Реки в Чёрном море

Петр Золин 2
 
http://blacksea-education.ru/images/010.jpg      http://www.evangelie.ru/forum/t32926.html
http://www.zverozub.com/img/pg/17501.jpg
http://www.apocalyptism.ru/Ballard1.htm
http://daac.gsfc.nasa.gov/oceancolor/images/black_sea.jpg

Реки в Чёрном море

К сожалению, за последние десятки тысячелетий формирования людей современного типа природно-климатические условия Евразии существенно менялись. И на базе современного состояния этих условий многим людям очень трудно сразу представить – к примеру, что глубины Чёрного моря до 150 метров были десяток тысяч лет назад сушей. Здесь тысячи лет устойчиво жили люди. По этим землям с севера на юг и обратно шли миграционные пути. В том числе и носителей разных женских и мужских гаплогрупп. А озеро (менее нынешнего моря более чем вдвое) было пресным.

Вероятно, уже в ту пору почти не было крупных археологических культур созданных мужчинами только одной гаплогруппы (не говоря уже о женщинах http://www.elim.kz/forum/lofiversion/index.php?t2833.html
http://dibase.ru/article/06072009_derenkomv/9

http://www.proza.ru/2010/01/12/674
http://www.proza.ru/2010/09/06/343
http://www.proza.ru/2010/08/27/415
http://www.proza.ru/2010/08/30/787
Нет в последние несколько тысячелетий и крупных этносов Евразии, состоявших только из одной мужской гаплогруппы (тоже не говоря уже о женщинах )
Хотя бы несколько мужских гаплогрупп встречаются в каждом из этносов до сих пор.

Если гипертрофировать русость, голубоглазость и белокожесть – к примеру славян и иных евразийцев, особенно словено-русов, то – надо знать, - все эти признаки по современным исследованиям генетиков закрепились всего 12 – 7 тысяч лет назад. Но у людей с этими признаками были сотни поколений предков, таких признаков не имевших. http://www.proza.ru/2010/08/20/1062 голубоглазые ; http://www.proza.ru/2010/08/20/490 русые
По современным исследованиям белокожие люди стали формироваться около 7,5 тыс. лет назад в процессе потребления молока в Центральной Европе (по сути, на венедских путях от балтийского янтаря к Адриатике), а оттуда сравнительно быстро расходились по свету http://www.proza.ru/2009/09/29/202 ; http://www.proza.ru/2010/08/20/490
Белокожие девушки становились жемчужинами южных гаремов, Афродитами-Венерами.

Н.А.Николаева, В.А.Сафронов в книге «Истоки славянской и евразийской мифологии» (М., «Белый волк», 1999 далее будут большие куски цитирования: П.З. ) поместили исследование, доказывающее складывание «прародины евразийцев» в округе Карпат и северо-восточнее – в Полесье (Белоруссия) более 10 тысяч лет назад. Там обособились западные евразийцы (ранние праиндоевропейцы) и мигрировали в Анатолию, где могли принять участие в формировании первых земледельческих культур. И та уже есть следы устойчивой мифологической памяти многих народов.

По мнению авторов, древнейшие истоки мифотворчества индоевропейских, уральских, фино-угорских и тюркских народов находятся в евразийских мифах, напетых впервые на одном, едином евразийском языке, на заснеженных просторах евразийской прародины 12-11 тысяч лет назад. Автор данной работы (профессор П.М.Золин) наряду с другими специалистами считает, что подобные напевы звучали еще во времена палеолитических Костенок 25 – 30 тысяч лет назад – на Дону, Оке, Волге, Печере и берегах других рек. Так что память сказания о Словене и Русе – очень молодая по сравнению с многотысячелетней памятью о Велесе-Беле (медведе-хозяине, что оставлен символом и на новгородском гербе), о владыке морей Нерее (явно созвучном по имени нерцам-праславянам), о Прометее-Промысле и т.п.
Евразийский (бореальный) язык впервые реконструировал профессор Санкт-Петербургского университета, ученый-лингвист Н.Д. Андреев. Он составил словарь из «203 бореальных корневых биконсонантных слов» «путем соотнесения раннеиндоевропейских корневых слов с засвидетельствованными лексемами уральских и алтайских языков» Исследователь продатировал «бореальную эпоху концом верхнего плейстоцена (ледникового периода) на геологической шкале и концом верхнего палеолита (древнего каменного века) на исторической линии общественного развития» (Андреев, 1986, с. 278). Конец палеолита приходится на мезолит около 17 тысяч лет назад.

Борей – евразийский бог северного ветра, якобы живший на горах Рипах. В память о нем назван и холодный период при отступлении последнего Валдайского (с дриасской фазой) оледенения на Русской равнине. Определяя прародину евразийскою (бореального) языка и народа, Н.Д. Андреев (1986, с.277) указал на широкий ареал «от Рейна до Урала», оговорив при этом, что ранние праиндоевропейцы «находились между Рейном и Днепром» (где затем и праславяне). Но в рамках бореального языка индоевропейцам близки финно-угры, тюрки, северные семиты, кавказцы и некоторые другие будущие народы. Поэтому очень трудно доказывать для периодов 5 – 10 тысяч лет назад преобладания того или иного языка на той или иной территории современной России. Хотя соблазн отдавать почти всю Восточную Европу пращурам финно-угров и тюрков для многих ученых остается. Но это, вероятнее всего, вненаучный соблазн.

Через три года Сафронов по 27 признакам материальной культуры Чатал-Гуюка (ныне земли Турции), соответствующим раннеиндоевропейской лексике праязыка, установил раннепраиндоевропейскую атрибуцию города Чатал Гуюка, который возник в центре Южной Анатолии в VII тыс. до н. э. (Сафронов, 1989, с. 28 — 29). Появление ранних праиндоевропейцев в Анатолии объяснялось переселением позднепалеолитических племен из Центральной Европы. Работы Андреева, Сафронова и многих подобных российских и зарубежных исследователей требуют переосмысления всей ранней истории человечества, что неизбежно происходит и произойдет.

Н.Д. Андреев (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бореальный_язык ) высоко оценил достоинства работы Сафронова и согласился с основной ее концепцией: « русский археолог В.А. Сафронов познакомил научный мир со своей содержательно богатой, хорошо документированной и весьма оригинальной концепцией. Согласно его концепции, недавно открытое дриасское оледенение было кратким, но охватило всю Европу, заставив раннеиндоевропейское население отступить на юг от Карпат; много позже, в среднеиндоевропейском периоде, возобновилось их обратное движение к Прикарпатью» (Андреев, 1996, с. 3). Соглашаясь с тезисом о возвращении праиндоевропейцев в Прикарпатье, Н.Д. Андреев заметил: «Что касается индоевропейцев, то они, возвратясь после дриасского оледенения на свои земли (к юго-западу, к югу и юго-востоку от Карпат), в дальнейшем распространились на освобождавшиеся от ледника территории» (Андреев, 1995, с. 4).

После десятилетия кропотливой работы, когда «объем доказательного материала по каждому из рассмотренных бореальных слов в среднем втрое превышает то, что вместилось в книгу», Н.Д. Андреев (1996, с. 5, 19) уже без каких-либо сомнений утверждал, что прародиной носителей евразийского (бореального) языка «могло быть только Прикарпатье». Авторы указанной книги согласны, что Прикарпатье входит в основной ареал прародины евразийцев, но границы ее должны проходить значительно севернее, поскольку помимо горного ландшафта, отраженного в словаре бореального языка в словах «скала», «утес» «холм» (Андреев, 1986, с. 12 № 28), есть арктические сюжеты и слова, свидетельствующие о близости носителей языка — евразийцев к приледниковой зоне, границы которой в IX тыс. до н. э. проходили чуть южнее побережья Балтики («полярное сияние», «светлая ночь» — белая ночь на современном языке: Андреев, 1993, с. 21 — 23).

Таким образом, основная часть евразийских корней содержит слова, обозначающие явления природы, характеризующие крайне северные приполярные районы, а также слова, характеризующие горный ландшафт. Сочетание этих реалий в IX тыс. до н. э. в Старом Свете было только в северной части Центральной Европы, включающей и часть Северного Прикарпатья. (Скандинавия и Чукотка с близким пейзажем были в то время покрыты ледниками). Ареал евразийской прародины по данным лингвистики находился между Северным Прикарпатьем, Балтикой и эпическими горами Рипами (Русскими возвышенностями, включая Валдайскую).
Основную часть ареала евразийцев в IX тыс. до н. э. занимала лишь одна археологическая культура — свидерская, сосуществующая на западе с родственной аренсбургской археологической культурой. Свидерская культура (Белоруссии, Восточной Прибалтики, Северо-Запада России) – по сути, главный археологический эквивалент бореальной общности. Этот вывод можно сделать, совместив данные евразийской лексики и характеристики археологической культуры. Евразийцы в то далекое время широко использовали лук и стрелы, охотились с собаками, приручив волка; создали новое орудие – мощный каменный топор. (Андреев, 1986, с. 48, № 75; с. 248, № 198; с. 18, № 140). Свидерская — единственная культура, носители которой изобрели и широко использовали топор, одомашнили волка, выведя первую породу собак. Присутствие разнообразных кремневых наконечников стрел в свидерских комплексах — доказательство охотничьего типа хозяйства у свидерцев, при ведущем орудии охоты — луке и стрелах. Каменные топоры, наконечники стрел известны 5 – 7 тысяч лет назад и округе Приильменья. Климат в зоне прародины евразийцев был холодный с долгими зимами и жестокими метелями, сулящими смертельный исход (о том говорит и набор корней и понятий евразийцев).

Десять различных слов и понятий выявлено в тезаурусе евразийского праязыка, напоминающих о жестокой морозной зиме и лишениях, связанных с нею. В то время как специальных понятий лета и осени в репертуаре евразийского словарного фонда нет (Андреев, 1993, с. 38). Нет и слова, обозначающего весну, но все-таки весна находит отражение в слове П. 11 «оживать после зимней спячки», в слове П. 12 «распускающие почки деревья и кусты», П. 13 «таять». Это явно проявлялось и во времена Костенок, что не позволяет относить свидерцев только к пращурам прибалтов.
Корнесловов, характеризующих зимнее время, значительно больше, чем слов, относящихся к другим временам года. Закономерен вывод, что именно зима больше всего беспокоила евразийцев. Без сомнения, она была продолжительнее, чем остальные времена года. И память об этом даже сохранялась у греков во времена Геродота.
Лето как время года отразилось лишь одним корнем «К – N». означающим несколько современных понятий «засуха», «мучимый жаждой», «суховей» (Андреев, 1993, с. 43). Между тем в корнеслове евразийского праязыка полностью отсутствует лексика, связанная с пустынями и морем, указывающая на что-либо, заданное жизнью в условиях пустынь и полупустынь, либо с жизнью в условиях морского побережья. Слова бореального языка «засуха», «суховей» причудливо переплетаются со словами «болото», «болотный», «кочка», «комар», «топь», «заводь», «вода», «переплывать воду» на другой берег реки, озера», «через реку на той стороне», «родник», «река», «впадать», «протока»
Слова со значением «болото», «топь» и «пальник» плохо сочетаются с горным ландшафтом, отраженным в лексике бореального языка. Но горный ландшафт представлен достаточно, свидетельствует о хорошем знании евразийцами горных местно-стей: «гора, косогор», «горный лес»; «скала», «утес», «холм», «гора, поросшая лесом». Вероятно, не только в Карпатах.

Перечисленные 27 признаков евразийской прародины характеризуют ландшафт и климат ее. Пронизывающие ветры, дующие с севера, снежные метели, покрытые льдом низины, обледенелые берега рек и оврагов, пространства под тонкой коркой льда — вот далеко неполные зарисовки тоскливого зимнего пейзажа евразийцев. Это и память пращуров россиян и их соседей со времен палеолита.
Такие слова, как «закоченевать», «замерзать» напоминают о жестокой борьбе человека за свое существование во время последнего оледенения и частых смертельных исходах в обстановке снежной пурги, больших холодов и северных ветров, несущих стужу. Но холода были 10 – 12 тыс. лет назад не типичны для южных районов Старого Света (Западной Европы). Учитывая горный рельеф, обозначенный в евразийском языке, ареал евразийцев мог быть в северной части Уральских гор и на землях восточнее Среднего и Нижнего Енисея. Однако отсюда в сторону Европы тогда не было никаких передвижений. А вот передвижения в Сибирь наблюдались.

Объектами охоты в мезолите стали обитатели лесов: лось, медведь, кабан, бобр и др. Эффективными оказывались лук и стрела, лодки, лыжи, микролиты — небольшие каменные пластины, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных или роговых орудиях. Предположительно в это время люди приучили собаку, которую могли использовать и как тягловое животное. В районе Волго-Окского междуречья недалеко от Москвы изучены памятники двух мезолитических культур — бутовской и иеневской (впервые выявлены в Тверской области). В их формировании приняло участие, вероятно, пришлое с запада население: на формирование бутовской культуры оказала влияние прежде всего свидерская, а в памятниках иеневской культуры прослеживается отпечаток аренсбургской культуры позднего палеолита.
Самыми северными в Европе непокрытыми в то время ледовым щитом были Рудные горы, Судеты, которые, образуя треугольник, выходят за 50° с. ш. Однако эта широта не подходит для таких атмосферных явлений, как «северное сияние» и «белые ночи» Н.Д. Андреев (1993, с. 21 — 22) указал, что северное сияние наблюдается в зоне на 23° от магнитных полюсов, т. е. около 57 параллели. Это не совсем точно, поскольку северное сияние наблюдается преимущественно в высоких широтах на расстоянии 20 — 25° с. ш. от магнитного полюса. Координаты магнитного полюса -74,9° с. ш. Значит, северное сияние можно наблюдать, начиная с 50 — 54° с. ш. Карпаты находятся чуть южнее 50 параллели. Следовательно, живя в округе Карпат евразийцы не могли наблюдать северное сияние. (КГЭ, 1962, т. 3, с. 276.)
Уже в бореальном языке обозначены понятия «лук» и «стрелы», «каменный топор» двух видов, узкое каменное тесло, каменный нож, проколку и скребок, т. е. орудия труда 7 типов, в основном, каменных
(всё  это требуется корректировать с учётом
http://www.proza.ru/2010/01/23/1098 )

Ныне считается, что лук и стрелы были изобретены либо мадленцами (носителями культуры палеолитических Франции и Испании), жившими и в западной части Германии, либо носителями гамбургской культуры, жившими на Северогерманской низменности. Носители этих культур эпизодически проникали на территорию всех указанных культур вплоть до Восточной Европы (Зализняк, 1989, с. 12 — 13, рис. 1). Но некоторые наконечники времен палеолитических Костенок имеют очертания стрел. Так что самостоятельное изобретение здесь лука не исключено.
Сохранилось ли что-нибудь в ономастике Приильменья от поры 8 – 10 тысяч лет назад. Возможно, сам «-ильм-». Что отразился в германском Ильменау, в русском Ильмене, уральских Ильменах, в сибирском Илиме и озере Ильменау на Яляске. Это все балты или финно-угры наследили ?!
Да, Ильмаринен (фин.), Илмайллине, Ильмойллине (карел.), в финской и карельской мифологии и эпосе культурный герой и демиург, кузнец. Образ Ильмаринена восходит, допускают, к финно-угорскому божеству неба, ветра, воздуха (фин. ilma, «воздух, небо, погода») и родствен демиургам других традиций — Инмару, Ену. Ильмаринен — «кователь небесного железа», что сближает его с небесными кузнецами других мифологий: он выковывает небесный свод, светила, плуг, меч и др. Но тогда надо доказать, что кузнецы у финно-угров появились ранее индоевропейских кузнецов, включая и кузни протославян или праславян. И что Ильмар древнее Ильмена (Ильмера), а последний – не из индоевропейцев.
Зачастую относительно произвольно привязав археологически, лингвистически и т.п. какие-либо земли к начальному заселению предками конкретного нынешнего этноса, ученые – вольно или невольно (но иногда не бескорыстно) – провоцируют претензии нынешних этносов к современным обитателям «земель своих пращуров (по языку и культуре)». Вспомнив предшествующие страницы, понятно, что абсолютных доказательств «первозаселения» бывших приледниковых территорий ни у одной языковой семьи нет.

Автор же статьи сетует: «До сих пор превалирует мнение, что севернее верховьев Западной Двины и Днепра (к северу от ареала балтийских культур штрихованной керамики и смоленских городищ) присутствие балтов могло быть лишь случайным, единичным и кратковременным, соответственно, древнебалтийские следы в археологических памятниках и в топонимии новгородских земель, если и не исключены вовсе, то, по крайней мере, минимальны. В 1962 г. В.Н. Топоров писал: «Что же касается северной границы балтийской топонимии, то, по сути дела, ее определение не составляет проблему, поскольку очевидно, что балтийские племена никогда не находились севернее тех мест, где они живут теперь». Считалось, что эта граница проходит на юге Псковской и Тверской областей. В 1980 г. Г.А. Хабургаев, обобщив топонимические исследования К.Буги, М.Фасмера, В.Н. Топорова, О.Н. Трубачева, В.В. Седова, очертил линию распространения гидронимических балтизмов с запада на восток по верховьям рек Великой (г. Пустошка), Ловати (г. Великие Луки), далее по правобережью Западной Двины, оттуда южнее озера Селигер по левобережью верхней Волги, затем к юго-востоку в сторону рек Москвы и Клязьмы. В дальнейшем весомый вклад в изучение гидронимических балтизмов на Северо-Западе внесла Р.А. Агеева. В монографии 1989 г. ею было отмечено, что на территории Шелонской и Деревской пятин гидронимы балтийского типа составляют не менее 5% и не уступают, во всяком случае по количеству, финно-угорским названиям. Балтизмов особенно много к югу от Ильменя, к северу от Ильменя их количество резко сокращается, но некоторые из них заходят в Ленинградскую область настолько, что возможно помещение северной границы балтийской гидронимии на южном побережье Финского залива». Маловато будет.
Миграция евразийцев-свидерцев в Анатолию и Восточное Средиземноморье. Около середины IX тыс. до н. э. холода стали усиливаться, вымерзли редкие лесные массивы, уничтоженные потом пожарами. Ледник приближался к Карпатам (Ложек, 1971, с. 109 - 112). Свидерцы отходят в Закарпатье (Чихлеу - Скауне), а затем к Дунаю (Великий Славков - Зализняк, 1989, с. 18 - 19, рис. 5).

С того момента, как свидерцы перешли Дарданеллы (как видим, они могли пройти и по суху: П.З.), начинается малоазийский древнейший этап собственно праиндоевропейской истории. Свидерцы приходят в Малую Азию как охотники, долгое время образовывавшие тандем с северным оленем. Они хорошо узнали это животное и неоднократно пытались приручить. Так, на стоянке аренсбургской культуры, родственной свидерской и постоянно взаимодействующей с ней, были найдены три утонувших оленя, у которых были на шее волосяные петли, державшие камни. Камни привязывались с целью стеснить движения оленей, которых выпускали на выпас, чтобы затем использовать как запас мяса с наступлением холодов.

Уже в Малой Азии свидерцы столкнулось с автохтонным населением - праафразийцами (археологический эквивалент - натуфийская культура). Основная территория обитания натуфийцев-праафразийцев была Сирия и Палестина. Они стали первыми в мире земледельцами. Успехи земледелия и торговли позволили натуфийцам-праафразийцам построить первый в мире протогород Иерихон А. Город был обнесен высокими и толстыми стенами. Огромный ров, выбитый в скале и высокая 10-метровая башня указывали на то, что городу угрожает опасность. И действительно, в VIII тыс. до н. э. с севера появились пришельцы. Это были первые в мире скотоводы, носители свидерской культуры.

Однако исследователи ближневосточных памятников не подозревали, куда уводят корни тахунийской культуры, которая сменила натуфийскую в Иерихоне. Они были только единодушны в том, что тахунийцы - пришельцы с Малой Азии (Рис. 42).
Культура Иерихона А восходит к традициям натуфийской (праафразийской) культуры Х - IX тыс. до н. э. В основании Иерихона А лежит натуфийское поселение. Это позволяет этнически определить население Иерихона А как поздних праафразийцев, так и прасемитов. А.Ю. Милитарев датирует прасемитскую общность только с VII тыс. до н. э.

Достижением праафразийцев стало земледелие (см. гл. IV цитируемой книги).

Отличия культуры Иерихона Б от Иерихона А, предшествующего города, выявляются в традиции домостроительства: дома приобрели прямоугольные очертания вместо округлых у натуфийцев жителей Иерихона А. К домам примыкали хозяйственные помещения, а во дворах были очаги. Стены и полы домов обмазывались глиной (возможно, натуфийское наследие). Стены окрашивались; есть следы росписи по штукатурке. Фундамент домов сооружался из камней, а стены - из длинных сигарообразных сырцовых кирпичей.

Важным культурно-определяющим признаком тахунийского комплекса, не встречающимся у натуфийцев, являются лук и стрелы. Кремневые стрелы обработаны отжимной ретушью и представлены различными типами (черешковые, иволистные, ланцетовидные и другие). Подобный инвентарь свидетельствует о большом значении охоты в экономике пришельцев-тахунийцев, а также о специализированной охоте с луком и стрелами. (Шнирельман, 1980, с. 208) наряду с тем, что население Иерихона Б было земледельческим. Специалисты говорят об увеличении зерен ячменя и повышении урожайности сравнительно с натуфийской эпохой (Массон, 1989, с. 35). Полагают, что домашними животными уже были коза и собака (неизвестные в натуфийское время) (Мелларт,-1982, с. 42; Милитарев, Шнирельман, 1984, с. 44 - 47).

Керамика в Иерихоне Б, как и в Иерихоне А еще не известна, но жители его изготавливали прекрасные каменные сосуды, что может восходить к натуфийской традиции и свидетельствовать о непосредственных контактах натуфийцев-праафразийцев и тахунийцев.

Культура Иерихона Б несет больше информации о верованиях. Раскопаны святилища, имещие планировку в виде мегарона. Найдена скульптура больших и малых форм. Удивительный обряд моделирования черт лица на черепах, обмазанных глиной, сохранил нам облик тахунийцев, более грацильных сравнительно с евроафрикан-ским типом натуфийцев. Эта черта погребального обряда -захоронение черепов и восстановление черт умершего с помощью глиняной маски сохранился в ряде культур индоевропейского круга (катакомбная культура). (Мелл-арт, 1982, с. 29, 44 - 45; Археология Украины, 1985, с 416).

Черты отличия в материальной культуре и антропологическом облике говорят о том, что тахунийцы пришельцы в этом регионе.

Иерихон Б мало опубликован, поэтому наиболее полное представление о тахунийской культуре дает хорошо документированное и полностью раскопанное поселение на юге Иордании, в 390 км от Иерихона - поселение Бейда (Киркбрайд, 1968).

Стратиграфия Бейды показывает, что в основании лежит натуфийское поселение. Находки в нем отличны от последущих слоев.

Анализ тахунийской культуры по поселению Бейда. Орудия нижнего слоя представлены представлены микролитами, трапециями, микрорезцами, скребками и др. (Мюллер-Карпе, II, 1968, 63, с. 429, рис. 101 А). Орудия верхних слоев выполнены в пластинчатой технике (Рис. 42: 1 - 35). Натуфийский слой отделяется от шести верхних слоев трехметровой толщей стерильного песка. Кремневая индустрия всех верхних слоев носит тахуний-ский облик. "Во всех слоях сохранились массивные каменные стены, окружавшие поселение". (Мелларт, 1982, с. 45).

Жилища имеют существенные послойные отличия. В шестом нижнем, пост-натуфийском слое, обнаружены остатки небольшого подовального жилища диаметром 1,бм, углубленного в землю. Коническую кровлю жилища, вероятно, поддерживали жерди, сходившиеся к опорному столбу, остатки которого обнаружены в центре постройки. Оштукатуренные стены жилища образовывали больше прямоугольную "конструкцию, чем круглую" (Мюллер-Карпе, II, 1968, 63, с. 429).

V слой содержал остатки таких круглых домов, стены некоторых были оштукатурены. "Следующий поздний IV слой отмечен отдельными однокомнатными домами с прямоугольной основой и выпуклыми сторонами" (Мюллер-Карпе, II, 1968, 63, с. 429). Жилища углублены в землю. Из него во двор вели вверх 3 каменных ступени. Стены были сложены из больших плоских плит песчаника высотой 1,5 м и оштукатурены. Пол также был оштукатурен. Перекрытиями в доме были деревянные балки, остатки которых сохранились в одном сгоревшем строении. Эти прямоугольные дома могут быть, хотя с некоторой долей вероятности, связаны со строениями последующих слоев.

Дома в III и II слоях - также подпрямоугольны, но нижняя часть стен сложена не из плит, как в слое IV, а из больших и малых круглых камней. Эти дома были частично двухэтажными и многокомнатными. Их стены и пол были покрыты несколькими слоями обмазки и окрашены в красный и кремовый цвет. Вдоль стен в комнатах находились каменные сиденья; в центре возвышались очаги. Эти элементы интерьера повторились чуть позже в архитектуре Чатал-Гуюка в Анатолии (Мелларт, 1982, с. 83 -84, 90, 93), ранне-индоевропейская атрибуция которого была доказана одним из авторов этой монографии (Сафронов, 1989, с. 28 - 45; см. также ниже в этой работе).

Дома в Бейде, как и в Иерихоне А, стояли на каменных фундаментах. Часть помещений значительно заглублена в землю и отделена от верхних перекрытием из толстых известняковых плит. Вход в дома осуществлялся через вестибюль в торцовой части. За ним шел корридор шириной в 1 м (Мелларт, 1982, с. 45).

Аналогии тахуиийским жилищам в свидерской культуре Европы.

Дома тахунийцев в Бейде могут быть сопоставлены с "прямоугольным жилищем площадью 4 х 3 кв. м с кострищем посередине и корридорным входом, обнаруженным на свидерской стоянке финального палеолита в Ридно IV в Польше (Зализняк, 1989, с. 137) и в устье р. Злобич в Западном Полесье (Зализняк, 1989, с. 144).

Полное сходство со свидерскими обнаруживают и жилища нижних слоев Бейды. Небольшое подвальное жилище (Д=1,6 м) из шестого слоя Бейды "больше прямоугольной, чем круглой конструкции" находит точные аналогии в летнем (временном) жилище площадью 1,8 х 1,3 м на стоянке Прибор 13 г в Полесье. В небольших летних округлых свидерских жилищах с конической крышей, также углубленных в землю, находят полные корреспонденции и жилища из пятого слоя Бейды. Эти аналогии позволяют понять, что жилища Бейды V и VI были временными, сделанными на скорую руку, пересе-ленцами-тахунийцами.

Полное сходство со свидерскими обнаруживают и жилища нижних слоев Бейды. Небольшое подвальное жилище (Д=1,6м) из шестого слоя Бейды "больше прямоугольной, чем круглой конструкции" находит точные аналогии в летнем (временном) жилище площадью 1,8 х 1,3 м на стоянке Прибор 13 г в Полесье. В небольших летних округлых свидерских жилищах с конической крышей, также углубленных в землю, находят полные корреспонденции и жилища из пятого слоя Бейды. Эти аналогии позволяют понять, что жилища Бейды V и VI были временными, сделанными на скорую руку, пересе-ленцами-тахунийцами.

Обращает внимание, что бейдинские и свидерские дома имеют овальные или округлые очертания. Такие временные постройки позволяют легче и надежнее обтянуть остов крыши, сделанной из жердей, шкурами животных.

Эта традиция сохранялась и в четвертом слое Бейды. Там дома с "прямоугольным основанием имеют выпуклые стены", придающие округлость дому. Эти сильно углубленные в землю дома имеют прямые аналогии в строениях свидерских стоянок в Требче (площадь 4 х 3,5 м), Цаловане V (площадь 1,3 х 1,6 м).

В свидерской культуре Европы известно 14 жилищ 4-х типов. Все они находят безупречные аналогии в строениях тахунийской культуры на поселении Бейда.

Сходство в приемах домостроительства, тождество самих жилищ и, как мы увидим ниже, идентичность кремневого инвентаря свидерской и тахунийской культур заставляют искать истоки последней в финальнопалеоле-тических памятниках на среднеевропейской низменности. Домостроительство тахунийской Бейды сохранило многие элементы свидерской строительной традиции, но не стала ее прямым продолжением, усвоив в Восточном Средиземноморье достижения в этой области натуфийской культуры (штукатурка и покраска стен, каменные фундаменты жилищ). В то же время нововведения такие, как каменные стены Бейды высотой до 1,5 м в IV слое, возведенные из плит, и из булыжников в III - II слоях , надо считать строительными приемами, несвойственными для Ближнего Востока, а потому отнести их к оригинальным приемам строительства, выработанными самими тахунийцами на новых землях в условиях недостатка строительного материала из дерева.

Специализированные помещения в культуре тахунийцев - праобраз ремесленных мастерских. Необычным в постройках Бейды (слои III - II) оказались и мощные глиняные внутренние перегородки (1,5 - 2,0 м толщиной) помещений при наружных стенах обычной толщины 0,5 -0,7 м. Это обстоятельство создало у известного польского востоковеда Ю. Заблоцкой (1989, с. 31) "впечатление, что обитатели дома опасались не столько внешнего нападения, сколько бунта внутри дома". Отсюда вывод исследовательницы, что в этих комнатах (площадью 2 кв. м -В. С.) и подвальных помещениях находилась "группа пленников или узников; занятых принудительным трудом, из 30 - 40 человек". Вывод о существовании в подвалах тахунийских домов узников хотя и подтверждает марксистское положение о ведущей роли рабства на Древнем Востоке, развиваемое В.В. Струве, все же малоубедителен и является некорректным.

Небольшие узкие помещения (2 х 1 м) с необычно толстыми стенами, плохо пропускавшими тепло, скорее всего являлись кладовыми для скоропортящихся продуктов. Это приближено к названиям, которые исследователи дали этим помещениям, как например, "лавка мясника" (Мелларт, 1982, с. 45). Нельзя отрицать, что некоторые помещения могли быть и мастерскими.

В Бейде обнаружены косторезные мастерские, а также мастерские по изготовлению бус. Их большое число свидетельствует о хозяйственной активности. По мнению исследователей, "Бейда была рыночным центром", в которьш привозили обсидиан из Анатолии, "а каури и жемчужницы из Красного моря " (Мелларт, 1982, с. 46).

Занятия населения тахунийской культуры. Население занималось охотой на газелей, диких козлов, куропаток; разводило коз и, вероятно, переняло у населения земледельческого Иерихона "А" навыки возделывания и культивирования растений, таких как эммер и ячмень (Мелларт, 1982, с. 42, 46; Оатс, 1976, с. 8).

Погребальный обряд тахунийцев. Захоронения 6 детей и 2 взрослых были обнаружены в слое II под полом дома, а еще 7 детей - в мусоре этого слоя. Эти 7 захоронений, вероятно, впущены с поверхности I слоя Бейды. Взрослые находились в скорченной позе без черепов, которые предназначались для культовых целей (Мюллер-Карпе, II, 1968, с 429). Подобный обычай был известен в Хаджиларе и в Чатал-Гуюке (Мелларт 1982, с. 45).

Материальная культура тахунийской Бейды так же, как и палеоботанические и палеозоологические данные свидетельствуют о переходе к производящему хозяйству (остатки серпов, терочников, зернотерок), а также о том, что Бейда существовала в эпоху докерамического неолита.

Керамика, обнаруженная в Бейде, свидетельствует, что тахунийцы дожили до времени перехода от докерамического неолита к неолиту керамическому. Следует отметить, что все керамические изделия первоначально сделаны из необожженой глины. Это реалистически вылепленная фигурка горного козла - глиняная мисочка (Рис. 2: 56, 47). Лишь фрагмент сидящей фигурки женщины из слоя II Бейды (Рис. 29. 12) оказался обо-ожженым да и то, потому что он был найден в руинах сгоревшего дома.

Каменный инвентарь тахунийской Бейды изготовлен из твердого (кремня, обсидиана, кварцита и базальта) и мягкого (в основном, из известняка) материала. В обработке твердых пород камня чувствуется давно выработанная консервативная традиция. Все кремневые формы архаичны. Из мягкого камня изготавливались изделия, которым придавали форму при помощи сверления и шлифования. Последний способ обработки материала тахунийцы, вероятно, заимствовали у носителей культуры Иерихона А (Рис. 29. 1 - 3). Шлифованием и сверлением изготовлены известняковые чаши, тарелки и кубки на поддоне, получившие потом широкое распространение в праиндоевропейских культурах Малой Азии (Чатал-Гуюк) и Европы (Винча, Лендьел, культура воронковидных кубков [КВК], см. Сафронов, 1989, с. 208, рис. 2.11, 22; с. 318, рис. 12: 1, с. 321, рис. 15: 24 с 324, рис. 28: 17, 21). К обычным находкам относятся большое количество зернотерок, курантов, ступок и пестиков.

Кремневый инвентарь тахунийской Бейды больше напоминает находки из финально-палеолитических памятников Европы (Рис. 28 - 29), чем инвентарь людей, освоивших производящее хозяйство.

Он создан мастерами, которые бережно хранили традиции предков. О специализации в обработке кремня свидетельствует найденная в помещении XVIII Бейды деревянная коробочка, в которой находились 114 стрелок и острий, приготовленных к ретушированию (Оатс, 1976, с. 8) и шлифовальные камни, предназначавшиеся, вероятно, для обработки кремневых и базальтовых орудий, например, у двух кремневых топоров и двух базальтовых топоров были подшлифованы лезвия (Рис. 29: 1 - 3). Кремневые изделия тахунийской Бейды представлены различными типами орудий. Это скребки (Мюллер-Карпе, 1968, II, 63, с 429), резцы (Рис. 29; 4: 1, 3, 9, 11, 13, 14), проколки (Рис. 4: 20), пилки (Рис. 4:8), кремневые топоры с перехватом (Рис. 44: 7), наконечники стрел пяти различных типов - 1) с выраженным черешком и намечающимися шипами (Рис. 43: 4, 5, 6); 2) со слабо выраженным черешком (Рис. 43: 1, 3, 6, 7); 3) иволистные (Рис. 43: 11); 4) ланцетовидные (Рис. З: 8); 5) с подромбо-видным пером (Рис. 3. 9).

Время тахунийской стоянки Бейда по С 14 от 7 153 ± 103 до б 575 ± 160 (Долуханов, Тимофеев, 1972, с. 381) и перечень редкостных типов наконечников стрел при почти полном их отсутствии на Ближнем Востоке, где широко распространена праща, заставляют искать истоки тахунийской культуры на севере Центральной Европы.

Изобретение лука и стрел - одно из величайших достижений человечества совершилось в финальнопалео-литическую эпоху на просторах среднеевропейских низменностей, примыкающих к побережьям Северного и Балтийского морей. Именно в этих районах в памятниках позднемадленской и гамбургской культур в периоды Дриас I, Бёлинг и Дриас II (Зализняк, 1989, с. 12), датируемых около 13 000 - 9 850 гг. до н. э. (Хензель, 1980, с. 16 - 17, табл. Брей, Трамп, 1990, с. 56) впервые появились наконечники стрел.

Развитие и совершенствование лука и стрел прослеживается в эпоху финального плейстоцена лишь в этих же районах. Грубые наконечники стрел гамбургской культуры незначительно улучшились в генетически связанной с ней культуре Лингби. Кремневые наконечники культуры Лингби на грубых пластинах и отщепах, существующие в периоды Аллерёд (10 000 - 8 865 гг. до н. э.) и Дриас III (8 900 - 8 000 гг. до н. э.; Хензель, 1980, с. 16 -17) стали основой для наконечников стрел двух родственных культур - аренсбургской и свидерской (8 900 -8 000 гг. до н. э.), произошедших от Лингби. Свидерские наконечники стрел являются безупречными аналогами тахунийских. Это подводит нас к проблеме генетических истоков тахунийской культуры.

Происхождение тахунийской культуры в специальной научной литературе не рассматривалось. Карта ее памятников (Мелларт, 1982, с 54, карта 2) показывает, что на востоке она достигает р. Евфрат (Букра); самым южным ее памятником является Бейда - почти у Синайского полуострова; наиболее северным - Рас-Шамра в непосредственной близости к Малой Азии. Именно Малая Азия, по мнению Мелларта, (1982, с. 40 - 41) является родиной тахунийской культуры.

От исконно ближневосточных культур тахунийцев отличает набор кремневых орудий, изобилующий кремневыми стрелами, которые в памятниках Ближнего востока в период бытования тахунийской культуры VIII - VII тыс. до н. э. отсутствуют. В качестве метательного орудия автохтонами использовалась праща. В натуфийской культуре долгое время "не было известно применение лука и стрел" (Мелларт, 1982, с. 30), которые появляются лишь в позднейший период натуфа.

В Иерихоне А стрелы также редки, а их эпизодическое появление связано, как и в финальном натуфе, с контактами с тахунийскими племенами. Действительно, найденные в слое III Иерихона пять кремневых наконечников стрел со слабо и хорошо выра-жевными черенками (Мюллер-Карпе", 1968, II, табл. 105: 10-14) ничем не отличается от тахунийских.

Появление в Бейде разнообразного набора наконечников стрел не свойственно ближневосточным культурам и свидетельствует о том, что эти типы орудий сформировались и усовершенствовались в процессе охотничьей практики. Тахунийские типы стрел предназначены, вероятно, для специализированной охоты на разных животных. В Центральной и Восточной Европе такие наконечники обычно называются свидерскими.
Ну и какова реакция официозной науки на эти тщательные подробности. Глухое сопротивление. «Южане» никак не могут осознать вероятность цивилизационного импульса со стороны «северян». Не учитывают плодородие и особый климат в начале голоцена пресного озера, что ныне Чёрное море.

А вот ещё сообщения

  Знаменитый исследователь морских глубин американец Роберт Баллард, обнаруживший в 1985 году затонувший “Титаник”,  предложил свою точку зрения на загадку Ноева ковчега и, следовательного, Ноева потопа. Согласно его теории, 10 тысяч лет назад Черное море было пресноводным озером в  центре обширной низменной местности.
 
Этот плодородный район с пышными пастбищами давал прекрасную возможность неолитическим жителям процветать и переходить к более эффективному способу жизнеобеспечения – к сельскому хозяйству.
 
  Но случилась катастрофа.
 
  Примерно 7500 лет назад завершился очередной ледниковый период, мировой климат потеплел, и уровень морей стал повышаться. Эгейское море размыло узкую полоску суши, образовав нынешний пролив Босфор, и хлынуло в бассейн нынешнего Черного моря с силой двухсот Ниагарских водопадов.

(Есть версия, что около 11 тыс. лет назад бассейн Чёрного моря переполнился талой водой и прорыв в зоне нынешних проливов произошел в сторону Эгейского моря
http://www.proza.ru/2008/08/25/436 Тогда дальнейшие рассуждения почти теряют смысл: П.З.)
 
    Отголоски этого события отозвались во всех религиях мира, так что оно сохранилось  в памяти потомков,  включая авторов Библии,   как  "всемирный потоп".    По мысли Балларда, это наводнение на время покрыло все прибрежные горы,  к   одной из которых пристал Ноев ковчег.
  Исследователь задался целью доказать, что именно в прибрежных районах нынешнего Черного моря можно отыскать следы древних поселенцев и остатки Ноева ковчега.
 
  Справедливость требует сказать, что далеко не все геологи и археологи разделяют точку зрения Балларда.
 
  Их главный довод – невысокий рейтинг этого исследователя как ученого. Однако Баллард прославился замечательными подводными находками, включая затонувшие древние корабли, принадлежавшие римлянам и финикийцам. Кроме того, он нашел  “Титаник”, как было сказано выше, а также торпедный катер “РТ-109”, на котором воевал в годы Второй мировой войны Джон Фицджеральд Кеннеди.
 
   В то же время некоторые серьезные научные группы (в частности в США и Болгарии) отстаивают идею черноморского потопа.
 
                ПОСЛЕ РАЗВАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
  В 1991 году Черное море стало доступным для морских археологов иностранных государств. В их числе был и Роберт Баллард.
 
  Ученых привлекало сюда далекое прошлое Черного моря, когда оно служило оживленным местом пересечения путей мореходов Месопотамии, Скифии, Финикии и других государств. Случаи гибели судов в те времена были не редкостью, а бедная кислородом черноморская вода способствовала их хорошей сохранности. Баллард говорит:
 
“ В Черном море сохранились реликвии, превосходящие по ценности все сокровища музеев мира!”
 
  Первый раз Роберт Баллард появился на Черном море в 1997 году и нашел здесь новые аргументы в пользу своей точки зрения на Всемирный потоп и на судьбу Ноева ковчега.
 
  Например, многие кавказцы и армяне и сегодня считают себя потомками Ноя, а на древних живописных полотнах часто красуется гора Арарат с Ноевым ковчегом на вершине.  Это миф нисколько не смущает Балларда, поскольку человеку всегда было свойственно подстраивать исторические факты под собственное представление о них.
 
Баллард нашел на мелководье остатки пресноводных моллюсков, вымерших 7000 лет назад. Обнаружились и приметы былого обитания в этих местах человека. К их числу относятся керамические черепки, каменные орудия и снимки, сделанные подводным фотоаппаратом, на которых просматриваются деревянные балки и прямоугольная каменная кладка размерами 10 на 12 метров.
 
  Морские биологи Уолтер Питман и Уильям Райен, разделяющие взгляды Балларда на древнейшую историю Черного моря, определили, что древняя береговая линия моря, возможно, хранящая следы былого обитания здесь людей, находится на глубине 150 метров. Эта глубина – не подвластна водолазам, поэтому исследователям оставалось надеяться только на дистанционно управляемые подводные аппараты.
 
                НА ПОМОЩЬ УЧЕНЫМ ПРИХОДИТ “ГЕРКУЛЕС”
  Роберт Баллард является не только опытным подводным исследователем с многолетним стажем, но и талантливым конструктором подводных аппаратов. 
 
  Вот и теперь на Черное море он привез свой новый беспилотный аппарат с дистанционным управлением, носящий многообещающее название “Геркулес”.
 
  Сонар в своей работе копирует эхолокатор дельфина, способного легко ориентироваться в мутной воде. А на большой глубине в Черном море, как известно, видимость практически нулевая. “Геркулес” снабжен двумя “руками” с двумя “пальцами” каждая. Левая “рука” – мощная, предназначенная для подъема тяжелых предметов, а правая – более деликатная, обладающая так называемой обратной связью.               
 
                НОЕВ ПОТОП СЛУЧИЛСЯ НА ЧЁРНОМ МОРЕ
 
Роберт Боллард этой осенью предъявил миру находку еще более сенсационную – на дне Черного моря примерно в двадцати километрах от турецкого побережья он нашел с помощью своих подводных роботов следы человеческого поселения. Это первое свидетельство гигантского наводнения, случившегося на Черном море примерно семь тысяч лет назад, которое, как считают ученые, было описано в Библии в мифе о Ноевом потопе.
 
Допотопное Черное море представляло собой крупное пресноводное озеро, никак не связанное с другими морями. Затем, в конце ледникового периода, европейские ледники начали резко таять, уровень Мирового океана повысился,  и в какой-то момент в это озеро хлынули громадные потоки воды, сравнимые по мощности с двумястами Ниагарскими водопадами. Этими потоками с черноморского побережья было сметено все живое, в том числе и десятки тысяч обосновавшихся там людей.
 
  Соленая средиземноморская вода погубила  огромную массу пресноводного планктона, гниение которого  привело к  отравлению Черного моря сероводородом.
 
  По расчётам учёных, природе понадобилось полтысячи лет, чтобы жизнь в верхних слоях Чёрного моря возродилась вновь.
 
  Последнее - уже не гипотеза. Именно Боллард обнаружил в прошлом году на черноморском дне пресноводные раковины, укрытые слоем из останков морских моллюсков, датируемым шестью столетиями позже.
 
  Бескислородная вода и сегодня устилает черноморское дно – именно поэтому обнаруженное Боллардом строение оказалось в полной сохранности. Оно представляет собой разрушенное прямоугольное здание размером 11,7 х 3,9 м, построенное из глины и деревянных брусьев – сооружение, характерное для каменного века. Рядом рассыпаны удивительно хорошо сохранившиеся деревянные балки и куски полированного камня.
 
  Обнаружив специальными “сканирующими” сонарами древнее здание, а затем спустив к нему “робота” (беспилотный телеуправляемый батискаф) и зафиксировав на видеокамеру, Боллард оставил свою находку в покое и теперь намерен искать другие признаки цивилизации. Его сонары обнаружили вдоль предполагаемой линии древнего побережья сотни подозрительных мест, которые еще предстоит обследовать.
 
  Только после этого Боллард намерен приступить к изъятию образцов для определения точной даты потопа.
“Общая газета” ,  10 нояб. 1999. Е.Крылов.   

Как делятся информацией ученые, эта река образовалась в силу проникновения через Босфорский пролив более соленой морской воды из Мраморного моря в Черное море, где концентрация соли ниже.

По своим размерам река достаточно небольшая: длина её составляет 37 морских миль. При этом глубина её порой достигает порядка 35 метров. Если же сравнить с наземными реками, то по количеству воды, которые ежесекундно перемещаются по её руслу, а именно 22 тысячи кубометров, она была бы на шестом месте среди крупнейших рек Земли.

Интересно, что для неё характерны все элементы обычной реки, такие как, к примеру, берега. Имеются также в её русле пороги и настоящие водопады.

Существенным отличием, помимо необычного месторасположения, является то, что при перепадах вода в водоворотах закручивается с нарушением силы Криолиса, согласно которой в Северном полушарии вода по спирали должна закручиваться по часовой стрелке, а в подводной реке это происходит наоборот – против часовой стрелки.
http://news.rambler.ru/7138120/photos/

Река в Чёрном море – отчасти и след знаменитого босфорского прорыва вод Средиземноморья в Чёрное море.  Но эта река не должна от нас скрыть глубинные реалии истории Европы, включая и Восточную Европу.

Буду очень признателен за замечания и уточнения по данной статье.