаю - вас интеросовали 50 тысяч зелёных.
          - 15... Где остальные?
          - На подходе. Кстати, вы с авансом обошлись разумно?..
          - Слава Богу, они не оказались фальшивыми.
          - Мы не шлёпаем деньги в Афганистане... Кто ещё имеет доступ
к плакатам?
          - При желании - любой научный сотрудник...
          - Кого вы подозреваете?
          - Я?!
          - Ну, вас спросят: кто? Вы должны предположить. Не станете же вы
указывать на себя... Ну, и кто?
          - Ч-чёрт...  Сейчас...
          - Ну, смелее. Я помогу вам. Итак, первым делом подозрение падает
на заведующего архивом... Что вы на меня уставились?
          - Но это же элементарно...
          - Поэтому и падает... Кто еще?
          - Ну-у... те, что ездят за границу - там могли договориться...
          - Занятно...
          - Что занятно?
          - Вы сказали: договориться. Не "сговориться", а договориться... Вы
хорошего мнения о своих коллегах... Ну-ну?
          - Есть еще два научника - работают в отделе по субботам и
воскресеньям, у них нет своего компьютера, вот они в выходные...
          - Отлично!.. Воскресенье, на работе ни души - пошёл в архив,
открыл, взял, свернул в трубочку и... Кто еще?
          - Да любой, кто недавно устроился на работу - хоть в охрану, хоть
в котельную, любой, кто заранее знал о ценности плакатов.
          - Прекрасно. Котельщики, правда, вряд ли. Хотя... Трясти начнут
всех, кто устроился к вам год или полгода назад. Ещё кто?
          - И... я.
          - Всё-таки, вы настаиваете... Но к похищению должны быть резоны...
          - Их предостаточно...
          - У вас?
          - У каждого подозреваемого.
          - Например...
          - Всеобщая бедность...
          - Прямо так и бедность...
          - Да. Когда посмотришь, как роскошествуют нынешние... Невольно
закрадывается мысль: почему они, а не я?
          - Это пока только зависть, фантазии... А нужен серьезный импульс:
как у вас - покупка участка.  Так что подумайте, у кого ещё есть резоны?
          - Ну... тебя обокрали - влезли в квартиру и обокрали...
          - И в отместку ты обокрал государство...  Логика убойная...
Ещё какие резоны?
          - У кого-то близкий человек тяжело болен, и его можно вылечить
только за границей...
          - Благородно. Сочувствую...
          - Зубы, например, вставить... Другой, допустим, хочет свою книгу
опубликовать, а денег на издание нет, а спонсоры раскошелиться не спешат...
Подозревать можно любого... Но... у Агаты Кристи, кажется, ни одного
нераскрытого преступления...
          - Вас волнуют лавры королевы детективов?..
          - Упаси Бог... Плакаты хоть опубликуют?
          - Зачем?
          - Вы же обещали: они должны принадлежать человечеству.
          - Ах, вон вы из каких побуждений... Я вас огорчу: плакаты осели
в частной коллекции. И никто их  выставлять не собирается - кому нужны
международные скандалы? А картинки-то тянут на лимон баксов.
          - Лимон?
          - Что-то вы побледнели. А-а, я сразил вас? Вы огорчены, что
прогадали? Да-да, вижу, как огорчены... "Если уж продаваться, так
за миллион" - не так ли? Не кляните себя - даже министру культуры мы
не предложили бы больше. Ну, набросили бы там тысяч 25, сверху...
          - Что же теперь будет, когда хватятся плакатов?
          - А ничего. Кто ответил за Чернобыль? Кто ответил за развал страны?
Кто ответил за октябрь 93-го, за авантюры "МММ" и Кавказ?
          - Найдут стрелочника.
          - Хорошо, если найдут...
          - Вы, думаете, найдут?
          - Я говорю: если. Ну и что? ну, уволят, - разумеется,
за разгильдяйство, а не за хищение, еще лучше – объявят строгий выговор...
Согласитесь, быть уволенным, имея в кармане такие денежки...
          - А уволят не того?
          - Вас, никак, мучит совесть? Пошлёте несчастному по почте
денежную компенсацию: от доброжелателя...
          - Издеваетесь...
          - Да. А вы думали, я буду вас утешать?  Нетушки... Вы же - грязь,
московская грязь. Из-за таких "бессребреников" я и уехал из Союза.
          - О чём вы? Мы знать не знали друг друга...
          - Да нет - мы хорошо друг друга знаем. Хоть и не встречались
ни разу. Вы - моё прошлое. Сознайтесь - вы ведь с самого начала всё
рассчитали: нас ещё на горизонте не было, а вы уже всё рассчитали. Вы
лелеяли в мыслях нечто подобное: развалился бы к чертям весь этот социализм,
уж я бы... Вы ждали нас, вы надеялись на нас. Вот мы и материализовались,
создали вам - мутную воду. Так что оставьте эти рыдания.
          - Я... я... меня посадят!
          - Непременно...  если мы представим эту видеозапись -   кстати,
единственное доказательство.
          - Вы сволочи... Умоляю - сотрите её...
          - Моё начальство меня не поймёт... Да не менжуйтесь - мы
не заинтересованы разглашать свои профессиональные тайны...
          - Вы будете меня шантажировать...
          - Зачем? Вы уже отработанный материал. Так что не паникуйте и
наслаждайтесь своим падением.

          На столе начальства, среди прочих бумаг, сверху лежит листок:
          «Докладная.
          ...что из архива исчезло 10 киноплакатов - дореволюционных и
двадцатых годов...»

               
                30 мая 1995 г.


        ======================================

        В рассказе представлена фантастическая ситуация. Все совпадения
в именах и фамилиях являются случайными (прим. автора).