Открытка отца с фронта

Тамара Свинцова
      
 Посвящено отцу Алексею Дмитриевичу Новокрещенову.
Родился 28 марта 1913 года.

     В моей семье трое мужчин воевали на фронтах Великой Отечественной Войны.
Весна 41 года. Мой дядя Шура, сельский парень, заканчивает десятилетку.
В селе, где рос без отца, в нищете и голоде, было несколько музыкальных инструментов: у кого - балалайка; у кого - то гитара, скрипка. Шурка самоучкой овладел - всеми! Последний год учебы в десятилетке... Семья ломает голову, как приодеть парня. Нужен КОСТЮМ! Невероятными усилиями задача решена!
На днях выпускной вечер. Женщины (его мать - доярка и две сестры) в предвкушении завтрешнего торжества, нарядив парня в костюм, водружают его на табурет.
Сцена!
И... он берет в руки скрипку... Красавец! Кудрявый, смуглый, стройный...
Он играет так, что женщины молча плачут.

     А на завтра - В_О_Й_Н_А...!
Вышеописанная картина из уст в уста передается нам, потомкам.
    Мой отец призван на фронт 24х летним. А дяде Саше было 18лет.
Один живет в городе - отец, другой в селе.
Телефонов тогда ни у кого не было.

Саратов.
Отец направляется в формирующуюся часть. Вдруг видит: по другой стороне
улицы идет ШУРКА! Это чудо! Обнялись, обменялись номерами полевой почты и разъехались. Кто где окажется, один Бог знает!
Но...встретились опять чудом! Папа в 44 году понял по номеру полевой почты (военные треугольнички, хоть и редко, но адресатов достигали) что части стоят рядом.

      Передо мной - семейная реликвия, папина открыточка с фронта.
Адресована мне, 3х летней! Написана на картоне, карандашом. На обороте
изображён боец - артиллерист (как Шурка, командир тяжелой минометной батареи.)
Мелким почерком описывает отец встречу с дядей.
Как повез, сидя верхом на лошади (папа - ветеринарный врач, хирург)
посылочку из дома, поделиться с Шуркой. Вот что он пишет:

   "Шел бой, на командный пункт меня не пустили. Немец обстреливал окопы из шестиствольного миномета. Потом все утихло и папа пополз с посылкой к Шурке. Встретились, обнялись, как полагается. Потом папа говорит:
  - Ты, Шурка, пока поешь, а я понаблюдаю за немцем. -
Вот папа смотрит в прибор. У немцев - 3 сарая. Они все идут по тропинке
в средний сарай. Шурка говорит:
  - Сейчас мы их накроем! Дает по телефону команду и сарай с немцами
взлетает в воздух, горит!-

  Последняя фраза в открытке: "До свидания, моя дорогая крошка. Целую."
Больше места  в открытке нет.

       Всю войну я жила в селе у моей бабушки.
Саратов - мой родной город, бомбили так, что Волга горела.

Бабанина избёнка в одну комнатёнку, крыта соломой, имеет два маленьких окошка. Зимой я жила  на русской печке. Топили, но холодно было очень. Угол комнаты у окна, от потолка до пола покрыт инеем. На полу, здесь же, в этой комнате - новорожденный телёнок. Тускло горит керосиновая лампа. Электричества
тогда в селе не было. Помню, как провели радио, (черный картонный репродуктор) Радости было-ооо!

   Вот в такой люто - холодный день сидела бабаня у стола, в том самом углу, покрытом инеем, в платке, в телогрейке, что - то делала ...
Вдруг! Бросила всё из рук, да как застонет!
Схватила телогрейку на груди в горсть и повалилась набок на лавке:
  - С Шуркой беда! -

Да! Так и было! Почувствовало материнское сердце, что случилось за тысячи километров в далеком местечке, НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ.

Потом стало известно, что именно в это время, прямым попаданием снаряда, смертельно ранило Шурку.
Передо мной выписка из "Книги Памяти". В ней написано про капитана, 1921 года рождения, Весёлкина Александра Павловича. Начальника артиллерии
(№ полка, дивизии) Умер 5 января 44 года.
Фотография Шурки, в том самом костюме, который так и не поносил.

    В сентябре 1945 года мы с мамой возвращаемся из эвакуации.
Раннее утро. Едем на грузовике. Я проснулась, сижу в кузове трёхтонки,
закутанная в одеяло. Мне 7 лет. Ведут колонну пленных  немцев. Я сама
 поняла это! Поразилась, что они - люди! Мне они представлялись
 теми уродами, которых видела на карикатурах КУКРЫНИКСОВ.

    Началась моя взрослая жизнь в послевоенном городе. Все детство
 - в не детских трудах: стояние в очередях за продуктами, по карточкам.
В "одни руки" - по полкилограмма муки, когда привезут...
Мы, ребятишки, под клич кого - либо:
- Муку даю-ю-ю-т! - мчимся занимать очередь.

Никаких удобств в доме! Надо воду на коромысле, два  ведра, нести
 целый квартал из колонки, поднять по лестнице на второй этаж. Также
 помногу раз, туда и обратно. Вынести отработанную, помои после стирки.
Нянчила грудных сестер с 9 летнего возраста, родители работали.
Моя двухлетняя сестрёнка, приплясывая у голландки, откуда я достаю
 чугунок с едой, в восторге поет:

-  Тюп - тюп, тюпчик..!!! - Голодная, ждет суп. Много можно было
 бы вспомнить об этом времени.

     В памятные печальные дни: 9 мая, 22 июня, я рассказываю внуку
 и другим родственникам, семейные истории и легенды, показываю бережно
 сохраняемые драгоценные военные реликвии: папину открытку и выписку
 о дяде Саше, Шурке.
   
    Мой отец: Новокрещёнов Алексей Димитриевич, воевал всю войну,
дошёл до Румынии, был контужен, награждён "ОРДЕНОМ СЛАВЫ",
 "Орденом Красной звезды"  и другими орденами, множеством медалей,
в том числе, "ЗА ОТВАГУ".

    Вернулся с фронта, когда я училась в 1 классе. Всю жизнь
 проработал в Саратовском Ветеринарном институте ассистентом
 кафедры хирургии. Ушёл в мир иной в 82 года.

    Мой любимый дядя Валя - последний ветеран ВОВ в нашей семье.
Это муж моей тети Вали. Прожили вместе (оба Валентины) долгую
 семейную жизнь, более 60 лет. Саратовское телевидение сделало
 о них фильм. В ВАЛЕНТИНОВ день несколько раз показывали по
 местному каналу.
Дядя не раз рассказывал, как молитвы его матери, спасали ему
 жизнь на войне.
   
    Он был связистом и, протягивая провод, перебегал из воронки
 в воронку, используя 2х минутные перерывы между артобстрелами.

    Вот он уже наметил следующую воронку, однако замешкался,
зацепившись за какую - то проволоку сапогом. И увидел, как
 снаряд попал именно туда, куда хотел перебежать. Второй раз,
  у него из - под ног взлетела птица. Дело было весной,
молодой парень залюбовался небом и остановился, а когда
 опустил голову, то увидел мину. Птица спасла его от
 следующего шага!
   
    Третий раз! Бойцы сидели в блиндаже втроем, собираясь поесть,
  а блиндаж был низкий и неудобный. Его, более крупный товарищ,
попросил поменяться местами. Снаряд угодил  в блиндаж, сразив
 этого товарища. Дядя Валя совсем недавно, не дожив до 85 летнего
 юбилея всего 6 дней, ушел из жизни.

Уходят ветераны ...
А мы благодарить должны их за ратные подвиги, за мирную жизнь.
Вечная им память!

Заключает это  моё повествование, мой давний студенческий друг,

Артур Наумов
             http://www.stihi.ru/avtor/lemuria1 

 Мы живём потому, что Они там остались,
  в том сожженном аду безымянных высот...
  мы живём потому, что Они «не сломались»,
  на плечах, и поныне, держат каменный свод!
  Мы живём потому, что за нас «заплатили»
 тридцать семь миллионов солдатских сирот...
  мы живём потому, что Они не дожили,
  что Они не вкусили от Господних щедрот....

  Мы живём потому, что Они не считались,
  сколько стоит победа – одна, но на всех...
  потому, что Они, ради нас, возрождались,
  чтоб сгорел в Их огне человеческий грех!
  К сожалению, мы не достойны Их Славы,
  с грустью смотрят на нас легионы бойцов:
  мы клеймёным подонкам Великой Державы
 подарили победу Великих Отцов....
             



То, что Вы написали - бесценный клад!!! Надо, обязательно надо, чтобы хоть кто-нибудь хранил память о тех великих героях, что отдали жизнь за поколение, которого тогда ещё и не было.
Спасибо Вам за ваш труд!!!

Анастасия Назина