Когда на свете не было компъютеров

Натали Осипова
               
      Случилась эта история давным -давно, во времена, когда ещё не было компъютеров. В одной маленькой -маленькой типографии, про которую никто никогда не слышал, кроме тех кто в ней работал, трудились два корректора: Таня и Наташа. Всего и было у них имущества – старый письменный стол да тяжеленный словарь русского языка. При желании таким  словарём порешить можно было любого обидчика, но девушки обращались к его помощи только за тем, чтобы выяснить как пишутся  трудные слова.         
        Однажды кто-то из посетителей подарил корректорам аквариум с рыбками. И хотя ради такого подарка им пришлось  пожертвовать частью старенького стола, зато  какое удовольствие было смотреть как искрятся в зеленоватой воде за стеклом весёлые разноцветные гупёшки! Но чаще всего не этим  приходилось заниматься девушкам  в   этой маленькой -маленькой типографии.
      Во времена, когда ещё не было комъпьютеров, строчки для будущих книжек отливали из металла в специальных машинах, которые  назывались Линотипами.  А чтобы  не допустить ошибок, тяжёлые строчки намазывали густой типографской краской, прикладывали к бумаге и делали оттиски. Вот эти самые оттиски, разложенные по голубым пакетам, и относили корректорам. Целыми днями Таня и Наташа  возились с бесконечными голубыми пакетами, читали и правили бумажные оттиски.
      Править – это значит исправлять чужие ошибки. Такая работа на первый взгляд может показаться странной. В жизни  ведь никто не исправляет чужих ошибок, находятся даже люди, которые смеются над ошибками других, но оставим этих людей в покое, до хорошего они всё равно не досмеются. Таня и Наташа исправляли чужие ошибки и не смеялись. Честно говоря, за неисправленные ошибки  никто не погладил бы их по головкам в этой маленькой- маленькой типографии.
      И всё же  жизнь девушек можно было бы назвать сносной, если бы не было на свете  злой наборщицы Нюры.   Она тоже работала в маленькой-маленькой типографии: собирала отлитые  линотипом строчки в  железные страницы, которые потом  печатники вставляли в печатную машину и печатали до тех пор, пока не кончалась бумага. Нюра никак не могла примириться, что не она сидит за стареньким письменным столом, не она листает толстенный словарь русского языка, не ей улыбаются гупёшки в аквариуме. По этой причине возненавидела она бедных девушек и решила их извести. Стала  за ними следить и каждый день попрекать: вы, мол, ничего не делаете, ошибок не замечаете, только на  рыбок глаза  пялите. А того она не разумела, что голубые пакеты сами собой не разворачиваются,  бумажные оттиски  сами собой не правятся.
     Долго ли коротко ли, а  до последней крайности довела она несчастных корректоров. 
  - Ещё хоть одну ошибку пропустите, – заявила  им однажды -  выброшу  ваш аквариум!            
       Тут девушки не выдержали – уж, очень любили они своих подопечных. Схватила Татьяна тяжеленный словарь русского языка, да   как стукнет им  в сердцах по столу: «Чтоб ты в Линотипную машину превратилась!» – пожелала она  обидчице.
     А словарь -то оказался волшебным, что пожелаешь, то и исполнится. И превратилась злая разборщица в Линотипную машину. Ох, и поработать ей пришлось! Никогда в жизни она так не работала. Увидел новую машину Начальник типографии. Обрадовался. Принял новую линотипистку. Работница попалась шустрая, кнопочки жмёт, на доску почёта торопится: Нюра едва успевает ей железные строчки отливать.
    Славно стало в типографии: гупёшки в аквариуме на радостях хороводы завели. Обрадовались и  девушки. Хотели было так и оставить злую наборщицу Линотипной машиной на веки вечные, да вовремя вспомнили, что есть у неё дочка маленькая. В школу ей в этом году. Кто встречать её будет? Кто провожать? Жаль стало девочку. Не оставлять же  сиротой. Как закончилась смена подошли корректора к новому линотипу. Взяла Наталья в руки тяжеленный словарь, стукнула тихонько по машине  и со вздохом произнесла: «Стань человеком !»
     Тот час же появилась перед ними злая наборщица, только почему -то вид у неё был вовсе  и не злой, а скорее улыбчивый и добродушный.
-Рыбок кормили?-  участливо поинтересовалась она.
-Кормили,- ошарашено  прошептали девушки. Такой перемены в настроении Нюры они, честно говоря, не ожидали.
    А всё дело было в том, что волшебный словарь умел всё возвращать назад только в самом лучшем виде. А разве есть на свете что-нибудь  лучше доброго человека?  С тех пор Нюра-наборщица больше не обижала девушек. Более того, однажды даже решила их порадовать и  купила в магазине Бетховен замечательный грот для аквариумных рыбок.
    Вот какая замечательная история случилась в одной маленькой маленькой типографии, во времена, когда ещё не было компъютеров.