Ранние дневники 55 Надо обновлять мир

Галина Ларская
Ранние дневники 55 Надо обновлять мир

                Из дневников давних лет

      эпиграф Ивана Алексеевича Бунина, цитирую по памяти: "Самое интересное - это дневники, остальное - чепуха."

Доживу ли я до такого момента, когда в моей душе не останется места, не заполненного любовью? По временам я обладаю Сокровищем, но я бессильна подарить Его людям.

Когда то, чего долго ждёшь, приходит, то в иных случаях вместо радости испытываешь печаль: силы радости ушли на ожидания.

Какое дивное все-таки чувство любви – в нём все радости жизни соединены.

Когда приходит Бог, всё становится на свои места, всё находит оправдание и обретает смысл, появляется дерзновение в молитве. На фоне этой божественной любви видишь, что в обычные дни душа находится в омертвении, в оцепенении. Бог это вдохновение, творчество. Только в Духе Святом можно любить людей.

Мой стихотворный стиль стал столь несовременен,  столь старомоден,  что мне нечего сейчас делать в поэзии.

Сколько веков понадобиться для того, чтобы исправить пошлые,  уродливые, тёмные души? Надо обновлять мир. Сколько спящих людей вокруг.  Кто их разбудит?

Настанет ли во Вселенной такое время,  когда исчезнет слово «Грех»,  когда только любовь будет царицей мира?  Безмолвные разговоры с Богом записывать невозможно.
 
17/III У нас ночевала Рая,  знакомая Коли,  она родила мальчика,  жить ей негде, он немного болен,  пока в больнице.  Я провела с ней весь день и много сил потратила,  убеждая её не бросать ребёнка на произвол судьбы.  Воплощать в жизнь идеалы христианства не легко.  Я устаю.

18/III Много родного в Коле и много разного,  что может привести к разрыву.  «Во мне нет покоя. Я думаю о своих прежних поступках,  я терзаюсь», - говорит он.  Я отвечаю: «Всё можно исправить».

21/III Коля: «Мне, наверное,  нужен такой человек,  как ты.  Ты должна преобразить меня».  Я: «А ты меня».  Коля: «Я не могу ничего дать.  Бери сама». Вечером работали с ним над моими стихами.  Он был очень ласков,  говорил – какую одежду мне надо купить.

24/III Говорили с Мариной после храма о том,  что нам не нравится рабское состояние души,  обращённой к Богу.

Коля: «Когда я тебя рисую,  во мне появляется чувство любви к тебе».  Я: «А у меня любовь к тебе всегда».

27/III «Твоё значение в моей жизни громадно.  Без тебя я бы высох,  как мимоза. Я питаюсь тобой».  Мы собирались на выставку работ Марины – последней Колиной любви – как на бал.

В ресторане Дома Художников ко мне подсела Марина,  она очень красивая.  «У Вас пронзительные стихи.  Искренность эта не может не трогать.  Искренность, которой всем нам не хватает.  Истина – она многолика... Хитрая бестия...»  Марина очень живая,  лёгкая,  подвижная,  с нежной чистой улыбкой на устах,  мальчишеская,  очень нервная,  неспокойная.  Жизнь в ней кипит.  Я не нашла ей пары среди тех,  кто окружал её сегодня.  Коля тосковал,  хотел ехать домой.  У Марины крепкое пожатие руки,  детское лицо.  Я её полюбила.

28/III Мы с Колей на М. Грузинской,  выставка 20 художников.  Дух времени холодный,  рассудочный,  ликование техники,  красок,  фантазии.

29/III Коля говорит мне,  что я страдаю оттого,  что он такой безалаберный.  «Ты продукт общества», - отвечаю я.

31/III Я хочу,  чтобы Коля влюбился в меня бешено.  Мы с Колей трудимся в мастерской.  Купили розы.

1/IV Коля: «Я смотрю на тебя с умилением».

2/IV Мы с Колей на концерте Зары Домухановой.  Она в изящной чёрной одежде.  «В такой свободной одежде надо взлетать на небо», - говорит Коля.  Ещё он говорит: «Красиво и печально,  как букет увядших роз – её концерт».

Нравоучения с уст слетают вместо поэзии святой.

4/IV Перевезли моё пианино к Коле.

5/IV Коля улетел в Казахстан.  Мне не хватает сил возделывать это поле и выращивать на нём розы.

8/IV Любовь к Коле сияет сквозь все обиды и раны. 

11/IV Во мгновение ока я взвешиваю много явлений в минуты отрешённости от суеты жизни.  Я чувствую Колину душу на расстоянии.

Как бы ни была хороша старость от просветлённости души,  она безобразна своей немощью,  тусклостью,  седыми красками.  Прекрасны были в старости отец Таврион,  Наталья Львовна.  Некоторые люди в старости хорошеют.

Лена – жена Бори Талесника сказала обо мне: «Галя зачем-то вышла замуж.  Она невеста Божия».

25/IV Письмо от Коли печально,  но полно любви ко мне.

Беспечность людей,  шум,  гримасы,  грубые голоса,  разбитые жизни,  резкий смех,  озлобленность,  отсутствие любви,  ложь.  Бог во мне,  но я пронизана печалью.  Мир ранит меня своей невыносимой грубостью.  Безумная тоска по Богу.  Кто утолит её?  Христос.  Когда?  Вероятно,  в веке ином.

1/V Господи,  почему я не могу сбросить своё тело,  как старую одежду и улететь к Тебе?  Кто я?  Слёзы любви и горя,  что Христос недоступен.  Я видела Бога в людях,  которых любила.  Почему нельзя это сохранить?

Очищение души происходит не только в храме,  не только от участия в таинствах.  Душа очищается под действием Духа Святого,  а Он находится везде и может действовать всегда,  но должно быть расположение души к этому.  Помогают книги о святых людях,  читая их – очищаешься.

Звонил Боря Талесник.  Друг,  друг,  друг мой.  Как мало таких людей.  Что мы ищем в дружбе – понимания,  благожелательства,  помощи,  любви.  Дружбы без любви не бывает.  Говорили с Борей о его отъезде.  «Когда я думаю об отъезде,  то прежде всего думаю о тебе,  что тебя теряю», - говорит Боря.

2/V Долго гуляли с Борей по берегу Москвы реки.  Я просила Борю помолиться о нас с Колей.  Боря стал молиться,  и у него появились слёзы на глазах.  «Ты – божий человек.  Таких,  как ты,  нет в Москве людей.  Ты должна ориентироваться не на ангелов,  а на грешных мужчин».  Я отвечаю ему: «А я не хочу иметь с ними дела,  я хочу ангелов».  Боря: «Я безумец,  я хочу невозможного... Совершенство возможно только на небе».  Я: «Но надо приближаться к нему здесь».

Откуда я пришла в этот мир?  Мне всё больно.  Красоты нет,  я задыхаюсь без неё.  У многих людей стёрта индивидуальность.  Люди подражают образцам совсем не лучшим.

«Кто такой поэт?», - спросила я Аню Г.  «Одинокий дух», - ответила она.

Лина ушла в бесцветные одежды,  чтобы не соблазняться миром.  Во мне в огромной мере есть женщина,  жаждущая романтической любви.  Я обожаю Колю,  принимаю его,  каков он есть.  Но я мечтала о другом.

Как исправить людей от резкости и пошлости?

4/V Звонила мама Коли: его отец в реанимации,  он вместо водки выпил кофейную чашку уксуса.

Петр Васильевич умер в 14-30.  Молюсь,  плачу о нём.  Дала телеграмму Коле.

6/V Коля прилетел.

8/V Похоронили мы Петра Васильевича.  Я пела на отпевании.  «Зачем мы сюда пришли?», - спрашивает Коля.  Он болел в те дни,  когда умирал отец его.  Вчера Колина мама в церкви положила мне свою голову на плечо.

16/V Бог пришёл.  Какого счастья лишены люди,  этого не испытавшие.

Мы с Колей оба испытываем отвращение к старости.  Марина Винецкая её не боится.  «Просветлённая душа преображает старое тело», - говорит она.  Но надо ещё достичь просветлённости.  Я не люблю искажённость линий и форм.  Когда душу посещает Бог,  я растворяюсь в Нём,  замолкаю,  замираю.

В магазине люди буквально кидаются на еду,  кидаюсь и я,  когда выкатывают тележку с провизией,  где в целлофане лежит что-нибудь,  иначе мне не достанется и то скудное, что есть ещё.

«Ты скучаешь от жизни?», - спрашиваю я Борю Т.  «Редко», - отвечает он.  В нём есть восторженность.  У меня не хватает божественной глубины,  чтобы благословлять всё, что я вижу.

22/V Поэзия – это очищенная от гнили и пошлости возвышенная человеческая речь, уподобляющая человека Богу.  Вот почему я так её люблю.

Была у Ани,  слушала сентенции Ежи.  «В юности человек исполнен тщеславия,  в зрелом возрасте счастье заключается в том,  чтобы быть довольным очень немногим».  С тех пор,  как Ежи ослеп,  80% его знакомых оставили его,  но у него появились новые.

Есть ли свобода,  когда человек чувствует,  что он в какой-то момент не мог поступить иначе?  Что приобрела моя свобода,  когда я выбрала Колю?  И я ли выбирала?

Марина: «Отец Кирилл (из Коломенского) очень чистый человек.  Он требует от людей максимального исполнения заповедей».

Мой муж – это я.  Вот какое у меня должно быть отношение к нему.

Впереди неизвестность.  Крест никогда не  будет снят с моих плеч.  Если одна мечта исполнится,  жизнь даст новую ношу и так – до смерти.

Бога,  живущего в человеке, возможно надо прятать от людей,  распинающих Бога.
 
Врач сказала мне,  что у меня полное нервное истощение.  И несмотря на это,  во мне иногда появляется крылатость.  Я хочу,  чтобы она усиливалась с годами,  не меркла.

5/VI Мы с Колей неразлучны после его приезда три дня.  Все дни читаю ему вслух о Л.Н. Толстом.  Сегодня Коля сказал: «Я хочу быть святым».

6/VI В 8 утра я упала в обморок,  расшибла руку и ногу.  Спазмы в голове.  Коля трогательно за мной ухаживает.  «Я влюбился в тебя сегодня».  Я: «В какой момент?»

В мире нет повторений,  но я хочу,  Господи,  чтобы Ты сделал меня Габриэллой Босси. («Он и Я»)

10/VI «Ты изменилась к лучшему,  я на тебя не нарадуюсь», - сказал Коля.  «У тебя очень тонкое,  нежное лицо», - добавил он.  «Я к тебе очень привык».

12/VII Мы с Колей в городе Хмельнике.  В поезде остался мой дневник с записями от 15/VI,  я забыла его под подушкой.  Коля очень стихиен,  мало анализирует себя.
 
14/VII Одесса.  За городом сняли каморку,  рядом море.

22/VII Коля иногда очень красив,  всегда родной мне,  кроме тех минут,  когда он раздражён.  Это не сближает.

Несмотря на христианство,  которое много дало миру,  в жизни каждого из нас есть некая страшная бездна,  пожирающая наши жизненные силы,  парализующая наши лучшие порывы,  леденящая наши чувства.  Каким словом назвать её, не знаю пока. Избавление от неё только связь с Богом.

Мы с Колей в очень многом разные.  Как эту разность сделать менее звучащей?

25/VII «Я люблю тебя.  Я не могу без тебя жить», - сказал Коля.

1/VIII Жизнь постоянно почти держит человека в напряжении и ожидании опасностей.  Мы с Колей в Михайловском,  живём у Нади Гусаковой.  Встретили Володю Самородского,  он звал нас в гости.

4/VIII У Володи С. пили в мастерской чай,  переговаривались короткими фразами. Как я могла два года страдать из-за Володи?  Есть на свете странные вещи.  Мы совершенно не подходим друг другу.

9/VIII Все эти дни я лежу – болит спина.  Играли с Колей в шахматы – ничья.  Я обнаружила в себе азарт.

Появление Бога в душе сжигает в человеке много дурного.  Обнять Колину душу и бережно положить её в объятья Христа.  Коля – это я.  Надя – это я.  Она говорит,  что я ужасный ребёнок.

12/VIII Коля,  придя из Михайловского,  говорит мне: «Твой дурачок пришёл». Любовь к Инаре.  Она очень добра ко мне.

16/VIII Как любовно льнут друг к другу небо,  лес,  поляны,  дома,  как будто все они обнимаются,  воспевая Бога.

Веками на земле пасутся коровы и овцы,  служа человеку,  а человек их убивает и съедает.  В этом есть то-то жуткое.

20/VIII Пушкинские чтения.  Концерт в клубе,  потом в храме. Певец Евгений Нестеренко пел очень красивым,  свободным и выразительным голосом.  В конце вечера он спел Чеснокова «Да исправится молитва моя».  Домой шли с Володей С. и Элеонорой. Прощаясь,  Володя С. сказал мне: «Дай Бог тебе всего доброго».

«Пока человек жив,  не надобно в нём отчаиваться.  Мало ли какое событие может раскрыть его душу». (Старец Роберт Оуэн. Герцен: «Былое и думы»).

25/VIII Коля живёт в деревне под Владимиром.

Всю жизнь меня окружают как будто заколдованные люди.  И даже муж мой меня не узнаёт.

16/IX Я была у Ёлочки Поленовой.  Пел Евгений Бачурин.  Он очень талантлив.  Обо мне он сказал,  что я очень серьёзна.  Елочке он сказал: «Если Галя хочет,  то пусть останется».  «Нет», - сказала я,  и мы с Витей Мамоновым,  Асей и Ниной ушли.  Двое мужчин в метро поочередно приставали ко мне в метро,  мне удалось удрать от них.

19/IX Боря Талесник: «Есть три пути в мире: 1) Путь святых,  2) Путь искусства, творчества,  когда ты не погрязаешь в людском месиве,  а живёшь в одиночестве,  3) быть,  как все».

17/XI Снился человек – воплощенное зло,  он действовал на меня,  парализуя все мои силы.  Я поняла своё ничтожество.  «Я хуже всех», - сказала я. «Именем Иисуса Христа я запрещаю тебе прикасаться ко мне».

24/XI Коля прислал телеграмму,  поздравляя меня с годовщиной семейной жизни.

Странные сны.  Если я события из своей жизни не помню,  то как я могу помнить свои прежние инкарнации?  «Рождение есть смерть и забытьё,  душа,  родившаяся в мир,  переходит от глубокого познания к низшему и забывает истину,  которую знала в преджизни». (Э. Сведенборг.)

Мой рисунок - мой Маленький Принц.