Под стук колёс

Ершов Максим Александрович
   Электровоз трижды просигналил приветствие, обозначая своё намерение тронуться в путь. Проводница попросила провожающих покинуть вагоны, а уезжающих, войти и занять места.
- Сашенька, ты смотри внимательней. В контакт с попутчиками не вступай. Ну, разговоры там всякие…. И ты обещал, что водку пить не будешь. А то ведь и подсыпать что-то могут, бомжом стану, - напутствовала взрослого мужчину остающаяся на перроне старушка.
- Тётя Валя, ну за кого вы меня принимаете. Нешто я не понимаю всей ответственности. Довезу деньги, без квартиры не останетесь.
Старушка внимательно наблюдала, как любимый племянник залезал в вагон. Женщина продала квартиру в Пятигорске, где прожила почти 50 лет, решив под старость перебраться поближе к родственникам. Предстоял не лёгкий перевоз вещей и упаковка их в контейнеры. Но прежде нужно было купить новую квартиру и всё оформить в родном городе, куда и решила вернуться старушка после смерти мужа. Подходящий вариант сестра и племянник вроде нашли, а купившие её жильё люди любезно разрешили пожить на старом месте ещё 2 месяца.
Уезжавший с тётиными деньгами домой в Орёл Александр немного нервничал. Валентина Петровна сшила ему подобие пояса, куда и вложила свои купюры, перекрестив и обдав племянника святой водой. Но честное слово, Александр ведь не маленький мальчик. Тётя своими наставлениями только внесла некий дискомфорт в его сознание. Шагая по вагону, ему казалось, что все знают о перевозимых деньгах и все смотрят на его скрытый под толстовкой пояс.
- Здравствуйте, - сказал Александр, открывая дверь купе.
- О привет! Попутчиками значит будем, - ответил высокий полный мужчина, занимающий нижнюю полку. – Меня Николай зовут. Моё место нижнее. Тут вот ещё человек на верхней полке едет, он сейчас отошёл.
- Очень приятно, я Александр.
- Саша, располагайтесь внизу, напротив. Это место пока свободно
- Да нет, я сверху привык.
Помня об ответственном задании, он решил, держать с попутчиками дистанцию. Через какое-то время верхнее место занял парнишка, чуть старше 20 лет. Зайдя, он поздоровался, представился Игорем, разложил постель и лёг спать. Поезд весело стучал колёсами на рельсах своё тук, тук. На улице стояла яркая солнечная осень. День перевалил за середину, и взору пассажиров представали жёлто-зелёные леса и прелески, ещё не перемешанные с грязью дороги и удивительной красоты, воспетые поэтами и прорисованные художниками – русские поля. Мелькали деревенские домики с огородами, где сельские жители суетились, собирая урожай.
- Александр, а вы куда едете? – поинтересовался с нижней полки попутчик.
- В Орёл домой возвращаюсь. А вы?
- Я в Москве живу, из командировки возвращаюсь. С партнёрами договора заключали, вот пришлось мне, самому директору, вместо менеджеров выезжать.
У делового человека зазвонил телефон.
- Алло…. Да я….. Ну еду сейчас мимо какого-то захолустья…. Да, завтра буду в Москве на переговорах… Нет, без меня решение принимать не нужно. Я сейчас зайду в инет, всё посмотрю и попробую им письмо по электронке отправить.
Телефон звонил вновь и вновь. Человек отвечал на звонки, параллельно стуча клавишами в ноутбуке. Затем, при последнем разговоре, уставший директор в пух и прах разнёс одного из своих подчинённых.
- Всё, достали они меня! Вырубаю на хрен всех!
Крутой телефон пропел жалобную мелодию выключения и безропотно упал в карман пиджака.
- Ну ни каких нервов не хватает с дураками.
Бизнесмен ещё что-то смотрел в ноутбуке, а затем обратился к Александру.
- Приходит студент после института ко мне на работу устраиваться. Я смотрю его диплом, почти везде 4 и 5. Начинает работать, ни хера не шарит, я его учу. 2 – 3 года проходит, он воровать начинает. Только и думает, как где стянуть. Они же все без меня через полгода фирму обанкротят. Устаю жутко! - Немного успокоившись , добавил. – Я, знаете ли, предпочитаю нервы беречь. Чуть выпадает время свободное, семью стараюсь за границу вывозить или в Подмосковье на дачу. А вы за границей бывали?
Бизнесмен Николай по виду не был гопником и тёткиным деньгам опасности не представлял. Саша окончательно успокоился и решил поддержать диалог.
- Мы с женой в Чехию один раз ездили. Там цены не дорогие, нам очень понравилось. Прага, Карлов мост, замечательно! Сына в институт определим, может ещё куда вырвемся.
- Ну, Прага, да классно! Я тоже там был, первый раз лет так 15 назад. А теперь уже полмира объездил, - с некоторым превосходством прозвучал ответ.
Александру невольно захотелось посмотреть на интересного собеседника, и он чуть свесил голову вниз. Директор фирмы листал в ноутбуке какие-то фотографии.
- А, взглянуть желаете. Вот я тут из последней поездки свои впечатления фильтрую.
Он разложил ноутбук, дабы собеседнику было лучше видно, и стал показывать. На экране мелькали покрытые лесом горы, море, какие-то люди и сам директор.
- Чтобы хоть чуть-чуть от всех этих жуликов и дураков отдыхать я, знаете ли, пишу в инете на одном сайте отчёты о путешествиях. Интернетом пользуетесь?
- Да, на работе смотрю, но там начальство не даёт в инете сидеть. У нас в Орле выделенку начали по домам тянуть, но не везде.
- Я, знаете ли, своих тоже на работе за инет гоняю. Сейчас кое-что покажу.
Путешественник что-то перелистывал и с гордостью, перейдя на какой-то сайт, отчеканил.
- Вот я тут, в первых рядах авторов стою!
- А, так я знаю этот сайт. У меня жена по нему 2 года назад информацию по Чехии искала.
- Вот это да! – обрадовался директор. - Так вы и мои рассказы могли смотреть! Тесен мир. Может вам ноутбук дать? Тут хоть медленно грузится, но посмотреть можно. А я свои дела поделаю.
С этими словами он бережно приподнял новую модель ноутбука и передал его на верхнюю полку.
- Пользоваться умеете? Я вам тут свою страничку поставил.
-Да, спасибо. Разберусь.
Саша начал полулёжа разглядывать материалы. Николай что-то доставал из сумки, роясь в каких-то пакетах, и при этом не спеша говорил.
- А я знаете ли, пишу для сайта, а им тоже это интересно. Сейчас газеты устаревают, вся информация в инет уходит. Вот тут недавно они для авторов бесплатную поездку в Хорватию организовали. Смысл в том, что блогер, это человек, пишущий в инете, ну вы знаете… Так вот, блогер там побывает и о красотах страны напишет.
Тут Николай закончил шуршать пакетами и, через некоторое время, весёлым голосом произнёс.
- А после нашей рекламы туристы в страну попрут! – с окончанием фразы раздался звук удара. Саша посмотрел вниз. Это директор так демонстративно поставил на стол дорогую бутылку коньяка.
- Ну что, вмажем, за путешествия! Меня партнёры угостили, - похвалился он. – Молодой человек, Игорь, ты как присоединишься?
- Нет, я не буду, - отрезал повёрнутый лицом к стене и молчавший всё это время парнишка.
- Я тоже пас, - помня о тёткином задании отказался Саша.
- Нууу, не компанейские вы люди. Ну я тогда в одну харю . А вы смотрите ноутбук, у меня безлимитка, мне по барабану.
Наступило некоторое затишье. Директор слегка выпивал, закусывал и глядел в окно. Саша листал материалы на сайте. Читая мысли, записанные другим человеком, невольно окунаешься в его внутренний мир. Николай принадлежал к породе потребителей. В его рассказах проступало большое Я, заслоняя собой особенности и колорит страны, про которую он писал. Я был там, Я съел это, Я потребил то. Интересных, необычных и эксклюзивных фотографий тоже было мало, всё среднее, заезженное, без изюминки. Присутствовало конечно что-то приличное, но мало. Особенно поразила заметка «Немецкая дорисовочка», где пять строчек текста скрепляли собой две разные фотографии автора в смокинге. Смысл был примерно таков: «Господа хорошие, вы ранее видели в инете мои фото в плавках и в бандане, а вот посмотрите, какой Я красивый в смокинге, на переговорах с немецкими партнёрами». «Кому эта отстойная хрень интересна, если моя Люська начнёт здесь по Германии рыться? Ведь он своими рассказами полсайта засрал» - подумал читатель и перескочил на страничку другого автора.
Подъезжая к станции поезд плавно замедлял ход . Купе открылось, и появившаяся проводница обрадовала.
- Сейчас остановка будет, но не более 5 минут. Кому нужно раков или сметаны купить, в темпе вальса, - обрадовала из открывшейся двери проводница.
- Нет, заходите сами к нам, у нас тут всё есть. Как тебя звать то, хозяйка, Люба? Заходи, гостем будешь, - веселился принявший на грудь пассажир.
- Так, ребята, не особо тут! На станции попутчик может сесть, - строго молвила проводница.
Саша к этому времени закончил просмотр и вернул ноутбук владельцу.
-Чтобы хорошо жить, нужно много работать, - забирая его, учил директор.
В купе повисла тишина. Бабки за окном показывали пассажирам свой не хитрый товар, выманивая на улицу. В ответ, как бы дразнясь, Николай выставил дорогой коньяк , тихо приговаривая
- На кой х.. мне твоя картошка.
После опять повисла тишина. Было хорошо слышно, как проводница объясняет кому-то, куда нужно идти. Затем прозвучали шаги, мягкие и не уверенные.
-Здравствуйте! Свободно здесь?
-Да , да там ваше место, -подбадривала сзади проводница.
Новый попутчик оказался не высоким лысоватым мужчиной, примерно сорока пяти лет. Директор убрал вытянутые ноги с соседнего места и проголосил.
- Ну что , знакомиться будем? Откуда? Куда? Зачем?
Новый пассажир немного стесняясь произнес.
-Ну я, в общем домой еду. Сергей меня зовут. Но я только две станции с вами проеду, а там на узловой меня шурин на машине встретить должен . Я тут слегка от поезда отстал.
- Даааа, ты, похоже дружище и мозги то где-то забыл, - пошутил директор. - Ну давай присаживайся мы тебе их поправим. Александр вы как, не надумали?
- Нет, Николай, спасибо.
Далее все представились перед новым попутчиком. Сергей, положил сумку под кровать, затем снял куртку, вновь приподнял полку, достал оттуда что-то, и хлопнув полкой, сел на свое место, уставившись на бутылку, словно ее и искал. Он производил впечатление некой разобранной конструкции, которая не знает чего хочет.Перехватив взгляд, хозяин коньяка взял емкость в руку.
- Да ты не нервничай Серега! Бабу мы тебе найдем, честную, но беременную. Компанию составишь?
-Да можно наверно.
В очередной раз хлопнула деревянная пробка, купе наполнилось терпким ароматом коньяка. На стол россыпью попадали вынутые Николаем конфеты, напиток зажурчал по стаканам. Высокий и полный директор, вытянув руку со стаканом, примерился к своему собеседнику.
- Ну, за что выпьем? Может за хороший отдых. Я тут попутчику свои фотографии из Хорватии показывал.
-А давайте выпьем, чтобы они все попередохли. Все бородатые, до последнего.
-Кто передох?
Но Сергей, опрокинув стакан, уже закусывал. Казалось, будто он не слышит вопроса и не видит собеседника, уставившись в стол, он жевал конфету. Николай тоже выпил, действие развивалось не по его сценарию. Саша наблюдавший такую картину ощупал теткины деньги, поняв что что-то будет, решил постараться не вмешиваться.
- Я граждане хорошие, почти 10 лет там оттрубил. Сейчас полковника на дембель дали. А форма с другим поездом уехала. Зачем это русские люди этот крест на себя надели.
-Да ты подожди дружище, где ты трубил то?
- В Чечне я ребята был, в Чечне,- задумчиво говорил полковник, не отрывая взгляд от стола, будто стыдился смотреть в глаза собеседникам.
- Ну, у меня генерал, сосед по даче, тоже там бывал. Много всякого рассказывал, но сейчас то, мир, - пытаясь перехватить инициативу, Николай поднял бутылку и стал наливать.
-Мир?- удивленно стрельнул на собеседника глазами полковник.
- Сейчас значит мир? А вы знаете, сколько Россия платит за этот мир? А вы знаете, какую дорогу и мечеть там строят, лучше всяких там дворцов и колец в Москве.
- Ну и пусть строят. Строить, ведь не воевать.
После такой фразы Николай попытался чокнуться с полковником, но тот вновь резким движением осушил угощение.
-А у нас в поселке церковь восстановили, а ходить-то, кто в нее будет? Дороги к поселку нет, школу скоро закроют, как и больницу.
-Ну, так ведь уклон то сейчас на большие города делают. Там сейчас бизнес, там деньги. Я полмира объездил, везде люди в города потянулись.
-А вы знаете, какие деньги в Чечне крутятся. Так ведь фактически мы со своих зарплат и пенсий их содержим. Вот у вас какая машина?
- Ну, у меня их две вообще-то, - возгордился директор. – Тойота Ленд Крузер и Мерседес новый.
- А у чеченцев сплошные иномарки. Работы там нет, где они деньги берут? Все у нас тырят!
- Да меня самого этим летом развести хотели. Я на сервис к дилерам приехал масло поменять, так они вначале к датчику привязались, решив на переборку автоматической коробки развести. Ну, я им пригрозил, они не поняли, пришлось популярно объяснять. Извинялись, конечно. А я вообще-то всем своим сотрудникам запретил на отстойных машинах к офису подъезжать, дабы клиентов не пугали.
- А у нас случай был. Столовая договор с их фермером заключила, чтобы картошку они сажали, так сказать к мирной жизни приучить. Они сначала привозили, а потом мы узнали, что они на грузовиках в наши станицы мотаются, картошку под дулом отбирают и нам же русским в три цены продают! - Сбивчиво и злобно говорил полковник.

Залитое в механизм масло смазало трущиеся поверхности, приняв алкогольную дозу, Сергей приходил в себя, руки перестали дрожать, движения получили осмысленный вид. Николай освежил стаканчики и, подняв бутылку, определил, что скоро оная отправиться под стол. Собеседник ему не нравился, пил в три горла, а слушать не умел. Директор любил, когда за столом ловили каждое его слово и смотрели ему в рот. А самое главное ,словно апрельский снег, исчезало веселое настроение.
Допив бутылку, Николай и Сергей поменялись ролями. Директор все больше молчал, а полковник, о чем бы не заходил разговор, постоянно переезжал на Чечню, сводя все к одному, что у чеченцев это лучше, это больше и отняли они все это у русских. Рассказал, как нашего солдатика Женю Родионова казнили, отрезав голову, за то, что он в плену в Ислам отказался перейти, и церковь Евгения к лику святых причислила.
- Ну, все, хватит о чернухе, давай лучше о бабах поговорим, - пытаясь вернуть хорошее настроение начал бизнесмен. – Вот я тут в Красноярске зимой был. Так меня партнеры в баньку на природу вывезли, а там сюрприз. Нас трое было, так они трех баб привезли. Мы трое разного возраста, и баб под каждый возраст подобрали, ну не буду же я с молоденькой девочкой трахаться. А Сергей Сергеевичу пятидесятилетнюю Санек нашел, вот любитель то. Ну, посидели, попарились, все на улицу в снег выскочили . Мы назад вернулись, а дверцу Санёк закрыл. Бабы голые долбятся, стучат, а Санек, бандит бывший, что с него взять, из окошка им поет
Закаляйся бабка,
Закаляйся Любка
Закаляйся ты моя
Сизая голубка.
 - Ну, после впустили, конечно, доплатили бабам, обижать то баб нельзя. Представьте себе, ты горячий, она вся холодная и ты сзади пристраиваешься…
Опьяневшему полковнику стало жутко неприятно.
-А ты знаешь, сколько чеченцы наших баб изнасиловали?
-Ну и что вы хотите уважаемый,- не выдержал теперь уже Николай. – Вы туда с одним полком залезли. Вы им сами первую войну проиграли, а теперь жалуетесь. Забудьте это все, займитесь бизнесом, откроите свое де…..
Он не успел договорить.
Бах! Послышался резкий удар, будто внизу взорвалась граната, как от осколков взрыва тряхнуло и Сашину полку. Полковник сильно и резко удалил собеседника по лицу, они сцепились. Военный знал свое дело. Огромные руки бизнесмена, словно попавшие в коридор Центробанка евро и доллар, оказались зажаты.
-Из-за таких тварей как ты! Все из-за таких сытых, безразличных тварей…. Гнида…
Александр забыл о тетиных деньгах, и вместе с Игорем, спрыгнул вниз, разнимать дерущихся. На шум со свистком прибежала проводница. Через какое-то время удалось оторвать полковника от угощавшего его коньяком директора. Хозяйка вагона перевела драчуна к себе в купе. Когда полковник уходил, Александру показалось, словно без барабанов и развернутых знамен, гордо и с достоинством, вместе с ним на время отступал кусочек русско-советской армии. Дабы закрепиться где-то, на последнем рубеже, получив приказ «Ни шагу назад», а потом как учили деды и прадеды, измотав врага, перейти в контрнаступление, и вернувшись, спросить всех и каждого: « А что ты делал на оккупированной врагом территории?».
Оставшиеся в купе расселись по полкам. Краем глаза Саша заметил, что видимо для удобства ведения бизнеса, лицо директора, ефрейторской лычкой, украсил фингал. Директор суетился внизу, что-то бормотал и затем смачно выругался
- Скотина…. Алкоголик… Быдло…. Даже вещи свои пропил где-то….
Вдруг, Саша не понял, почему, но из его рта залпом СС 300, грохнуло.
- Вы хотя бы просто постыдились осуждать человека, который нюхал кровь и пот.
Выстрел достиг цели, директор к такому оказался не готов. Пуля, со смещенным центром тяжести, вошла в ухо и начала движение по жирному телу, бесполезно ища совесть.
-Постараюсь ответить по существу нравоучения, - директор был заведён до предела, интеллигента путешественника заменил не добравший свою дозу нервный алкоголик.
-Ну во-первых, я полковника не осудил, а назвал его же именем , а во-вторых, ни я, а тем более ты, не знаешь, отчего у него съехала крыша, а я знаю случаи, когда люди и с территории аэродрома из-за колючки не выходили, а крыша у них ехала от обилия водки, - орал он так, что снова прибежала проводница, не обращая внимания на неё продолжал.
– Негоже кадровому военному от выполнения служебных обязанностей с ума сходить, да еще и со знаком минус. А вообще ты уверен, что у тебя есть право пристыжать меня?
- А вы знаете, сколько в диком зайце после снятия шкурки мяса остаётся? – неожиданно заговорил Игорь. Директор опешил.
- А вы знаете, как гусеница у танка на холоде меняется? А вы знаете, как в землянке 4 на 5 всю зиму десять человек живут? А как радостно домой по сотику дозвониться? Что вы вообще о простой жизни России знаете? Я своего командира, майора Латула, всю жизнь вспоминать буду.
Тот, кто в семнадцать лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе. Пассажиры в купе больше не разговаривали. Выходя ночью в Орле Александр молча, пожал Игорю руку. Жена Люся встретила его на машине, и они покатились по родному городу, где отдыхало небо и земля, даже листья на деревьях не шевелились. Знаменитый Т-34 на постаменте, слегка приподняв дуло, охранял покой. Может смысл жизни ребятам танкистам в далёком 1943 был более понятен.