Ещё о Пушкине

Братья Бирт
     Не только в парках, садах и не только на балах бывал  великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Воспоминания ближайшего друга Пушкина Кюхельбекера проливают свет на отношение поэта к зарождавшейся в то время отечественной промышленности.
     Вильгельм Кюхельбекер 16 июля 1825 года писал в своём дневнике: «Должно заметить, тотчас вышед с заводу, Пушкин повернулся ко мне и воскликнул:
                Мой друг,
                Пойдём из этого бардАка
                На лоно чистой природЫ".
      Искренно и мгновенно прозвучал этот короткий стих. И показалось мне, будто он не вернётся к нему уже никогда».
      Видимо, дела на том предприятии находились в таком состоянии, что ударение в словах, такое неестественное, только подчёркивало всю хаотичность и нагромождение увиденного.»
      Поэт, заметив всё это, обращается к природе, где всё гармонично и связано между собой и представляет единое и завершённое. Благо, нетронутая человеком природа, в те времена была не так уж далека от этих самых промышленных бардАков.  Можно было сразу сравнить и увидеть разницу, что непременно и сделал поэт.
      Далее В. Кюхельбекер пишет: «Но всё же я ошибся. Удаляясь от перестуков и грохота завода, Пушкин процитировал уже повторно и даже более:   
                Мой друг, спешим
                Из этого бардАка
                На лоно чистой природЫ,
                Где ель с сосною у колодца
                Позволят нам испить воды,
                Где разум чувственно смеётся,
                Звуча в душе на все лады.
                Там трель за трелью раздаётся,
                Наполнив вешние сады!»
               
Это оказалось единственным посещением Александра Сергеевича Пушкина строящегося российского предприятия. Странно, но эта экскурсия поэтов на стройку, осталась почему-то незамеченной их биографами.