Методология воспитания хороших граждан

Георгий Георгиевич Ларин
Школа – социальный институт, обеспечивающий социокультурную трансляцию, то есть передачу  молодому поколению опыта жизнедеятельности, практических знаний, умений и навыков, культурных и моральных ценностей, имеющих общечеловеческий характер. Кроме того, школа воспитывает человека вообще, проявляя заботу о формировании и развитии личности как таковой, о выработке у неё высоких нравственных идеалов, без которых немыслима жизнь современного постиндустриального, неуклонно глобализирующегося общества. Весьма актуальной сегодня, по нашему мнению, является задача воспитания «хороших граждан», поэтому именно эта задача должна стать центральной воспитательной задачей школы как социального института. Кстати, семантически и содержательно воспитание «хороших граждан» как образовательный процесс несколько шире традиционного для школьной системы образования гражданско-патриотического воспитания. В частности, речь идёт не только и не столько о привитии подрастающим поколениям уважительных, бережных чувств к родине – «большой» и «малой», об организации и проведении (в сотрудничестве с оборонным ведомством) военно-спортивной работы с допризывной и призывной молодёжью, но в первую очередь, о формировании и развитии разносторонней практической личности, хорошо подготовленной к самостоятельной жизнедеятельности и осознанному жизнетворчеству, девиантно и делинквентно немотивированной. Недееспособный, дезадаптированный, непрактичный ребёнок, тем более ребёнок-преступник – большая человеческая трагедия, горе семьи, богатой и бедной. Недееспособность, дезадаптированность, непрактичность, криминогенная предрасположенность детской, очень хрупкой и быстро взрослеющей человеческой личности – это, в конечном счёте, подрыв законов и устоев государства и общества, нарушение нормального государственного и общественного функционирования. Во избежание подобных негативных реалий и нужно воспитывать «хороших граждан».

Следует отметить, что специальный термин «воспитание “хороших граждан”» впервые появился в педагогической литературе в 1918 году, в США, когда в директивном документе НАО (Национальной ассоциации образования) было указано, что одной из основных целей школы является гражданское воспитание, которое «должно развить в личности качества, позволяющие ей успешно выступать в роли члена общества, города, штата, страны, и дать основы понимания международных проблем» [Cardinal Principles of Secondary Education. – Washington, DC, 1918. – P. 12]. В 30-40-е годы XX века в директивных документах НАО содержится ещё более решительное заявление: общее образование должно помочь молодёжи в выполнении ею обязанностей граждан общины и государства [Education for All American Youth. – Washington, DC, 1944. – P. 238]. НАО детально раскрывает задачи гражданского воспитания, перечисляя следующие качества «хорошего гражданина»: 1) лояльность к демократическим идеалам; 2) уважение закона; 3) понимание своих гражданских обязанностей; 4) экономическая грамотность; 5) понимание социальных процессов и политических структур; 6) деятельное членство в мировой общине; 7) умение защититься от пропаганды; 8) уважение национальных ресурсов [The Purposes of Education in American Democracy. – Washington, DC, 1938. – P. 23]. Уже в начале 50-х годов XX века Американской ассоциацией школьных администраторов провозглашается постулат: «Позитивная динамичная программа гражданского воспитания должна занимать центральное место в современном образовании» [Education for American Citizenship. – Washington, DC, 1954. – P. 23]. В 1961  году НАО декларирует необходимость усиления внимания к гражданскому воспитанию молодёжи, совершенствования методов воспитания «хороших граждан», в том числе тщательной отработки техники психолого-педагогического воздействия на личность [The Central Purpose of American Education. – Washington, DC, 1961. – P. 3].

Объективно оценивая состояние отечественного образовательного пространства (вплоть до 90-х годов XX века), следует констатировать фактическое отсутствие в содержании воспитательной структуры современной российской школы именно такого комплексного социально-педагогического процесса, как воспитание «хороших граждан», характеризующихся не только гражданской и патриотической, но также социально-экономической, политической, правовой, экологической, коммуникативной и другими ключевыми компетенциями – не в отдельности, а в неразрывной связи и взаимодействии, в своеобразном универсальном единстве. По-видимому, положительный опыт воспитания «хороших граждан», накопленный почти за столетие в США, можно и должно использовать в адаптированном виде и в образовательных реалиях модернизирующейся сегодня российской школы.

Методология эффективного и результативного воспитания «хороших граждан» включает следующие наиболее оптимальные воспитательные формы, приёмы, методы, технологии.

1. Ежедневные занятия в школе, особенно в начальных классах, рекомендуется начинать с церемонии исполнения Государственного гимна Российской Федерации и принесения клятвы Государственному флагу Российской Федерации. Во время церемонии дети встают, прижимают руку к сердцу, обращают глаза к российскому флагу и клянутся в верности флагу и стране, а затем исполняют российский гимн. Помимо гимна, в церемонию желательно также включать пение классических и современных патриотических песен. Американский опыт показывает, что подобная форма пропаганды национальных символов весьма эффективна: все американцы трепетно относятся к своему флагу и к своей стране, считая её образцом свободы и демократии.


2. В каждой классной комнате рекомендуется разместить стенд с российскими символами, где помещаются цветные изображения Государственного герба Российской Федерации, Государственного флага Российской Федерации, текст и ноты Государственного гимна Российской Федерации, а также цветной портрет Президента Российской Федерации. Кроме того, необходимо поместить в доступном для всех месте несколько брошюр с текстом Конституции Российской Федерации. Ежедневное созерцание и рассматривание национальной символики настраивает учащихся на волну уважения и почитания этих основных атрибутов государственной власти в России, а пролистывание и перечитывание брошюр с содержанием основного российского закона позволяет ненавязчиво, опосредованно популяризировать его в ученической среде. Немаловажна также и роль президентского портрета, поскольку Президент РФ олицетворяет государство и правительство. У школьников при ежедневном рассматривании изображение главы государства латентно формируется и укрепляется мнение, что «Президент – лучший человек в мире, который заботится о каждом и готов прийти на помощь тому, кто в этом нуждается», что «Президент знает всё и работает больше, чем кто-либо».

3. На уроках изобразительного искусства рекомендуется периодически давать ученикам задания нарисовать свою семью, свой дом, свою улицу,  свою школу, родной город, родной край, родную природу и т.д., а затем организовывать экспресс-вернисажи и мини-выставки, по результатам которых вручать дипломы и призы авторам самых лучших рисунков. На уроках музыки рекомендуется систематически разучивать и исполнять песни патриотического содержания, народные исторические и лирические песни, прославляющие достижения Родины и исторических деятелей, красоту природы и высших человеческих чувств. На уроках музыки желательно также поощрять сочинение и исполнение учениками собственных музыкальных опусов, посвящённых России и россиянам, родной природе и обществу. На уроках литературы и занятиях по курсу «Мировая художественная культура» рекомендуется периодически проводить конкурсы сочинений, докладов, рефератов, а также электронных приложений (презентаций) по гражданско-патриотической тематике, по результатам которых награждать самых активных и оригинальных авторов творческих конкурсных работ. Самостоятельную творческую и исследовательскую деятельность школьников (с непременными элементами состязательности) необходимо систематически организовывать и на уроках истории, обществознания, географии, экономики, других предметов социально-гуманитарного цикла – с учётом предметной специфики.

4. В школе рекомендуется проводить полугодовые или ежегодные выборы президента школы, депутатов школьного парламента. В каждом классе необходимо выбирать старосту класса, совет класса. Выборную кампанию желательно организовывать в форме деловой игры – по аналогии с выборами Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ, мэров муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления. Школьные выборы, имитирующие выборы взрослых, приучают детей и подростков к соблюдению законов и правовых норм, формируют у учащихся необходимые лидерские качества, позитивную социальную активность, гражданскую инициативность, самостоятельность и осознанность выбора, приобщают подрастающие поколения к общегуманитарным, демократическим ценностям.

5. В старших и средних классах школы рекомендуется практиковать выборы и награждение дипломом и значком «Хороший гражданин четверти», в начальных классах – «Хороший гражданин месяца». В конце учебного года следует провести общешкольную церемонию избрания и награждения дипломами и значками «Хороший гражданин года». В этой церемонии должны участвовать старшие и средние школьники, избиравшиеся «хорошими гражданами» в конце каждой учебной четверти. Из младших школьников в церемонии принимают участие только те дети, которые признавались «хорошими гражданами» по итогам учебных полугодий. Иными словами, учащиеся начальных классов – «хорошие граждане» по итогам учебных месяцев проходят дополнительные избирательные (конкурсные) процедуры в декабре и мае, и только лучшие по этим процедурным результатам  участвуют в общешкольной отборочной церемонии «хороших граждан». Подобная дифференциация произведена нами на основании психолого-педагогических и физиологических особенностей каждого школьного возраста: дети более предрасположены к гедонистическому продлению различных конкурсных процедур и церемоний, нежели подростки и юноши, тяготеющие к лаконизму различных процедурных и церемониальных актов.