Городушки

Братья Комаровы
Городушки

   Есть много праздников хороших, есть новый год и день победы, есть пасха, день единения России есть, традиций много есть хороших, украсть невесту, кошку в дом пустить и пятки новые обмыть, перечислять их можно очень долго и все нам их не перечесть, но вот беда, за половину тех традиций в России точно можно сесть.
   Есть праздник в деревнях России, который в городах боятся повторять, он не записан на календарях, не подпадает под канон, о нём не объявляют в массы, однако люди празднуют его. Он очень старый этот праздник, он с незапамятных времён, корнями он уходит в историю раздробленной Руси, сказаньями о княжествах, в эпоху ярлыков и феодальных войн, а также очень много есть историй, баек и городских легенд, которые родились в современном мире. По настоящему народный праздник, он детям нравиться и взрослым, он празднуется в выходной и в будний день, он днём зовётся Петров день, а ночью Городушки.
   Из года в год, в течение столетий, всё начинается в один и тот же день, предшествующий дню Петра, все ходят радостные по деревне, стоит июльская жара, подходят все к домам соседей и обещают к ним прийти, а те в ответ на обещанье грозятся уши открутить. Все очень долго примечают, что у кого и где стоит, где дырка есть в каком заборе и что как можно сгородить. Готовят гвозди, дрожжи, ружья с солью, резиновые сапоги готовят тоже, ведь ночью же не знаешь, куда ты можешь наступить. В деревне, где круглый год ни что ни запиралось, где двери все открыты настежь, в день этот входит правило засова, на погребах, сараях и заборах, красуются амбарные замки. Деревня вся готовится к ночному караулу, все заступают в суточный наряд и только дети малые в кроватях, спокойно перед ночью спят.
   Балда за поле закатился, на землю опустился мрак и по деревне разошёлся шёпот, так будят взрослые своих детей. Они тепло их одевают, на ухо что-то говорят, показывают в сторону соседского двора, выводят их на улицу, а после запирают дверь. Однако, не смотря на то, что ночью праздник, в домах никто не зажигает свет, не слышно песен и веселья, всё происходит в полной тишине. Все взрослые, в окно уткнувшись, сидят в кромешной темноте, они свой охраняют двор, все ждут гостей, детей соседских, которые придут их городить, чтоб их поймать, а по утру соседу предъявить.
   Тревожат взрослых шорохи ночные, мерещатся движения в ночи, скрип половиц, шум шифера на крыше, котов протяжный вой и лай собак. Вот показалось что-то за забором, вот ветер закачал кусты, а вот Василий старый мельник полез через забор к соседу, а вот собаки появились, которых не кормил сосед два дня, визжит Василий, словно поросёнок, в него сосед стреляет солью из ружья.
   Вот председатель старого колхоза, он охраняет скотный двор, а сторож пьяный с зоотехником на пару, городят ферму за холмом. Вот Гришка тракторист, он спит в кабине «Белоруса», а в это время необузданная сила, детей со всей деревни, всех дворов, переворачивает трактор и ставит вертикально на кабину, а Гришка спит, закутавшись в фуфайку, не шелохнётся, бровь не поведёт. Вот дрожжи, дрожжи я скажу вам это сила, кидают их обычно в туалет, они там бродят в жаркую погоду и поднимают весь отход на божий свет. Дыра в заборе, это не порядок, через неё сосед пролез с бревном, бревном он этим дверь подпёр и снова выполз за забор, пока он лазил в эту дырку, к нему во двор быка загнали, за хвост к воротам привязали, бык тот мычит, его гоняет, ворота рьяно охраняет.
   Рассвет настал, Балда поднялся и дети, широко зевая, домой бредут, пытаясь к завтраку успеть, Василий в бочке отмокает, в стогу спят зоотехник, сторож пьяный, проснулся Гришка в тракторе своём, бык спит на нём сосед. Во всей деревне распахнулись окна и люди взрослые полезли через них.
   Подпёрты двери у домов, замазаны все стёкла грязью, ворота заколочены гвоздями, стоит корова в сапогах, откручены колёса у телеги, чёрт его знает, где их теперь искать. Стоит сарай, что был замком амбарным крепко заперт, но нет замка и воротины тоже нет, а вот стоят ворота от сарая, а от сарая даже брёвен нет. Скамья на крыше у соседа, в трубу печную воткнуто бревно, вот кто-то печку затопил и дым клубами белыми, большими, всю хату вмиг заполонил. Лежат собаки в конурах, они усталые, довольны, у них сегодня праздник был, покусанных в деревне много.
   В Петров день на деревне как всегда, сплошной погром и беспорядок, как будто бы Мамай прошёл, как будто бы земля перевернулась, весь день теперь одна уборка и наведение порядка и только дети снова спят в своих домах, своих кроватях.