60-е годы - Кино моего детства

Александр Сумзин
        В 1954 году, с выходом на экраны СССР фильма "Верные друзья", начался золотой период советского кинематографа. После смерти Сталина в стране стал меняться климат общественной жизни. "Потеплело". Всё бывшее ранее чёрно-белым стало приобретать цветовые оттенки. Теперь уж действительно — "жить стало легче, жить стало веселей". 50-е годы подарили зрителям много замечательных, незабываемых лент. Вот некоторые из моих любимых: "Сорок первый" (1956), "Дело Румянцева" (1956), "Карнавальная ночь" (1956), "Весна на Заречной улице" (1956), "Дом, в котором я живу" (1957), "Летят журавли" (1957), "Дело было в Пенькове" (1958), "Судьба человека" (1959). Многие из них просто чудом пробрались сквозь цензурные запреты и "вырезки".

        В дошкольный период, до 1959 года, я все эти фильмы смотрел, но, конечно, мало что понимал. Родители иногда ходили в кино на дневные сеансы и брали с собой детей. В конце 50-х — начале 60-х годов я стал бегать с друзьями на детские "утренники", получая на билет от мамы бумажный рубль, а после реформы — 10 копеек. У кассы была большая очередь, старшие отталкивали малышей. Порядок наводили пришедшие с детьми взрослые. Тогда их ещё боялись и слушались. Перед сеансом иногда показывали мультфильм или киножурнал "Хочу всё знать". Любимые фильмы, которые мы смотрели не по одному разу и знали наизусть: "Кортик" (1954), "Тревожная молодость" (1955), "Два капитана" (1956), "Илья Муромец" (1956), "Судьба барабанщика" (1956), "Орлёнок" (1957), "На графских развалинах" (1957), "Седьмое путешествие Синдбада" (1958), "Снежная сказка" (1959), "Девочка ищет отца" (1959). После сеанса, перебивая друг друга, вспоминали захватывающие эпизоды. Особенно нравились те, где много стреляют и сражаются на саблях. Некоторое время во дворе шли бои по мотивам последнего фильма.

        Интересно, всю жизнь я выбирал наручные часы с чёрным циферблатом. В 2009-м году смотрел по ТВ самый любимый фильм детских лет — "Последний дюйм" (1959) и увидел на руке главного героя–подростка именно такие часы. Наверное, где-то в подсознании отложилось, я ведь специально не запоминал. Кино формировало вкусы. Сочетание голубых джинсов и чёрной футболки Алена Делона в фильме "Искатели приключений" (1967) запомнилось и было воплощено в жизнь, но много позже. 

        "Великолепная семёрка" — американский вестерн, вышел на экраны в 1962 году. Мама пришла с родительского собрания и сказала, что им настоятельно рекомендовали не пускать детей на этот ужасный фильм. Папа специально посмотрел его, дал мне деньги и велел обязательно сходить. И правда, всем мальчишкам нашего поколения "Великолепная семёрка" запомнилась на всю жизнь. Надо отметить, что отец был киноманом ещё с 20-х годов, помнил много фильмов и актёров. Рассказывал, как в детстве, в городе Тюмени, они с друзьями без билетов проникали в кино и цирк. Маме такие воспоминания не нравились.

        Запомнился один неприметный фильм "Когда разводят мосты" (1962), между прочим, по сценарию Василия Аксёнова. Я смотрел несколько раз из-за одного эпизода: капитан буксира (Леонид Быков) ногой врубает "Rock Around The Clock" Билла Хэйли. Это был явный просчёт цензуры.

        Многие события стёрлись из памяти, но до сих пор, закрыв глаза, я могу вновь оказаться в кинотеатрах тех лет. Самый большой в Мурманске — "Родина". Год постройки — 1948-й, два зала — розовый и голубой. Когда шёл новый интересный фильм, очередь в кассы выстраивалась длиннющая, и уже метров за пятьдесят спрашивали лишний билетик. Так было с "Полосатым рейсом" (1961), "Человеком-амфибией"(1962), "Кавказской пленницей" (1966) и многими другими, не говоря уже о зарубежных хитах вроде "Спартака", "Фантомаса" или "Анжелики".

        Начинается этот храм "важнейшего из всех искусств" обширным фойе с высоким потолком и огромной люстрой. На стенах висят стенды с фотографиями киноактёров и кадрами из новых фильмов. Я обязательно подходил к прилавку с книгами, — так отец всегда делал. В буфете, если очередь не очень большая, брал сок: томатный за 10 копеек или яблочный — 12 копеек. Самый вкусный — абрикосовый, но он бывал редко и дорого стоил. Отдельно торговали мороженым. Из металлических цилиндров, стоящих в ящике со льдом, продавщица ложкой накладывала его в хрустящие вафельные стаканчики. Сливочное стоило 15 копеек. Надо успеть съесть — с мороженым в зал не пускали.

        Перед фильмом демонстрировали киножурналы: "Новости дня", "Советский спорт", "Иностранная кинохроника" или самый любимый — "Фитиль". Разговаривать, есть и пить во время киносеанса считалось неприличным. Редкие нарушители на замечания реагировали разумно. Помню хлопающий звук множества деревянных сидений после окончания фильма, плотный поток молчащих людей на широкой лестнице и запах табачного дыма от нетерпеливых курильщиков. Выйдя на улицу, к окружающей действительности возвращался не сразу: в голове крутились самые интересные эпизоды.

        Скажу честно: последний раз я был в кинотеатре в 1991 году, смотрел "Крепкий орешек" с Брюсом Уиллисом. До этого очень понравились "Холодное лето 53-го" (1987) и "Зеркало для героя" (1987). Говорят, сейчас в кинозалах до безобразия громкий звук, многие едят и пьют. Пускают не то что с мороженым, — хоть с кастрюлей борща проходи. Нет, мне там делать нечего! Буду смотреть по ТВ, Интернету и на DVD. Как сказал персонаж Савелия Крамарова в фильме "Джентльмены удачи": "Всё! Кина не будет!" Для меня не будет. Того, волшебного, кино — чуда и праздника, кино моего детства и юности.
 
        На фото: г. Мурманск, к/т "Родина", 1960 год.

        Моя страница http://proza.ru/avtor/cogitosum