Ошибка всей моей жизни 2010

Да Пятачок
"Ошибка всей моей жизни"

Я неспроста решил взять это название в кавычки. Вам не придется читать о чем-нибудь, что я сделал не так и теперь всю жизнь жалею. Речь пойдет о некотором общем понятии, которое, несомненно, присутствует в жизни каждого из нас. "Ошибка" - это как знак минуса по отношению к очень важному поступку, который Вы совершили, или же, совершите. Очевидно знак плюса, по аналогии, следует считать "делом всей жизни", или "знамением", или "целью в жизни"... впрочем, полагаю, суть Вы уловили и я предлагаю Вам самостоятельно подобрать наиболее близкое определение.

Перед тем как начать, я хочу дать еще одно важное определение. - Друг "по модулю". Опять же, как и в математике, модуль обозначает истинное значение, в независимости от знака или направления. В нашем случае мы упраздним пол. Таким образом, друг по модулю - это друг вне зависимости от того, мужчина это или женщина (или еще какое экзотическое существо). Я не случайно останавливаюсь на этом, так как многие отрицают разнополую дружбу. Так или иначе, я вполне уверен, что разнополая дружба есть и, чтобы у нас дальше не возникало прений, я буду просто использовать слово «друг», подразумевая только суть. Конечно, речь идет о тех друзьях, про которых сложено немало пословиц и поговорок, то бишь, о тех, вероятно, немногих людях в Вашей жизни, которых вы можете не задумываясь назвать – ДРУГ.

Итак…
Начну с того, что мы с вами повседневно оказываемся перед выбором и вынуждены ежесекундно принимать решения, от которых будет зависеть вся Ваша дальнейшая жизнь. Я не преувеличиваю, ведь в каждый момент времени, вы решаете что вы будете делать, или какой стратегии Вы станете придерживаться в следующий момент. Это очевидные вещи. Время – Это Наиболее Весомый и Непререкаемый фактор. То что вы решили СЕЙЧАС, Вы не сможете решить еще раз, потому что, это будет уже ПОТОМ, и просто от того что решение принято Именно СЕЙЧАС, может радикально изменится суть всего, что будет происходить после этого решения. Даже если между СЕЙЧАС и ПОТОМ пройдет несколько секунд.
Приведу пример:
- Вы ведете автомобиль и, подъезжая к магазину, принимаете решение: «Я хочу курить и надо остановиться, чтобы купить сигарет». Останавливаетесь, покупаете сигареты, сразу достаете одну из пачки и держите ее во рту, тем временем, заводя машину. Отъезжаете от магазина, включаете прикуриватель и поднеся прикуриватель к сигарете, чтобы прикурить, не замечаете, например, выскочившую на дорогу кошку… Можете  самостоятельно нарисовать для себя дальнейшее развитие событий.
В этом примере очень важно почувствовать, что это не знак судьбы и не перст божий. Все что произошло и произойдет в этом случае, зависело ТОЛЬКО от Ваших решений. Ничего такого, что Вы не могли бы предотвратить. Не прими Вы решения купить сигарет – не было бы дальнейшей цепочки событий, вы бы проехали то место, где пробежит кошка, гораздо раньше. Или, Вы решаете закурить. Если бы Вы не отвлеклись на прикуривание сигареты, то вы заметили бы выбежавшую кошку раньше и отпугнули бы ее сигналом, или просто притормозили бы…
На секунду задумайтесь – насколько сильно такой эпизод мог бы повлиять на то, как Вы стали бы жить и оценивать вещи после случившегося? Насколько существенно бы отличалась Ваша дальнейшая жизнь в том случае, если бы этого эпизода попросту не произошло? А сохраниться и взвесить оба варианта - не дано. Это не компьютерная игра и решения приходится принимать порой, не зная, чем в итоге все обернется.

Позволю себе небольшое отступление. Есть такой художественный фильм «mr. Nobody» (Англ. – Господин Никто). Там как раз очень наглядно рассуждают на тему «а что если бы я поступил иначе?»
Нет, правда, если Вам сложно понять, что я имею ввиду, то посмотрите фильм и сразу поймете, что я вкладываю в понятие силы и важности выбора.

Здесь конечно стоит сказать, что если задавать себе этот вопрос («а что если?») слишком часто, - то можно очень быстро стать параноиком или вообще, обзавестись пышным букетом различных психологических расстройств. С другой стороны, не задумываться об этом, иногда тоже вредно, особенно если у Вас есть, пускай тонкая и призрачная, но все же, возможность взвесить возможный исход событий. И знаете, в начале, я заговорил о друзьях… ведь многие решения, которые вы принимаете, совершаемые Вами поступки, затрагивают не только Вас, но и близких Вам людей – друзей или родственников… Да-да, впрочем, я все усложняю. Конечно это наша жизнь, повседневность, и все мы прекрасно понимаем, что по-другому быть и не может. Однако, я не с проста представил все именно так. Важно понять что выбор – это наша ответственность при любых обстоятельствах.

Вернемся к ошибкам. Что по своей сути можно считать ошибкой? Что-то что вы сделали
неправильно. Но давайте разберемся, что же значит - неправильно? Само слово поможет ответить нам на этот вопрос: не правильно – означает не по правилам. За всю историю человечества, люди выработали определенные стратегии в поведении, благодаря многочисленному опыту, заранее обеспечивающие наиболее выгодный (в широком смысле) результат. Например, если Вам надо куда-то успеть, то стоит начать бежать, вместо того, чтобы идти, и так у Вас будет значительно больше шансов успеть вовремя. Не Вы сделали этот вывод. Его давным-давно сделали наши предки! Вы просто знаете это и принимаете решение даже не задумываясь. Это правило – Если человек бежит, то он затрачивает меньшее время на преодоление условной дистанции. И если Вы приняли решение в соответствии с этим правилом, то Вы поступили «правильно», а если Вы решили вместо того, чтобы сменить ходьбу на бег, наоборот идти медленнее, то по отношению к преследуемой Вами цели, Вы поступите «неправильно», то есть - совершите ошибку! А теперь скажите мне – кто обвинит Вас в том, что Вы ошиблись? Ведь Вы сами решаете, как Вам поступить и будет это лучше или хуже для вас, знаете только Вы. Так Кто же вправе заявить Вам об ошибке? Очень просто: - человек к которому, допустим, Вы спешили на встречу. А знаете почему? Потому что он отчетливо будет понимать, что в независимости от того, было ли ваше решение плохим или хорошем для Вас, оно будет иметь вполне определенные последствия для него. Таким образом, Ваше решение уже затрагивает не только поиск наиболее выгодного для Вас результата. Добавляется новая переменная – «интерес другого человека». Понятно, что теперь, помимо того, насколько выгодно для Вас отразится то или иное решение, Вам придется также решить, насколько приемлемым это станет для кого-либо еще?

Вот теперь, пожалуй, мы и подобрались к сути всего этого очерка. Все поступки которые мы совершаем в своей жизни СЕЙЧАС, будут, несомненно, иметь отражения в нашем ПОТОМ, и самое интересное, что они также будут влиять на чье-нибудь еще ПОТОМ и конечно это чье-нибудь еще – подразумевает отклик в бытии очень многих людей, которые с нами связаны По-жизни. И вот смотрите, все из нас в своей жизни принимали какое-нибудь очень важное для себя решение, затрагивающее интересы Ваших друзей или родственников. И кто-то ведь преследовал цель (таким образом, определяя для себя «правильность» решения) достичь максимальной выгоды для себя, а кто-то старался учесть все возможные последствия и принять решение, наиболее удовлетворяющее выгоде близких ему людей. Возможно с ущербом для своей выгоды, но и такая стратегия подразумевала «правильность» решения для него.

Для меня очень важен второй тип решений. Ведь это есть суть взаимоотношений между людьми. Почему Вы станете принимать в расчет интерес другого человека? – потому что он Вам дорог. Что значит дорог? – это значит, он принимает, или будет принимать, в расчет Ваши интересы в своих решениях (может суховато звучит, но это факт с которым не поспоришь). И ведь два человека могут изначально преследовать совсем разные цели в жизни, а поступать будут не исходя из наискорейшего достижения цели (что, по сути, «правильно» конкретно для каждого из них), а исходя из способствования достижению цели другого человека. И может статься так, что ни один из них не достигнет цели, но будет знать, что приблизил к цели своего друга или родственника. Есть ли тут ошибка? Возможно, ты поступаешь правильно, с точки зрения достижения своей цели, но при этом, совершаешь ошибку по отношению к своему другу. Очевидно, что и в обратном случае будет место и для ошибки и для правоты. А что «ошибка всей моей жизни»? Ведь и в этом случае, несомненно, должна быть и «правильная» сторона медали. А на весах все те же понятия: Личная выгода и интересы Друзей… Осталось только понять что для вас было важнее?

В этих, на первый взгляд, очевидных утверждениях, заложена очень глубокая истина. Я не напишу ее, пожалуй, просто не смогу подобрать правильные слова. Но я прошу Вас задуматься об этом и подобрать эти слова для себя самостоятельно.

Вместо послесловия:
Почему я решил назвать это именно так: «ошибка всей моей жизни»? – Знаете, я в последнее время много думал над тем, как мы рассуждаем, когда принимаем важные решения и самым интересным было рассматривать те ситуации, в которых я ошибся, а именно понял, что Важнее была другая сторона, не та, которая тогда казалась мне «правильной». И как с этим быть дальше? С осознанием того, что решение теперь из правильного стало ошибочным? - Наверное, никак. Вы извлекли опыт, который повлияет на принятие решений в Вашем будущем. Ведь сущность вокруг нас неумолимо меняется в каждую секунду, в каждое мгновение и Вы ничего не сможете сделать, чтобы хоть на миг вернуться назад. Все что в Ваших силах – это изменять будущее, делая очередной выбор в настоящем.

Я знаю множество людей, для которых это, в общем, и не важно – «что сделано, то сделано», надо идти вперед, не оглядываясь; Знаю и тех, кто всегда пытался найти единственно правильный выбор, до мелочей разбирая плюсы и минусы возможных последствий; а еще есть те, кто подбрасывает монетку и, знаете, это одна из немногих ситуаций, когда теория вероятности становится эффективным инструментом в принятии решения, но такая методика, на мой взгляд, убивает в человеке личность, он перестает взвешивать ценности на весах, предоставляя выбор Его Величеству Случаю.

Разбирая все непростые и важные решения, сделанные мною, я понял, что во всем есть ошибочная сторона и «Ошибка всей моей жизни» - это ошибочная сторона поступка, который самым крутым образом переменил мою жизнь. С одной стороны – это великий шаг к чему-то, а с другой, - это самые большие грабли, на которые я наступил. Ценно то, что на эти грабли ты уже СМОЖЕШЬ не наступить снова, но выбор все-равно будет за тобой. Ошибочная сторона – это важный урок, который надо усвоить и этот урок найдет место в жизни каждого из нас. Каждый из нас в свое время совершит «ошибку всей своей жизни» и Вы можете обвинить меня в высокопарности, но именно эта ошибка и есть смысл жизни. Не тот смысл который все почему-то ищут в своем будущем. Тот смысл, которым вы наполняли все свое пошлое, вплоть до настоящего.

…А я думал о том, что друг, возможно, стоит на пороге именно такого решения. Я терзал себя мыслью о том, что несомненно должен, любой ценой, предотвратить ошибку в его выборе. И выбор был сделан. И я потом искал в прошлом те повороты, где все могло сложиться иначе. Я винил себя в том, что ошибка допущена, а друг как и я в свое время, возможно, поймет это еще не скоро и не понимает этого прямо сейчас. Но ничего не изменишь. Я осознавал это, потому что уже делал подобную ошибку и у меня был этот опыт. А у дуга этого опыта не было и он его найдет лишь спустя время. Обязательно найдет, может не сразу, а наступая на тысячи граблей, но он обязательно сделает это сам, или его потомки. Это будет его смысл жизни и его "Ошибка всей моей жизни".

Спасибо моим друзьям (чертовски здорово, что я пишу это слово во множественном числе!), а также самым дорогим и близким мне людям!

Da Piglet. Питер октябрь 2010