Подарок

Николай Фёдорович Коняшкин
     От мошенников и всякого рода прохиндеев нынче прямо-таки отбоя нет. То какие-то снадобья сразу от всех болезней предлагают, то под видом социальных работников заботливо предупреждают нас о грядущей денежной реформе...

     Вот и на днях, звонят мне. Выхожу. У калитки стоит симпатичный интеллигентного вида молодой человек лет тридцати пяти, прилично одетый в добротный костюм, в галстуке  с дипломатом и пакетом в руках.

     - Можно мне, дедушка, поговорить с вами минут десять? - вежливо и добродушно спрашивает меня.
     - Отчего же нельзя? Конечно, можно, - отвечаю ему. - Зайдёмте в дом, там и поговорим.

     Я из Нижнего Новгорода. Зовут меня Владимир, - присаживаясь на стул, представляется мне гость. - Мы проводим благотворительную акцию и всем раздаём подарки. Вот и вам подарок.

     - А почему про вашу акцию не знают городские средства массовой информации: местные газеты, радио, телевидение, уличная реклама? - спрашиваю его.
     - А зачем? Мы и сами справимся. Раздадим по городу подарки,  и сарафанное радио тут же разнесёт всем о проводимой нами благотворительной акции.
     - Нет, это слишком примитивно, - не соглашаюсь с ним. - И меня, бывшего советского агитатора и пропагандиста, не переубедишь.  А ну-ка дай мне телефон вашего начальника, я сейчас же ему позвоню и спрошу, почему он обижает наш город с более чем стотысячным населением, - проводит такую нужную акцию без соответствующей подготовки. И  дам ему несколько деловых советов.

     Но гость словно не расслышал моих слов. Он достал из пакета бумажную коробку и вынул оттуда небольшое металлическое приспособление, предназначенное для поднятия с пола мелких предметов. Затем с увлечением стал мне рассказывать, как удобно иметь под рукой такое приспособление, хотя довольно-таки дорогое, потому как заграничное, но всё-таки очень в хозяйстве нужное.

     А я в это время смотрел на рассказчика, на его заграничную диковинку и думал: да, такая вещь, несомненно, нужная для инвалидов с ограниченными возможностями. Но я ведь не отношусь к числу таковых. Мне-то, зачем она? Это, во-первых. А, во-вторых, почему этот молодой человек, которого я вижу впервые и с которым мы ничем не обязаны друг другу, хочет мне её подарить просто так,  " за здорово живёшь?"  Ведь, как известно, бесплатным бывает только сыр в мышеловке. А в остальном  за  всё в жизни надо платить.

     - Подождите, молодой человек, - прервал я его. - Давайте немного пофилософствуем. Вот вы скажите мне: что такое подарок?

     Гость посмотрел на меня с недоумением.

     - Подарок - это когда тебе дарят что-нибудь. Вот и я вам дарю эту вещь в подарок.
     - Неправильно! - тоном, не терпящим возражения, заявляю ему. - Подарок - это ответная материальная благодарность за оказанную или ожидаемую услугу. К примеру: я вам сделал добро – вы, в знак благодарности, делаете мне подарок. Или вы хотите от меня получить что-то, но не уверены в этом - делаете мне подарок и получаете желаемое. Правильно?

     На хорошо выбритом румяном лице моего  "гостя" вижу некоторое замешательство.

     И, не давая ему времени ответить на мой вопрос, продолжаю: вас, молодой человек, я не знаю, как и вы меня - вам от меня ничего не надо. Тогда за что же вы хотите преподнести мне подарок?

     - А просто так. Мы же проводим благотворительную акцию.
     - Просто так ничего не бывает, - продолжаю я развивать свою философию. - Если что-то делается, то это кому-то нужно.

     - Да вы, видать, бывший руководящий работник и вас не убедить, - сокрушенно заключает мой гость. - И, хватаясь, как утопающий за соломинку, вдруг предлагает мне:
     - Ладно, не хотите этот подарок, вот вам товар за 50 тысяч рублей. И,открыв дипломат, он предлагает мне набор всевозможных ножей.

     - Послушайте, молодой человек, - опять прерываю его. - А знаете ли вы такую поговорку: "А зачем козе намордник, когда она и так не кусается?" Всё, что мне нужно, у меня есть. А чего у меня нет, в том я и не нуждаюсь. В том числе и в таких ножах, цена которым, да будет вам известно, на московских рынках не более чем 3,5 тысячи рублей, а вовсе не 50, как вы мне смеете утверждать.

     Он хотел было мне возразить, но я уже так разошёлся, что остановить меня было невозможно.

     - Если вы хотите заняться торговлей, откройте в городе свой магазин или отдел при крупном магазине и торгуйте в своё удовольствие. А ходить по домам и навязывать людям всякое барахло - это, мил человек, безнравственно и даже бессовестно!

     Но гость меня уже не слушал. Он молча упаковал свой товар и ушёл от меня, не попрощавшись, как говорят, - по-английски. Отойдя от калитки, он оглянулся назад, видимо, чтобы запомнить дом, в котором живёт этот прескверный и привредный старик.

     Вечером я узнал от соседей, что он и к ним приходил со своими "подарками". Но когда соседи у него их взяли, он потребовал от них деньги, заявив, что подарки просто так не дают. За них надо платить.

     Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Только и подумал я, вспомнив горе-продавца.