Студенческая любовь

Тамара Свинцова
  На фото автор с друзьями студентами.

   С первых дней студенчества, как и в школьные годы, я ходила в драмкружок .
Впервые на репетиции меня "зацепил" ГОЛОС новенького, Славы Белова.
Скорее несоответствие солидного  баритона - внешности.
Паренёк - не высокий, голубоглазый, небольшой носик и ЯМОЧКИ на щеках.
  Я ему тогда сказала:
 "Какой голос!"
По - видимому,  уже тогда был первый щелчок! Потому что, глядя на фото,
  где мы едем в поезде, я вспоминаю, что отметила: Слава сел рядом!
  А в Энгельсе, где ночевали накануне концерта в просторном помещении,
  Славка "добил" меня САМБО! Танец его, недавно вернувшегося из Германии,
  где жил c семьей военного отца, потрясающ! Представь: обнажённое до пояса,
  в подтяжках только, загорелое, блестящее от пота молодое тело!
Музыка - завораживающестрастная! И..необычайно красивые непривычные
(может профессионально поставленные) движения, вдохновенно ИЗОБРАЖАЮЩИЕ
 суть музыки! Я воскликнула, что влюбилась!
Конечно это слышала только Алка, чего она уже не помнит...
    
   
   На 1 мая я провозгласила "Ситцевый бал"!(Бабушка подарила к празднику
 пять рублей.)
 Я купила три метра импортного, голубого цвета ситца.
Шью себе впервые самостоятельно (!) моднючее платье на "кринолине".
 "Писком моды" были платья на крахмальных пышных юбках, утянутых в талии.
Дошивая немного опаздываю. Влетаю, "вся из себя":
 Златокудрая и в небесной красоте платья! Праздник хоть и в начале, но все в сборе.
Народ уже танцует. Слава ведёт, признанную им достойной партрершей, Алку.
  Я, как Наташа Ростова: "Почему не меня, ведь я так пластична, так люблю танцы!"
Слава среди прочих  и меня пригласил. Удостоил! Держит крепко, не потому,
  что "лапает"! Это в наши годы было немыслимо! Пощечину можно схлопотать!
Учит шагу ...Однако, я легко подчиняюсь, сливаясь в ритме.
    
   
   Далее в памяти - сцена гастрольной жизни. Выгрузились с парохода,
где - то, сидим на узлах, жара ...Может на пристани? Усталость,
куча - мала. Славка сзади ворчливо: "Убери острую коленку!"
Он ещё не знает, что нравится мне!
Я: "Хм!(Насмешливо) круглая, розовая коленочка." Народ грохнул
 одобрительным хохотом .
Помню, что насмешки и подколы  при случае  повторялись. Изощрялась
 в остроумии.
 
   Вижу нас в большом помещении, кровати...  лежим все. Что - то острю,
 потому что Славка, разозленный, перевалясь через соседей, нависает
 надо мной с вопросом: "За что ты меня так ненавидишь?"-
Стоит надо мной на четвереньках, глаза - в глаза!-
- Я ему: "Что ты! Я тебя люб - лю - ю - ю... " - Это никто, думаю, не слышал -
 Он - ошарашен:
- Что? Насмешничает? Или правда?-

     Ночь, полутемно, танго из Лешкиного магнитофона. Белов танцует с Аллой.
 (Я исхожу завистью! Ведь я тайком, когда никто не видит, танцую соло,
как Белов, тренируюсь, умею не хуже! Но тогда не приняты были танцы соло.)

Подходит Робка Аронов (теперь, говорят, профессор Арансон.) Мы с ним танцуем
со всеми. - Спасибо ему, не дал пропасть от зависти и обиды!-
         
 И...  ВОТ ОНО!

   Наконец - то !!! Славка идёт медленно через всю комнату, молча берет меня и....
- О, Боже! Что это был за танец! Умирали от наслаждения, оба! Во всяком случае
 я это чувствовала. Никогда я не была так счастлива! Ни признаний, ни поцелуев
 в тех гастролях не было. Только переглядки, хохмы, споры. Например, мы с ним
спорили (ха - ха) какой пупок лучше. Конечно все это в толпе, не наедине, шутили..
    
   В Саратове - пересменка, буквально три дня. Нас посылают работать в колхоз!
Но Белов - "белая кость", не хочет. Идем всей компанией к нему домой уговаривать.
Вот в колхозе - то явно стало, что у нас любовь! Он руководил бригадой.
Хлопотал о кормежке и прочее.
   
   Помню одно утро. Почему - то мы всем кагалом, в телогрейках и брюках, лежим
вокруг стога сена. Я рядом со Славкой. Рано - рано...Самолет высоко - высоко в
чистом, голубом небе. Мимо идут колхозницы, мы уже не спим, делаем вид.
Ждем реакции.
 И она последовала.. :
 " Б-а-а, девки с парнями спяТЬ!" А мы - чисты, ни у кого
 и ничего не было. Были же времена! Не чета теперяшним, что ни фильм -
познакомились и уже секс!
    
  Когда Слава распределял кому и с кем работать, я таяла от того, что меня
обязательно брал с собой. Однажды надо было расстаться, парни ехали работать одни, но Слава придумал и мне дело с ними.

     Вернулись из колхоза. Мне надо показаться родителям, они в Поливановке на даче.
(Папа вырыл землянку по всем правилам военного искусства, это - дача).
Который день мы не можем расстаться. То компания идет в кафе на мороженое,
то Лиля всех пригласила в гости, то в кино все вместе.
 Наконец, вечером Слава меня проводил, распрощались ..и не на 1 день, на сколько?
 А в 7 утра в дверь - звонок, открывает бабушка. В шоке -
- Парень.. домой? В 7 утра? -
Никаких телефонов ведь не было!
Славка не пустил и в этот день к родителям!

  Надо сказать, что у Славы был брат Лёва,"Лёвушка" Был он немного младше Славы.
Всю жизнь Славке приходилось доказывать родителям свою состоятельность, ум,
способности. Из - за семейных ли споров:
- Кто лучше? Или Славкиного актерства, некоего позёрства (бабочка пресловутая, а не галстук) вызывали в кружке неоднозначное к нему отношение.
 У них с братом была своя компания, которой я не знала.

    Ближе к концу нашего колхозного пребывания, все чаще Слава задумывался.
Что - то его глодало...Однажды вдруг говорит:
- Ты впишешься в нашу компанию.-

   Мы вернулись в город. Началась учёба, репетиции, после которых всей толпой,
шли покупать пряники. Не хотелось расходиться. Репетировали "Каменный гость".
Я - донна Анна, Лида - Лаура. Но Анна - смиренная вдова, не по мне..
Образ Лауры - ярче. Главное, в паре со Славой (на руки берёт) Андреус дает
и мне репетировать Лауру параллельно с донной Анной.


    Комичные сборы в телестудии на трактовую репетицию.
Дон Гуан - худющий Юрка, недаром - "Гвоздь" (Гвоздев) должен облачаться в трико
и короткие панталоны. Умираем со смеху над "прикидом". Его "Пампуша" - тогда ещё невеста, на его ноги - палочки, натянула несколько своих чулок в резиночку.
В гримерку к нам, девушкам, входит гранд: бархатный берет, камзол...Но Боже!
Что это ниже?...Пришлось играть в плаще. Режиссер смеялась вместе с нами.

     Госэкзамен сдаю и мчусь на телестудию. Живой эфир! Юрка  меня предупреждает, что поцелуй в кадре будет настоящий. Потом Артур рассказал, как они с его мамой смотрели наш спектакль по T.V . (Артур  ещё не был в драмкружке) Начал искать меня: Красавицу брюнетку, испанку!
А нашел рыжую, да ещё и в очках. Но стал ухаживать.
Отношения со Славой сходили постепенно на нет. Не по моей воле, он метался между любовью и долгом. Я не знала, что имел обязательства перед Раечкой.

     Получены подъемные, все документы. Загулы на мои подъемные, прощания.
Сидим в Липках на скамейке все вместе. Славка в записной книжке делает
какой - то набросок карандашом. Завтра я отбываю в Николаевку работать...
(Этот листок с моим портретом до сих пор со мной)
В тот первый год работы, мне писали все. Почтальонка удивлялась, нося по
пятнадцать  писем в день!
Первокурсница Валюша Удовик так ко мне привязалась, писала огромные письма,
по целой ученической тетради! Жаль, что спустя годы, целую жизнь, я, разыскав её в Москве, вернула огромный сверток с её письмами. Там скурпулёзно
 описывалась жизнь компании после моего отъезда . Концерты, проказы, влюбленности.
Сейчас очень бы хотелось перечитать. Самые регулярные письма, конечно от Артура, Гвоздя. Слава - четыре дружеских письма о состоянии кружка. Слава стал старостой.
Одно из писем заканчивалось фразой: 5 утра, очень устал.

   Приступаю к трагическому финалу этой истории.
Получаю от Артура письмо о смерти Раечки. Болела видимо ревматизмом.
Проболев месяц, пришла в институт, раздала подружкам подарки, вещи... И умерла.
 Слава перешел к убитым горем родителям на какое - то время жить, носил цветы на могилу.
Так  написал  мне Артур.
Меня так потрясло это известие! Пишу это ПОКАЯНИЕ, как на исповеди.
Невольно и я оказалась, может быть, занозой в её сердце. Невольно..Ничего не
 знала до письма Артура. До сих пор подробностей не знаю. Когда мы всей
компанией работали в колхозе, Юра с Пампушей, пригласили нас со Славой
на свадьбу. Но меня ждал удар! Славка пришел с Раечкой.
Поняла, что это мне в пику! А все недоразумения в нашем "треугольнике "
(Слава, Артур и я) получились, как потом выяснилось, из - за зависти и сплетни.
    
   До сих пор не знаю кто кому насплетничал, оболгал меня.

  В год "ухода" Белова я, как всегда бывая в Саратове, собрала Башкирова, Лёшеньку, Белова в Парке культуры. Славе только что подшили "водитель ритма."
(Рассказал, что по ночам пульс был всего 20 ударов в мин.) Жена не пускала
после операции, но он приехал. Тепло пообщались. Я  привезла фото своей семьи,
 наши общие драмкружковские фото. Но не помог Славе и водитель ритма.
Повторный инфаркт! Я ещё была в Саратове. По телефону был разговор с ним, перед моим отъездом, когда выписали  после второго инфаркта. С горечью говорил,
что не сможет теперь работать.
Вскоре он умер.
   
  30 августа - его день рождения.
На гастролях я его поддразнивала, называя Аленушкой. А то издали укажу, что ямочки на щеках...Он бесился. При его позёрстве, галстук - бабочка, густой баритон, а тут - " Аленушка " с ямочками на щеках.
Посылала из Николаевки ему 30 августа шутливую телеграмму :

  "Поздравляю Аленушку с днем рождения!"

 Первые годы в Москве часто "видела" Славкин затылок в толпе.
Диктор Балашов напоминал овалом лица Белова, а певец Атлантов - одно лицо со Славкой...

Это фрагмент письма одного из НАШИХ, теперь профессора с мировым именем, Вячеслава Фёдорова:
    "Конечно, история грустная, но очень житейская. Тебе могут позавидовать в том, что сегодня, когда прошло столько лет, у тебя свежи воспоминания о твоём чувстве, ты с таким трепетом о нём рассказываешь . Оно не приукрашено легендами и не подкрашено  цинизмом и сарказмом, как это в таких случаях нередко бывает. То - есть в этом смысле тебе повезло. Вот с такой нотой и живи ! Тебе повезло сохранить свежесть чувства.
Для меня такие подробности - полная неожиданность. Ведь я же был в это время с вами. А Балашов и Атлантов - это точно. У меня всегда была ассоциация Балашова со Славой.
Раечку тоже знал. Она была на лечфаке нашего курса.
 
Какое совпадение! Раечка ушла рано (на 4 курсе) из - за сердца и Слава тоже из - за него же . И тоже преступно рано. Уход Раи он сильно переживал . Я это хорошо помню. А Рая лежала в Железнодорожной больнице. Была зима. В последний день жизни попросила вынести её на улицу. Посидела она немного и сказала : «завтра я умру» . Её хоронил весь наш курс."


Ставя последнюю точку в скорбных мемуарах, прошу прощения за духовный" стриптиз". Но этой исповедью, облегчила душу. Поклонилась ушедшим в мир иной.