Сказка для театра кукол

Александр Куванов
                «АЛЕНЬКИЙ  ЦВЕТОЧЕК»

Ведущий  -  В  некотором  царстве,  в  некотором  государстве  жил  был  знатный  купец,  именитый  человек.  Много  у  него  было  богатства,  да  дороже  всего  -  три  дочери.  Был  он  вдовец,  и  любить ему  больше  было  некого,  кроме  них,  кровиночек  своих.  Все  дочки  были  красавицы  писанные,  по  свету  сказанные,  отцу  в  утешение,  молодцам  во  смущение.  Да  меньшую  дочь  любил  он  больше  всех.  Любил  больше  всех  да  нежнее  всех.  И  не  за  красоту  её  ясную,  а  за  доброту  да  за  ласку.
    Вот  и  собирается  купец  да  за  море  в  дальние  края.
Купец  -  Море  кипит,  ветер  свистит,  паруса  рвет,  в  путь  торопит.  Ну,  доченьки  мои  милые,  откройтесь  мне,  каких  подарков  из-за  моря  желаете?  Что  пожелаете,  то  и  получите.
Старшая  -  Все  ты  можешь  привесть,  батюшка.  Да  не  вози  мне  всего,  а  хочу  одного  -  венец  золотой  из  каменьев  самоцветных.  Чтобы   свет  от  них,  как  от  солнца  красного  -  тёмну  ночь  освещал,  в  белый  день  обращал.
Купец  -  Хорошо,  дочь  моя  милая,  хорошая  да  пригожая.  Добуду  тебе  таковой  венец.  Есть  он  за  морем,  в  замке  каменном,  в  подземелье  темном,  от  людей  укромном.  А  кто  его  добыть  пытался,  тот   там  и  остался.  Они  остались,  а  мне  не  досуг.  Возьму  венец,  да  к  тебе  -  на,  любуйся,  перед  людьми  красуйся.
Средняя  -  Все  ты можешь  привесть,  батюшка.  Да  не  вези  всего,  а  хочу  одного  -  привези  мне  зеркальце  хрустальное,  да  такое,  чтобы  глядя  в  него  я  не  старилась,  и  краса   моя  девичья  прибавлялась  бы.
Купец  -  Хорошо,  дочь  моя  милая,  хорошая  да  пригожая.  Хоть  и  тяжеле  сестриной  задача  твоя,  да  добуду  я  тебе  таково  зеркальце.  Есть  оно  в  царстве  персидском,   на   вершине  горы,  да  за  семью  дверьми.  А  кто  туда  отправлялися,  с  головою  все  расставалися.  А  мне   надо  голову  упасти,  тебе  зеркальце  принести,  чтоб  морщинки  красы  твоей  не  сгубливали,  добрых  молодцев  от  тебя  не  отваживали.
Младшая  -  Не  вози  ты мне,  батюшка,  ни  венца  самоцветного,  ни  зеркальца  хрустального.  Никаких  вещей  мне  не  надобно.
Купец  -  Да  как  же,  доченька?  Чем  же  я  тогда  тебя  порадую?
Младшая  -  Вернись  побыстрее,  да  живой-невредимый  -  вот  и  радость.  Ну,  а  если  встретишь,  привези  мне  цветочек  аленький,  чтоб  для  сердца  моего  ничего  дороже  его  не  было.
Купец  -  Так  ведь  эта  работа,  милая,  тяжелее  сестриных  будет.  Это  же  ни  мечом  не  раздобыть,  ни  глазом  не  разглядеть.  Когда знаешь  что  искать,  то  как  не  сыскать,  а  как  найти  то,  чего  сам  не  знаешь?
Младшая  -  А  ты  не  ищи.  Коли  не  встретишь,  значит  Бог  не  судил.  А  уж  коли  встретишь,  так  сразу  узнаешь.
Ведущий  -  С  тем  и  отплыл  купец,  с  тем  и  отправился.  Был  за  морем  за  окияном,  в  царствах  тридевятых,  королевствах  тридесятых.  Везде  побывал,  везде  торговал,  да  дочерям  подарочки  добывал  -  старшей  венец  самоцветный,  средней зеркальце  хрустальное,  а  меньшой… Много  повидал  аленьких  цветочков,  да  кто  ж  знает,  будет  ли  какой  для  сердца  дочкиного  дороже  всего  на  свете.  А-а,  то-то  и  оно.  Над  тем  и  задумался,  тут  и  буря  приключилася.  Ветры  засвистали,  волны  захлестали,  корабль  в  щепочки  разбивали,  товар  потопили,  а купца  чуть  живого  на  берег  выбросили.  Лежит,  он  ни  жив,  ни  мертв.  Все-то  чудится  ему,  все-то  бредится.
Купец  -  Ой  вы,  доченьки  мои  милые.  Бог  занес  меня  да  в  чужи  края,  да  в  чужих  краях  погибаю  я.  Не  подняться  мне  с  камня  сырого,  с  берега  крутого.  Протяните  мне  свои  ручки  белые,  избавьте  меня  от  смерти-погибели.
Средняя и  Старшая  -  Протянули  бы  мы  ручки,  батюшка,  да,  вишь,  руки-то  наши  заняты,  добрым  молодцам отданы.  Ты, батюшка,  далёко,  а  женихи  близко.  Держат  наши  ручки  белые,  в  глаза  глядят,  отпускать  не  хотят.
Ведущий  -  Все-то  чудится  ему,  все-то  бредится.
Младшая  -  Ой  ты,  батюшка,  боль-печаль  моя.  Ухо  не  слышало,  да  сердце  почуяло.  Как  забилося  птицей  пойманной.  От  беды  оно  сжалось  жалостно.  Через  сто  морей,  на  чужу  сторону  к  тебе  руки  тяну,  с  камня  сырого  подыму,  раны омою,  слезы  оботру.  Встань  пробудись!
Купец  -  Доченька  моя,  не  из  долга  кровного,  а  от  сердца  доброго  спасла  ты  меня.  Через  сто  морей  услышала,  от  погибели  избавила.  А  я  для  сердца  твово  не  добыл  ничего.  Домой  не  вернусь,  пока  не  найду  цветочек  аленький,  который  для  сердца  твово  да  дороже  всего.  Умру,  а  найду,  хошь  в  райском  саду.
В.  -  Оглянулся  он  да  и  обмер  весь.  Стоит  перед  ним  лев  -  грива  косматая,  лапы  лохматые,  когти  вострые,  клыки  белые.  А  рядом  с  ним  олень  молодой,  рога  запрокинул,  ноздри  дрожат.  Стоят  они  и  смотрят  на  него.  А он  на  них.  А  они  ему  вроде  как  улыбаются. И  музыка заиграла… И  осветилось  все  светом  утренним.  И  среди  чудных  дерев,  на  зеленом  лугу  да,  у  чистого  родника  расцвел  цветок.  Цветок,  как  цветок  -  не  мал,  не  велик,  не  чуден,  не  дивен.  Обыкновенный.  Аленький.  Таких  на  базаре  за  рупь  корзину  уступят.  А  вдруг  видит  купец,  что  дороже  его  нет  ничего  для  сердца  дочкиного.  Кинулся  да  и  сорвал  аленький  цветочек
         Взревел  лев.  Взметнулся  олень.  Тучи  набежали,  солнце  скрыли,  свет  застили.  И  услышал купец  голос  человеческий,  голос  печали  горькой,  тоски  сердечной.
Он  -  Что  делаешь  ты,  человек?  В  этом  краю  звери  не  пуганы,  ветви  не  ломаны,  цветы  не  сорваны.  В  этом  краю,  как  в  раю,  нет  зла  никому.  От  людского  зла  нас  море  отделило,  а  звериную  злобу  любовь  усмирила.  Зачем  прибыл  ты  в наши  края  безлюдные,  безлюдные  да  счастливые?  Али  хошь  зверям  ты  обиду  несть?  Али хошь  цветам  не  дать  воли  цвесть?  Погубителем  хочешь  счастью  быть?
 Купец  -  Ай,  не  гневайся,  добрый  человек,  господин  честной,  хозяин  лесной,  не  ругай  словами,  не  пужай  зверями.  Не  расхитить,  не  пограбить  прибыл  я  в твой  край.  Меня  волна  принесла,  на  сырой  песок  кинула,  кинула  да  оставила.  Был  я  знатный  купец,  именитый  человек,  а  теперь  нищ  стою,  а  знатность  моя  да  на  дне  морском.  Все-то  я  потерял  окромя  самого  дорогого,  окромя  дочерей  любимых.  А  две  старшие,  чай  не  ждут  уже,  что  живым  вернусь,  а  меньшая  дочь  ждет  печалится,  глядит  на  море  с  утра  до  ночи.  А любовь  её  мою  жизнь  спасла,  меня  с  камня  подняла,  во  сад  к  тебе  привела.  И нашел  я  здесь  ей  подарочек,  что  не  мог  сыскать  ни  в  каких  краях.
Он  -  Уж не  цветок  ли  мой  любимый, заветный,  слезой  омытый, дыханием согретый.   Им  одним  я жил,  да  ты  его  сгубил.
Купец  -  Попросила  меня  дочка  меньшая   привести  ей  не  богатства-золота,  не  чуда-колдовства,  а  цветочек  аленький.  Да  такой  цветок,  чтоб  для  сердца  её  он  был  дороже  всего.
Ведущий  -  Стало  тихо  вдруг,  как  бы  мир  исчез.  Нет  ни  шелеста,  нет  ни  шороха.  Не  слыхать,  молчит  хозяин  честной,  человек  лесной.  Отчего  молчит,  нам  не  ведомо.
Купец  -  Не молчи,  не  пужай  меня  хозяин  лесной.  Не  губи  меня,  отпусти  меня.  Отпусти  меня  к  моим  доченькам.  Да  не  гневайся,  не  печалуйся,  подари  ты  мне  цветок  аленький  для  дочки  моей  меньшой,  для  любимой.
В.  -  И  услышал  вдруг  купец  таковы  слова:
Он  -  Отпущу  я  тебя  на  родну  сторону  и  богатство  твое  со  дна  моря  верну,  и  просьбу  твою  уважу  -  подарю  тебе  цветочек  аленький.  Только  знай,  купец,  как  коснется  твоя  дочь  таково  цветка,  так  отчий  дом  покинет,  над  морем  пролетит,  в  моем саду  опустится,  навсегда  со  мной  здесь  останется.  А  ты  слышал  меня,  да  ты  не  видел  меня.  А  увидел  бы,  ужаснулся  бы.   Я  чудовище,  мразь  последняя,  мразь  последняя,  ненавистная.  От  меня  люди  добрые  шарахаются,  а  товарищи  мне  только  ветви  гнутые  да  звери  лютые.
В.  -  Закружилась  от  тех  слов  голова  купеческая,  закружило  купца  вихрем  бешеным,  на  корабль  поставило,  к  берегу  причалило,  к  самому-то  дому,  к  дому  родному,  к  дочерям  любимым.
Младшая  -  Ой,  родные  мои  сестры  милые,  корабль  батюшки  да  у  берега,  а  батюшка-то  любимый  сам  сюда  идет!
Купец  -  Ой  вы,  дочки  мои  милые,  хорошие  да  пригожие.  Наконец-то  я  воротился  к  вам,  кровиночкам  своим.
Ст.  и  Ср.  -  А  мы,  батюшка,  стосковалися,  тебя  дожидалися.  Ай,  без  тваво  благословения-то  да  без  дорогого  приданного-то  нас  никто  замуж  не  берет.
Купец  -  Будет  вам  и  мое  благословение  и  дорогое  приданное.  И  тебе  венец,  и  тебе  зеркальце.  Лежат  они  на  корабле,  в  золотом  сундуке,  да  в  сафьяновом  чехле.
Младшая  -  Батюшка!  Воротился… Сон  тяжелый  был  этой  ночью  мне.  Будто  на  камне  сыром  чуть  живой  лежишь  да  о  помощи  просишь.
Купец  -  Ты  любимая  дочка  милая,  на  земле  моя  ты  зацепочка.  Сон  твой  был  тяжел,  да  встреча  радостна.  Только  радость-то,  жаль,  с  оскоминой.  Не  привез  тебе  я  подарочка,   не  сумел  найти  цветик  аленький.
         ( Музыка.  Расцветает  цветок. )
Младшая  -  Ай  ты  батюшка,  ай  ты  выдумщик.  Знала  я,  что  есть  он  на  свете,  жизнь  моя  -  цветочек  аленький.
Купец  -  Дочка  милая,  виноват  я  перед  тобой.  Говорил  напраслину,  уберечь  тебя  пытался.  Пропади  он,  этот  цветок,  пропадом,  ведь  хозяин  его  -  чудовище,  людям  мерзкое,  ненавистное.
Младшая  -  Полно,  батюшка!  Ты  взгляни  на  него.  Аль  глазами  не  видишь,  али  сердцем  не  чуешь?
Купец  -  Стой,  не  тронь  его,  дочка  милая!  Пропадешь  навсегда  у  чудовища.
Ведущий  -  Да  куда  там,  уж  в  руках держит,  уж  по  ветру  летит,  сама  улыбается,  в  саду  дивном  наземь  опускается.
Младшая  -  Здравствуй  жданный  день,  здравствуй  лев  да  олень,  здравствуйте  деревья  чудные,  травы  изумрудные!  Здравствуй,  добрый  молодец,  Богом  суженный,  аленьким  цветочком  указанный.
Он  -  Знать,  красавица,  твой  отец  пожалел  тебя,  напугать  отец  не  хотел  тебя.  Аль  не  сказывал  он  правду  черную  про  цветочек  да  про  чудовище?  Где  ты  видишь  здесь  добра  молодца?  Я  хозяин  здесь,  я  чудовище,  людям  чуждое,  ненавистное.
Младшая  -  Ах,  зачем  меня  ты  пугать  решил,  да  и  чем  меня  напугаешь  ты?  Горбом,  аль  хвостом,  аль клыкастым  ртом?  Ну  и  что  с  того,  даже  если  это  так?  За  клыками  острыми  да  под  шерстью  косматою  знаю  прячется  чудо  чудное,  я  об  нем  по  цветочку  по  аленькому  узнала,  про  чистую  душу  твою,  про  печаль-одиночество.
Он  -  Ах,  красавица,  слова  ласковы.  Слова  ласковы  да  недороги.  Утром  сказаны,  ввечеру  забыты.  Был  моложе  я,  жил  среди  людей.  Жил  среди  людей  да  имел  друзей.  Среди  них  меня  и  не  выделишь.  Но  заслышал  я  песню  чудную,  песню  чудную,  песню  райскую,  о  любви  такой  без  которой  смерть.  На  земле  почти  что  неслышную,  суетою  шумной  забитую.  Стал  я людям  про  песню  рассказывать,  звал  друзей  ту  песню  послушати.  Разбегались  люди,  шарахались,  а  друзья  смеялись  да  прятались.  А  красавица,  глаза  лазоревы,  коса  до  пояса,  губы  чистый  мед,  мне  сказала  так: «Ты  чудовище,  ты  жизнь  девичью  мою  изуродовал.  От твоей  любви  мне  одна  тоска,  а  от  песни  той  мне  оскомина.  Что  ль  из  песни  той  мне  наряды  шить,  пред  людьми  ходить,  красоватися?  Загубил  мне жизнь!  Ты  чудовище».  И  с  тех  пор  я  здесь,  домом  стал  мне  лес,  а товарищи  мои  -  лев  да  олень,  ну  а  песню  ту,  песню  райскую,  я  певал  цветку  тому  аленькому.
Младшая  -  Значит  правильно  я  расслышала;  сердце  нежной  болью  сжималося.  Покажись  же  мне,  покажись  скорей.   Ты  мне  милый  друг,  Богом  суженный.
Он  -  Погоди,  красавица  милая.  Ты  забыла  про  отца  своего,  про  любимого,  про  сестер   своих,  про  сестер  родных.  Ты  вернись-ка  к  ним  да  проведай  их,  да  поведай  им  о  своем-то  да  о  решении.  Может  быть  они  тебе  и  рассоветуют.
Младшая  -  Я  поеду  к  батюшке  любимому  повидаю  я  сестер  родимых,  да  вернусь  к  тебе  навсегда  уже.
Ведущий  -  Подхватило  девицу  вихрем  бешеным,  понесло  её  да  к  родным  местам. А  за  нею  следом  как  будто  стон,  то  ли  вправду  стон,  то  ли  чудится.      
Он  -  Ты  прости-прощай  моя  милая!  Не  вернешься  ты,  не  воротишься.  Объяснят  тебе  люди  добрые,  растолкуют  все  про  чудовище.  Коль  вернешься  ты  к  полдню  завтрева,  назову  тебя  я  своей  женой,  ну  а  ежели  не  воротишься,  то  такую  боль  мне  уже  не  снесть.

                (дома)

Старшая  -  Ой,  сестра,  и  не  говори  -  беда!  Воротилась,  вишь,  за  благословением.  Замуж  выдумала!  За  чудовище!
Средняя  -  Ой,  спасать  надо  нашу  малеху-дуреху.  Ладно  бы  уж,  как  в  сказках  сказывают,  -  чудовище,  а  у  самого  -  золотой  дворец,  хрустальные  палаты,  малахитовые  вороты.  Тогда  бы  ладно,  тогда  бы  я  и  чудовище  потерпела.  Я  ж  своего  мужа  терплю,  а  у  него  и  богатства-то  не  очень- то. 
Старшая  -  Ой,  не  говори,  сестра,  во  всем  правда  твоя.  Если  муж  одеть-нарядить  не  может,  так  на  что  он  нужен?
Средняя  -  А  перед  кем  ей  там  наряжаться?  Перед  львом  да  оленем,  перед  елкою  да  березою?  Да  от  жизни  такой  сама  львицей  зарычишь.
Старшая  -  Надо  сестру  спасать.  Не  уговорами,  так  уж  хитростью.  Ей  к  полудню  он  воротиться  велел,  а  нето,  говорил,  от  тоски  умрет.  Так  давай  часы  сдвинем-ка  на  час.  Она  опоздает,  чудище  поганое  издохнет,  она  поплачет  над  ним  да  воротится.  Да  станет  жить,  как  мы  с  тобой,  как  все  живут  -  без  любви  энтой  ихней,  зато  с  мужем  законным,  домом  пятиоконным,  с  коровой,  с  курями  да  с  малыми  детями,  тьфу  ты  Господи,  как  надоели!
Средняя  -  Ну,  сестра,  правда  твоя  -  быстрее  пойдем,  часы-то  переведем.


Младшая  -  Ну,  прощай  же  ты,  милый  батюшка,  да  не  навовсе,  а   ненадолго.  Мы  тебя  к  себе  жить  возьмем.  Если  любовь  настоящая,  то  её  не  на  двоих,  на  всех  хватит.  Ну,  пора  мне,  прощайте,  сестры  милые.
Средняя  -   Да  куда  же  ты,  сестра,  что  так  рано-то?  Мы  же  еще  чаю  с  баранками  не  пили.
Младшая  -  Как  же  не  пили,  сестра  милая?  Ты  баранками  меня  вчера  к  ужину  угощала.
Старшая  -  Я,  сестренка,  баранки  каждый  день  пеку,  всех  ими  кормлю,  и  мужа,  и  детей.  Они  уж  их  видеть  не  могут,  а  я  просто  остановиться  не  могу.
Средняя  -  У  сестры  баранки  знатные,  а  у  меня  пряники  мятные.  Я   тебя  не  отпущу  пока  ими  не  угощу.  Посмотри,  у  тебя  времени-то   еще  целый  час.
Младшая  -  Нет,  сестренки  милые.  То  часы  у  вас  неисправные  -  не  торопятся,  отстают  на  час.  А  у  меня  с  собой  свои,  дарёные,  суженым  моим,  женихом  любимым.  Кланяйтесь  мужьям  вашим,  да  не  баранками  да  пряниками,  а  добротой  да  ласкою.
Ведущий  -  С  тем  и  улетела  дочь  меньшая  в  края  дальние,  в  сады  чудные,  где  ждал  её  суженый,  людьми  оболганный,  чудовищем  обозванный,  да  ею  распознанный. И  подарил  он  ей  поле  цветов  сиреневых  и  палевых,  и  лазоревых.  Да  тот  самый  цветок  алый.  Да  еще  ветер  шалый.  Да  еще  небо  синее.  Да  еще  поцелуй  жаркий.  Да  огонь  в  глазах  яркий.  Да  счастливое  биенье  сердец.
               
                ТУТ  И  СКАЗКЕ  КОНЕЦ.


                1993г.