Бей.. да спасай Россию

Леонид Глуховский
  Ненависть  к еврею  -  явление  звериное,  зоологическое,  с ним  нужно
деятельно  бороться   в  интересах   скорейшего  роста  социальных   чувств,
социальной культуры.

М.Горький «О евреях»

В день, когда умер наш замечательный актер А.Абдулов,  в Интернете  появилась масса соболезнований. Люди отреагировали на это печальное событие искренним сочувствием и состраданием. Всей стране стало как-то не по себе. Мне казалось, таких как он, как Янковский, как Леонов не любить просто нельзя. Но совершенно неожиданно на одном из форумов я обнаружил слова: «Одним жидом меньше стало». Меня как кипятком обдало.  В порыве негодования  написал этому «товарищу», что, во-первых, Абдулов не еврей, а  русский; во-вторых, причем здесь русский или еврей? Он национальная гордость России.

  И тут началось! Оказалось, что мой оппонент страдает старой, как мир, неизлечимой болезнью под названием антисемитизм. Ох, он дал мне прикурить. Что только не было отпущено в мой адрес! Антиеврейские выпады  перемежались с нецензурной бранью и угрозами.  Мужик  просто на этой почве «съехал с катушек». Он ненавидел меня и всех евреев в моем лице. Признаться,  я был удивлен, ну не должно быть такого в наши дни. Мне казалось, вот-вот должно что-то произойти. Не может эта полемика быть не замечена нормальными людьми. И оказался неправ,  нормальные люди ее  не заметили. Зато заметили ненормальные, и их оказалось много-много. Что только не было ими написано, а мною прочитано. Умом двинуться можно. Вплоть до цитирования  Джордано Бруно (он чего-то вроде бы сказал).
 
    Я понял в очередной раз:  евреев ненавидят в России. Есть правда еще часть населения, относящаяся к ним… толерантно. Может быть, есть и сочувствующая прослойка населения. Но это только может быть. И меня посетила шальная мысль: а почему  наша Родина-Мать такое у себе под носом  позволяет? Или мы евреи в этой стране не ее дети? Тогда кто мы здесь? Какое место отведено нам в дружной семье народов?  Может, она нам просто Мачеха? Судя по всему, получается  именно так. Евреи для нее пасынки. Мол, как хотят так пусть и отбиваются, а мы пока посмотрим.  Хотя если подумать она и к своим родным  сыновьям бывает край как не справедлива, даже более того. Недаром, после обмена мнениями, по поводу трудностей для евреев в России,  одна умная женщина, русская по национальности, мне сказала:
-Леня, а кому здесь хорошо?
И, правда, далеко не всем.  Просто не знаешь, что тебя ждет завтра. Точнее знаешь, что завтра лучше не будет.
 
Антисемитизм – это малигнизация общественных нравов. Причем он издавна инициируется  церковью. Мол, продали  евреи Христа!!  Они нехристи!!  И все это активно вбивалось веками в сознание  людей. Разве простому мужику придет такой кошмар  в голову, сам по себе? Конечно, нет! Это долгая, кропотливая работа.

  В одном из  Интернет сайтов (neurosite. narod.ru) я прочитал статью «Отделяя плевелы от семян»  Иеромонаха Анатолия (Берестова) доктора медицинских наук, профессора, руководителя душепопечительского центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского и  Владимира Решетова, кандидата физико-математических наук, доцента. МИФИ. Обсуждая вопросы  гомеопатии, авторы себе позволяют сделать такую ремарку: «….И не случайно во времена Апостолов было жесткое запрещение лечиться у иудеев, и, видимо, запрет был сей дан не потому, что иудеи плохо лечили, а потому, что такое лечение было скорее душевредно, чем полезно»

 Значит, лечится у врача еврея «душевредно»? Что же тогда все валом  едут в клиники Израиля? Меня сначала  удивили, как такую чушь собачью можно было  написать? Потом понял – вот это и есть воинствующий антисемитизм, церковного генеза.  Неужели вы думаете, что крещение еврея изменит к нему отношение в нашем обществе? Уверен, что нет. Негативное отношение к  евреям в России прописалось давно и пустило корни в сознание людей. И роль церкви, на мой взгляд, здесь не малая.
 
    А вот противоположный пример.  Папа, Иоанн Павел II, признал антисемитизм одним из грехов,  и покаялся от имени церкви. Покаялся за преследование евреев, за крестовые походы, за темные дела инквизиции, за разрушение крестоносцами  Константинополя, за бездействия на бесчинства фашистов, за отношение к рабству. Вот это поступок великого человека и достойный пример для подражания.  Я  с благовением отношусь к нему. Он, кстати говоря, первый признал государство Израиль. До этого для многих (в том числе и для католической церкви) эта страна было просто Палестина. Кстати, есть фотография, на которой Иоанн Павел II молится у Стены плача в Израиле. Можно ли было об этом когда-то подумать?

Мои родственники проживают  в Канаде, куда они иммигрировали давным–давно из Латвии. Когда-то  между нами завелась переписка, правда довольно вялая. На мой вопрос  где, в какой стране лучше всего еврею жить, мой родственник ответил так:
- Дорогой Леня. Везде полно антисемитизма, везде. Кстати говоря, и в Канаде.  Только в Израиле (он  написал в Фатерланд) ты будешь чувствовать себя свободным от пристрастного отношения.

Мне же тогда в это все-равно не верилось. Ну не хотелось, что бы это было именно так. Все-таки долгие годы я жил в России. Друзья русские, книги русские, да и вообще вокруг меня все русское. Короче русский менталитет. Природа. Хобби, связанные с местом проживания.  Столько вокруг всего милого моему сердцу. Живи себе и радуйся жизни. Вот поэтому  жил, и не брал в голову разные «мелочи». Точнее, старался не замечать и не брать в голову.
 
А тут в 1976 году мой друг Борис Магнер со своей женой (Лена русская) уезжают в Израиль. Довольно напряженное событие в те годы. Перед самым отъездом  я  у него наивно  спрашиваю:
- Ну, как же ты не боишься ехать? Там же капитализм, придется работать  на хозяина. Что ему в голову взбредет?  В СССР ты под защитой государства, профсоюза!
Борис  так странно смотрел на меня…секунд 20…, а потом начал смеяться. Смеялся  истерично, со слезами. Лицо покраснело, покрылось потом. Он извинялся и опять корчился от смеха.
-Леня, ты не обижайся, но просто не смог удержаться. Это все так неожиданно. Я по началу думал, что ты прикалываешься. Потом когда понял, что ты серьезно. Прости, пожалуйста.  Недавно мне прислал письмо Фима из Израиля, а он работает там врачом. Пишет, что в отпуске поехал с женой и детьми на Красное море. И вот они жили в хорошем отеле и две  недели себе ни в чем не отказывали. Я подумал, что это  такое  по нашей жизни «себе ни в чем не отказывать»?  Пришел к такому скромному выводу, что это попить пива с воблой или вяленным лещом, покурить  сигареты с фильтром (в этот момент мы курили «Приму»), ну искупаться в море…Все! Больше на мой совковый ум ничего и не шло…. Нет, Леня, оставайся ты здесь сам, а мы с Леной поедем.
 
И они уехали в Израиль. Родители Лены просто с ума сходили и стеснялись этого факта. Скрывали от соседей происшедшее. Сами они проживали  в 3 комнатной квартире в «многоэтажке» и было у них еще  ветхое жилье в Отрожке (Бабушка Лены там была прописана). Через 3-4 года Лена и Борис приехали проведать родню в Воронеж. И  их поселили в этот самый ветхий домик, так как родственники жены стеснялись их приезда из Израиля. Жили они в этой избушке на курьих ножках две недели, и так натерпелись неудобств, что Борька  сказал, что больше он ни ногой к этим родственникам. Лена тоже была край как обижена на родителей.

А Борис то,  в свое время, хорошо устроился в Израиле. Работал врачом в приличной клинике, были хорошие жилищные условия. Очень жаль, что  Борис довольно рано умер. Я с его женой разговаривал по телефону, когда был у своих родственников в Израиле, Лена в Россию не хочет. Живет с дочерью и зятем. Счастлива.
И я стал вспоминать свою прошлую жизнь. Вспоминать то, что было просто вытеснено из моего сознания.  Про то, что я совсем как-то и забыл.
Много лет  назад, когда я еще учился 9 или 10 классе, у всех на слуху был «сионизм». Что такое сионизм? Это возвращение евреев на свою историческую родину - Израиль. Теперь это понятно  каждому. А тогда это  ассоциировалось с нападением  «израильских ястребов» на самых близких друзей нашей страны арабов. Оказывается, Израиль напал на все окружающие его арабские страны (Сирию, Египет, Иорданию и.т.д) и победил эту армаду!!.  Весь Советский Союз следил за судьбой арабских стран и крепко переживал. Никто и задуматься не хотел, как это Израиль решил напасать на все окружающие ее страны и вести войну на несколько фронтов. Действительно, какой агрессор!!! .  Народ был настроено на конкретное сочувствие пострадавшим от сионистов. И длилась такая напряженная обстановка длительное время.

А тут сионистскими организациями  США и  Израиля организуется помощь евреям  во всем мире. Наш родственник дал адрес моей бабушки…. и однажды она получает по почте  кучу всякого добра. Это  крупы, консервы, сладости. Потом, разная одежда: плащи, теплые куртки, костюмы, нижнее белье, шерстяные свитера….Короче, до фига. Досталось добра всем моим дядькам, теткам, бабкам и «дедкам». Мы все были приятно удивлены и необычайно рады. Купить такое было негде, да и не на что. Где-то неделю у всех было радостное, приподнятое  настроение. Но как в той песне поется «недолго музыка играла, недолго фраер танцевал»

 В один из вечеров мой папа стал читать «центральную» газету, (чуть ли не «Правду»), где один генерал, еврей по национальности, громил тех, кто прислал все это нам в СССР. Мол, это издевательство над евреями, живущими в единой семье советских народов. Нам эти подачки ни к чему. У нас всего и так полно.
 
Отец просто озверел. Рвал и метал.  Какое вранье и  цинизм. Кому же стало хуже оттого, что все это прислали?  Мы хором соглашались и я, в том числе. Долго по этому поводу возмущались все мои родственники. Настроение было такое боевое.
И вот как-то  сидим  на лавочке около дома и дети и взрослые. И одна крикливая соседка, с «сельским» прошлым, с вызовом говорит моей матери:

-Ну что, небось, вам тоже подачки прислали? Ты газету читала?
Мать безмолвствовала. И тут «Остапа понесло», в смысле понесло меня. Я  выдал все, что обо всем думаю сам, и что сказал мой Папа. Мать побелела как полотно. Я получил оплеуху и был загнан домой под улюканье соседей. Дома была прочитана мораль отцом, и последовало строгое  наказание. За что? Я же прав!! Это несправедливо!!

  Но я закрыл «роток на замок», и даже забыл на долгое время обо всем. Происшедшее было вытеснено из сознания. И только недавно опять вспомнил тот  жизненный урок.  Хотя если честно, мне никогда не давали забыть, что я еврей. Бывало всякое. В моем лице мало семитских черт, и поэтому  наслушался всякого. Да друзья и  знакомые  позволяли себе:
-Нет, Ленька. Никакой ты не еврей. Ты хороший парень. Ты наш.
Они считали, что это комплимент. Я, по их мнению, исключение из правил. Евреи плохие, а я же  хороший. Как  такое можно говорить, ума не приложу?
 
В России слово еврей стало нарицательным. А почему? Кому-то  это выгодно? Может быть.  Наша страна, определенно  – место весьма сомнительного отношения к  евреям. Достаточно одной спички, что бы возник антисемитский пожар, и люди строем пошли  «спасать Россию».
Как-то среди своих знакомых я рассказывал про путешествие по Израилю. Сидевшие  за столом, были люди мне хорошо знакомы, с некоторыми из них я был довольно  близок. Я рассказывал про Стену плача, про гробницу царя  Давида, про христианские святыни. Описывал о невероятном впечатлении  от  Храма  Гроба Господня. Кстати, мною были проведены фото и видеосъемки в самой кувуклии, на Галгофе (кто бы у нас разрешил такое сделать?) Поделился тем, как  мы с женою отдыхали на Мертвом  и  Красном морях, рассказывал  о людях живущих в этой стране, об их нравах, о жизни моих родственников и знакомых.  И вдруг, неожиданно, один  бывший военный сказал с пьяным раздражением:
- Лень. Ну, если так там хорошо, то уезжай туда. Что ты здесь живешь? Что тебя здесь держит?
Я просто опешил. Ведь мы с ним  были  в довольно неплохих отношениях.
- А, собственно говоря, почему я должен уезжать?  Мне и дома хорошо.
 
Нависла тревожная атмосфера, всем стало неуютно.  Весь вечер был скомкан. Уже потом мне пришла в голову мысль, ну неужели этому бывшему вояке, алкоголику по жизни, будет лучше, если я уеду? И понял, да ему будет лучше. Он сам не знает почему, но будет лучше. В том то весь фокус.  И вообще, «что у пьяного на языке, то у трезвого в голове». С тех пор этот бывший вояка с этаноловыми замашками  – пустое место в моей жизни.

А потом я прочитал книгу А.И.Солженицына «200 лет вместе». Явно  книга вынашивалась не один год. Вложил Александр Исаевич  в нее душу. Меня, его антиеврейская  позиция застала  врасплох. Это было так неожиданно. Во как задело человека - книгу написал. Он так же не приемлет евреев как коммунистов. Я то им раньше зачитывался и восхищался. А тут на тебе.

 У Губермана есть такие строки:
-Царь колокол ломатый поломатый
 Царь пушка не стреляет мать ети.
 И ясно, что евреи виноваты,
 Осталось только рукопись  найти.

Вот  и нашлась рукопись. Из нее следует,  что во всех бедах на Руси виновны, кто? Правильно, они самые. Евреи!!  Вот она историческая истина. Ведь даже «неразумные» хазары, которым «отмстил» князь Олег были евреями.  А уже  в пьянстве всенародном,  в революциях  и в голодоморе  виноваты они на все 100 %. 

Но, Солженицын в этом плане, далеко не первый. «Специалисты» по «еврейскому» вопросу не переводились с библейских времен. Были «покруче», чем Александр Исаевич.  Просто он как-то неожиданно высунулся с книгой  «200 лет вместе» под мышкой. После выхода этого антисемитского произведения  мне некоторые с вызовом говорили:
-Читал?
-Прочел.
И оттого, что всю эту гадость написал Солженицын, мне на душе становится еще горше, прости его Господи. Хотя, в конце-концов, он ведь  не Иоанн Павел II. Так, что переживем. Не в первый раз. Антисемит он и в Африке антисемит.

 Мои бабушка и дедушка, по линии матери,  проживали в одном из пригородов Воронежа в Отрожке. Дед Григорий Григорьевич Цырлов, среднего роста, седовласый, коротко подстриженный,  а частенько совсем даже  на лысо. Ходил неизменно с трубкой в зубах. Курил махорочный табак, иногда «козью ножку». Курил, большей частью, не в себя. Просто задерживал дым во рту. Когда засек своего 13 летнего сына за этим занятием (моего дядю Яшу), то сказал ему:
 -Не прячься, раз куришь, то кури в открытую.
Зимними вечерами я учился крутить «козью ножку» под его контролем и мне это занятие ужасно нравилось. Не все удавалось, как хотелось бы, но я не отчаивался. В доме было много  пластинок и старенький проигрыватель. До сих пор я помню «Мишка, Мишка, где твоя улыбка?». Когда он ее заводил бабушка с удовольствием негромко подпевала.  Летом носил соломенную шляпу. У деда был удивительно добрый характер. Окружающие к нему относились с симпатией. Одно было слабое место у деда -  не мог сколотить «капитал». Финансы улетали из его рук. Когда я себя уже помню, дед был на пенсии. Всю сознательную жизнь работал  где-то на железной дороге. В молодости был бригадмильцем (дружинником) и этим очень гордился. Хотя какой из него дружинник?  Мы дети были от него без ума. Дед держал дома птиц. Помещал их в клетках на подоконниках. Я до сих пор помню утреннее щебетание  и бой настенных часов.  По весне этих самых птиц выпускали на пасху. Любил ловить рыбу. Брал на рыбалку и меня, хотя теперь я понимаю, что был он рыбак не сильный. Зато сколько было у него радости от пойманной рыбы.  Славное место Отрожка. Река Воронеже в 500 метрах от дома. Сосновые посадки, походы за грибами. Два железнодорожных моста нависающих над извилистыми поворотами реки.  Заливные луга, лесистые острова и конечно маленькая речка Инютинка, по которой мы плавали на лодке и ловили рыбу. А один раз на одном из островов собирали ландыши. Большой песчаный пляж, купальня, высоченная вышка для прыжков в воду. Выдавались лодки на прокат. И конечно горячий, горячий летний песок под ногами. Колючки в этом песке!! Ужас какие!!

Бабушка Евгения Яковлевна Цырлова, в девичестве Орлович, была невысокого роста и довольно полная, но подвижная. Бабушка как бабушка. Когда же потом посмотрел на ее фотографию в молодом возрасте, то был удивлен ее красивой внешностью. Черты лица такие утонченные, хрупкого телосложения с изящными тонкими руками.

Бабушка была антипод деда. Егоза, в постоянном поиске заработка. Всю жизнь делала какие-то кулечки и продавала их на базаре, работала сторожем. Короче вся в делах. Деда она всегда поругивала. Нас внуков любила и, по-своему, баловала. С ней всегда было связано много смешного, причем всю ее жизнь. Когда она была уже в возрасте,  то приходила к нам в гости на пол дня, а то и до вечера. Обычно что-то вязала. И мать что бы «бабушке было чем заняться»,  распускала ею же связанное и подсовывала снова. Может, бабушка и замечала, но помалкивала.

  Она могла прийти утром, когда наша семья завтракала, сесть за стол, вынуть из сумки принесенные продукты и начать их есть. Отец с ума сходил от этого!!
- Мам, ну как тебе не стыдно? Неужели у нас нечего пожевать?
Она в ответ:
- А что здесь такого?

 Вот такая была бабуська. Проживали дедушка и бабушка  в 5 этажном кирпичном доме на 1 этаже в коммунальной однокомнатной квартире с 2 соседями. На расстоянии 10-15 метров от их подъезда  стоял ряд сарайчиков и водном из них  водились куры, которые периодически приносили яйца. И мы  были от этого в диком восторге.  Вообще Отрожка в те годы - любимое место отдыха всех воронежцев, в том числе моих родителей и близких родственников.

  Сколько народу набивалось на субботу и воскресенье в однокомнатную квартиру. Я с трепетом и теплом  вспоминаю летние дни, проведенные в Отрожке. Да там было хорошо и зимой. Катание на санках и лыжах с крутого берега, игра в хоккей…. Есть что вспомнить..

Только вот был один момент, портивший мне жизнь.  Проживал в соседнем по дому подъезде мужчина  лет 30-35 по фамилии Подвигин. Лицо его не помню, а вот  фамилия врезалась в память на всю жизнь. Не было случая, что бы он не преминул мне сказать что-нибудь  вроде «жид», «еврейчик». Ну, просто изводил меня каждый раз при встрече. И это явно доставляло ему удовольствие.  Я плакал, жаловался бабушке, деду. Помню, бабушка даже выясняла с ним отношения, но все впустую. Этот дурак, просто забавлялся складывающейся  ситуацией. Однажды мне дед говорит:
-Если он будет тебе говорить «жид», то ты ему ответь: «Да я жид. Полезай ко мне в жопу там золото лежит»

Однажды к вечеру я проходил мимо группы соседей вышедших на посиделки. Шел с друзьями. Уже при подходе к дому почувствовал холодок на спине. «Хоть бы с ним не встретиться» подумалось мне.  Как бы не так. Подвигин увидел меня  издалека,  и переместился поближе к дорожке, по которой мне пришлось идти. Он жаждал встречи. За 2-3 метра до беседки, в которой все сидели, он повернулся ко мне и так ядовито спросил:
- Ну что, жиденок, идешь?

Но я был вооружен до зубов дедовым советом. Звонко на весь двор выдал то, чему меня он учил.  Стоящие рядом мужики прыснули от смеха.  Сначала Подвигин остолбенел. Потом  кинулся за мною. Я пулей влетел в подъезд, потом в нашу квартиру. Что было дальше, хоть убейте - не могу вспомнить. Что-то произошло такое, что изменило ситуацию и его преследования прекратились. Вот только я все время думаю, что каким надо быть человеком, что бы целенаправленно дразнить ребенка? Он ведь частенько доводил меня до слез. А  у него самого было двое детей. Мне часто снилось ночью, что я его убиваю.

Много лет я жил в Воронеже в доме  на «переулке трех несчастий»: военкомат, тюрьма и больница.  Тогда это место называлось Заставой. Дом в народе прозвали «дом специалистов». Проживали там преимущественно работники ЮВЖД. Хотя конечно и других  было достаточно. Жили там мы,  наверное, лет 9-10. Детские годы врезались в мою память крепко.  Были запоминающиеся личности моего детства, лидеры нашего двора. Они рано начали курить и выпивать. Были первыми драчунами.  Мне тогда это казалось большим достоинством и проявлением силы. Потом все они исчезли из моего поля зрения в связи с переменой места жительства. Прошло лет 30. Зашел во двор. В принципе, силуэты дома узнаваемы, хотя конечно многое изменилось. Остались деревья, по которым с друзьями детства  лазил с одного на другое. Ни одного  знакомого лица так  и не нашел. Заходил во двор потом еще несколько раз, но тщетно.
 
 В очередной раз,  проходя мимо моего дома,  увидел знакомое лицо. Очкасов!! Поджарый, высокого роста, такой еще  не старый, с усами на уставшем лице. Я его окликнул. Он меня сразу и не узнал. Когда же я представился, то вспомнил. Но разговора не получалось.  На мой вопрос, о наших общих детских знакомых ответил:
-Да нет уже никого в живых. Они все спились и умерли. Один-два человека живы, но серьезно больны.

Мне стало не по себе. Лихие были они ребята, настоящие лидеры. А потом подумал, что это, наверное, участь всех скороспелок.  Лидерство себя успешно может реализовать  лишь   в зрелые годы.  И тем более, трудно быть «впереди планеты всей» с  дурным поведением, и  с такими  вредными привычками.
 
 С Очкасовым  мы расстались быстро и без особого желания встретиться еще раз. Все время пока с ним говорил меня  терзала  мысль, а на кого же он все-таки похож? И я вспомнил. Да  на своего отца.  За нашим домом находилась огороженная территория детского садика. После 6-7 часов вечера все ребята нашего двора там собирались для игр. Это было любимое наше место для времяпровождения. И почему-то старший Очкасов частенько приходил туда и всем давал разгон. Мы дети, видите ли, не так себя вели. А что мы тогда могли делать не так, просто не знаю. Он был такой высокий, одутловатый с амимичным лицом. На ходу курил сигареты типа «Примы» И всегда  «проходился» по моей национальности, хоть ты его убей. Ну, просто не мог мимо пройти. К тому же, этот старый дурак,  на меня натравливал своих сыновей, более старших по возрасту. Те же, при выяснении отношений, использовали то,  чему учил их папаня. Это была их козырная карта.

Вот еще одна зарисовка из моей жизни. У меня есть замечательный троюродный брат.  Странно даже: троюродный по крови, а люблю я его как родного. Познакомились мы с ним давно-давно, когда я, будучи ребенком, отдыхал в пионерском лагере. Он в это время поступал в технологический институт и как-то с моими родителями приехал меня проведать. Там мы  с ним и познакомились,  а уже позже крепко подружились. Есть у него и родня сестра (она живет сейчас в Минске).

Живет брат  в Жлобине. Этот белорусский город знаменит своим металлургическим заводом и фабрикой искусственного меха - БЕЛФА. Конечно, там обалденная  природа. Днепр, леса…Люди  там контактные, дружелюбные  Короче, замечательное место для жизни. Жена брата педагог по образованию. Умная, с виду такая строгая женщина. На самом деле,  веселая и доступная в общении. Замечательный кулинар, в чем мы неоднократно убеждались. У них  две дочери, мои любимые племянницы. Красивые  и умные девчонки. Но я особенно люблю младшую, более близкую мне по духу (да простят меня все).Так вот, мой брат в юности учился в Воронеже в технологическом  институте и частенько бывал в нашем доме.
 
Все мои родственники и знакомые ужасно его любят. Мои мать и отец (покойник) всегда были от него без ума и частенько ставили в пример. Да и вообще их семья  всегда для нас была чем-то таким, к чему надо было стремиться. Мать брата (моя двоюродная тетка) была чистокровная еврейка. Рано осталось сиротой. Ох, и досталось ей по жизни. Бабушка моя по отцовской линии принимала активное участие в ее судьбе, отсюда и теплые отношения между нами. Работала тетя всю жизнь учителем и  была удивительно доброй, интеллигентной женщиной.  Имя ее в нашем доме  произносилось с уважением и почтением. Ее муж (отец брата)  был русский по национальности. По образованию  педагог, работал  администратором в школе. Это был красавец мужик, великан. Он невероятно трудно переносил впоследствии смерть жены. Родственный, контактный, хотя и «твердый» коммунист.

 Его мать родилась среди евреев, и  мне частенько напоминали:
- Не вздумай что-нибудь ляпнуть в их присутствии на идиш (а я был в то время горазд на такое). Они все поймут,  и ты останешься в дураках.
Это было очень даже необычно для меня. Русские, понимающие идиш – это нечто.
 
Жлобин манил меня с детства. И однажды на зимних каникулах мы с братом туда приехали. Жили почти две недели. Это одни из самых лучших моментов моей жизни. Я до сих пор в восторге от тех далеких дней. После этого я понял:  интеллигенция - это семья моего брата. И поверьте, там не было ни «еврейского», ни «русского»  вопросов. Люди жили домашними заботами, работой, детьми. В доме царили любовь и уважение. Я приехал в Воронеж  под огромным впечатлением. И многое пересмотрел в своей жизни.

Окончив институт, брат уехал в Белоруссию, и мы не виделись  лет двадцать (вот так получились). А потом судьба опять нас соединила,  и практически каждый свой отпуск я стараюсь провести у него. Брат,  конечно, человек уникальный. Он музыкален. У него удивительный голос, позволяющий импровизировать в рамках произведения. Широкий голосовой диапазон.  Сам пишет  стихи и музыку. Хотя он человек добрый по натуре, не злобливый,  но может сказать твердо «нет», если это требуется. Увлеченная натура. Хорошо играет в бильярд. Замечательный грибник. Занимается рыбалкой и быстро в ней все постигает. Для меня он до сих пор по- настоящему старший брат. Отдых и встречи с ним продлевают мне жизнь.

 Однажды мы поехали на   кладбище, где похоронены его родители. Когда я вошел туда, то был просто удивлен размерами погоста. Оказывается, это  старинное еврейское кладбище. Там стоят вековые памятники. Я спросил у брата, сколько же сейчас евреев проживает в Жлобине? Он мне сказал, что несколько семей.
- Как несколько семей? А где же остальные?
- Или умерли или уехали.
Оказывается, в Жлобине было когда-то много евреев, а  осталось от них только большое кладбище….. Я был просто потрясен и раздавлен.

 
И еще одна ремарка.  Когда я  побывал в Израиле, то увидел своими глазами то, что могут создать евреи на месте пустынь и болот. Ведь им изначально продавали в Палестине в собственность, за огромные деньги,  самые «гиблые» места. Там от одних  болезней погибла «уйма» народу. Это уже потом возродилась страна- сказка Израиль, вдруг ставшая нужной всем, «кому ни поподя».

 Спрашивается, почему же  евреи не могли обустроить  Россию, в рамках «дружной семьи советских  народов» за эти 200 лет? Ума не приложу. Ведь в свое время евреи занимали много важных государственных постов. Их много в Российской культуре и науке. Почему же все не так как хотелось бы? Вот пример. Кибуцы в Израиле процветают, а в России колхозы развалились. А ведь по замыслу своему, по принципам работы, это же одно и тоже.   Слово «колхоз» у нас  вообще стало нарицательным. Кто мешает нормальным процессам в обществе? Почему «все получается через ж…», или вообще не получается? Ответа на этот вопрос до сих пор я так и не нашел.
 
Недавно подойдя к своему гаражу,  уткнулся взглядом в нарисованную на стене звезду Давида. Спрашивается, ну кому это было надо рисовать? Моя жена была этим фактом сражена. Допустимо ли такое  в демократическом обществе? В обществе стремящемся  создавать и сохранять свои и общечеловеческие ценности? Думаю, что нет. Хотя по жизни получается, что очень даже допустимо. Интересно, что  кто-то антисемитизм инициирует и продвигает.  Сколько умных, любящих Россию людей покинули ее пределы.

Только в  Израиль иммигрировало  из бывшего СССР 1,12 млн. человек, а в  США  более 400 тыс. человек. И ведь процветают там евреи, и страны эти процветают. В чем же дело?   Кстати, как называются евреи, оставшиеся в России? «России верные жиды», вот как. И если все так и будет продолжаться, то и эти уедут.  А вот те, кто вели  войну с евреями, скучать не будут. Они, не задумываясь, перейдут на «кавказцев», потом на «хохлов». Достанется «прибалтам», неграм, «узкоглазым» и.т. д. Нельзя исключить, что дальше могут пострадать те слои нашего общества, которые не подходят под их «линейку». Кто знает, может  ими окажутся граждане,  рост которых меньше 180 см? Почему нет?

  Но, нельзя заблуждаться в отношении Израиля, мол, все там ОК.  Во время  отдыха в Элате мы с женой познакомились  с одной немолодой парой. Они иммигрировали  из  Киева. Муж еврей,  жена русская. При разговоре выяснилось, что у них здесь тоже свои проблемы. Женщина с грустью сказала:
- На Украине я была «жидовка», так как муж еврей. А здесь я «гойка», потому  что не еврейка (со всеми вытекающими сложностями).
Чтобы стать полноценной еврейкой и иметь соответствующие привилегии, ей русской нужно пройти гиюр. Это религиозный обрядовый комплекс, длящийся не один месяц.  На такой обременительный шаг она не решается и ее можно понять. Как выяснилось позднее, на продвижение по службе и на многое другое, больше могут рассчитывать родившиеся от матери еврейки (от обоих родителей евреев) или верующие иудеи (любого происхождения, хоть чернокожие)
 
В своей  книге «Даниель Штайн – переводчик», Л. Улицкая говорит, что не должно быть в здоровом обществе «еврейского вопроса».  Не должно!! Его в природе просто не существует. Он надуман. Постыдное дело оставаться антисемитом и нагнетать эту «дурь» в общественное сознание.  Лучше от этого мир вокруг не станет, да  и Россию этим не спасешь. Горько на душе. Ведь и без антисемитизма столько всякого негатива в этой жизни. А как хочется пожить по-человечески, не оглядываясь на всякие мерзости. Наверное, каждый человек этого заслужил и в полной мере. Евреи заслужили этого  в России, как и россияне нормальной жизни за рубежом.

PS Вот, что я нашел в Интернете во время споров с оппонентами по поводу смерти великого А. Абдулова:

"Евреи всегда поднимали Россию из праха, развивали её культуру, кино, искусство, литературу (ни говоря про науку, медицину и т.д.) Этот список свидетельство этому:
Миронов(Менакер) Андрей Александрович, Утесов (Вайсбейн) Леонид Осипович, Левитан Исаак Ильич, Жванецкий Михаил Михайлович, Мандельштам Осип Эмильевич, Бродский Иосиф Александрович, Ильф (Файнзильберг) Илья Арнольдович, Броневой Леонид Сергеевич, Виторган Эммануил Гедионович, Семенов (Ляндрес) Юлиан Семенович, Стругацкий Аркадий Натанович Стругацкий Борис Натанович , Рязанов Эльдар Александрович, Вайнер Аркадий Александрович , Вайнер Георгий Александрович, Ширвиндт Александр Анатольевич , Этуш Владимир Абрамович, Райкин Аркадий Исаакович , Арлазоров Ян Майорович, Новикова (Герцер) Клара Борисовна Астрахан Дмитрий Хананович, Балтер Алла Давидовна, Белявский Александр Борисович , Березин Ефим Иосифович , Быков Роланд Анатольевич (Антонович), Быстрицкая Элина Авраамовна, Васильева (Ицыкович) Татьяна Григорьевна, Верник Игорь Эмильевич, Весник Евгений Яковлевич , Винокур Владимир Натанович, Воробей (Либенбаум) Елена, Высоковский Зиновий Моисеевич, Гафт Валентин Иосифович , Волчек Галина Борисовна, Герман Алексей Алексеевич, Герман Алексей Юрьевич, Гердт Зиновий Ефимович, Голуб (Гленда) Марина , Гусман Юлий Соломонович , Грушевский Михаил, Долинский Владимир Абрамович, Досталь Владимир Николаевич, Захаров Марк Анатольевич, Захарова Александра Марковна, Зельдин Владимир Михайлович , Калягин Александр Александрович, Каневский Леонид Семенович, Кармен Роман Лазаревич , Карцев (Кац) Роман Аншелевич, Кваша Игорь Владимирович, Козаков Кирилл Михайлович, Козаков Михаил Михайлович, Копелян Ефим Захарович, Костолевский Игорь Матвеевич, Крамаров Савелий, Левитан Юрий Борисович , Лиознова Татьяна Михайловна , Лунгин Павел Семенович , Макарский Антон, Менакер Александр Семенович , Митта (Рабинович) Александр Наумович , Михоэлс (Вовси) Соломон (Шломо) Михайлович, Никулин Валентин Юрьевич, Пельтцер Татьяна Ивановна, Плучек Валентин Николаевич , Равикович Анатолий Юрьевич, Райкин Константин Аркадьевич, Райхельгауз Иосиф Леонидович , Раневская Фаина Георгиевна , Раппопорт Ксения, Розовский Марк Григорьевич , Ромм Михаил Ильич , Ронинсон Готлиб Михайлович, Роом Абрам Матвеевич, Роднянский Александр Ефимович, Рудинштейн Марк Григорьевич , Рутберг Илья Григорьевич , Рутберг Юлия Ильинична, Садальский Станислав, Самойлова Татьяна Евгеньевна, Смехов Вениамин Борисович, Смехова Алика Вениаминовна, Смолкин Борис Григорьевич , Соловей Елена Яковлевна, Сичкин Борис Михайлович, Тодоровский Валерий Петрович, Тодоровский Петр Ефимович , Учитель Алексей Ефимович , Учитель Ефим Юльевич, Фандера Оксана, Фарада (Фердман) Семен Львович, Филимонов Олег,  Хабенский Константин, Хазанов Геннадий Викторович, Чухрай Григорий Наумович, Чухрай Павел Григорьевич, Шац Михаил, Швейцер Михаил , Шифрин Ефим Залманович , Эфрос Анатолий Васильевич , Юнгвальд-Хилькевич Георгий Эмильевич, Юрский Сергей Юрьевич , Ярмольник Леонид Исаакович , Башмет Юрий Абрамович , Бернес (Нейман) Марк Наумович , Блантер Матвей Исаакович, Варум Анжелика (Мария Юрьевна, Агутин Леонид Николаевич, Газманов Олег Михайлович, Слуцкая Ирина Эдуардовна, Авербах Илья Александрович, Каспаров (Вайнштейн) Гарри Кимович, Таль Михаил Нехемьевич, Апексимова Ирина Викторовна, Долина Лариса Александровна, Дунаевский Исаак Осипович , Дунаевский Максим Исаакович, Жасмин (Сара Семиндуева), Клявер Денис Ильич(Чай вдвоем), Клявер(Олейников)Илья, Кобзон Иосиф Давидович , Кристалинская Майя Владимировна, Макаревич Андрей Вадимович, Милявская Лолита, Хиль Эдуард Анатольевич , Фельцман Оскар Борисович , Цекало Александр Евгеньевич, Шаинский Владимир Яковлевич , Шуфутинский Михаил Захарович, Григорий Горин, Александр Розенбаум, Борис Берман, Мессерер Асаф Михайлович , Мессерер Суламифь Михайловна, Плисецкая Майя Михайловна, Плисецкий Азарий Михайлович , Галич (Гинзбург) Александр Аркадьевич, Рошаль Леонид Михайлович, Боровик Артем Генрихович, Боровик Генрих Авиэзерович , Ворошилов Владимир Яковлевич, Ганапольский (Марголис) Матвей Юрьевич, Гордон Александр Гарриевич, Гусман Михаил Соломонович, Дубовицкая Регина, Млечин Леонид Михайлович , Познер Владимир Владимирович , Якубович Леонид Аркадьевич, Шаинский Владимир Яковлевич , Гвердцители Тамара Михайловна , Гнесин Михаил Фабианович , Гнесина Елена Фабиановна, Долина Лариса Александровна, Азимов Айзек, Акунин Борис (Чхартишвили Григорий Шалвович), Альтов Семен Теодорович, Арбатова Мария Ивановна, Арканов (Штейнбок) Аркадий Михайлович , Инин (Гуревич) Аркадий , Кассиль Лев Абрамович, Маршак Самуил Яковлевич, Пастернак Борис Леонидович, Ромм Михаил Наумович, Рощин (Гибельман) Михаил Михайлович , Рубальская Лариса Алексеевна, Рыбаков Анатолий Наумович , Хайт Аркадий Иосифович, Эренбург Илья Григорьевич, Антокольский Марк Матвеевич, Бардин Гарри Яковлевич, Ефимов (Фридлянд) Борис Ефимович , Неизвестный Эрнст Иосифович, Норштейн Юрий Борисович , Шагал Марк Захарович, Юдашкин Валентин Абрамович, Алферов Жорес Иванович , Ландау Лев Давидович , Иоффе Абрам Федорович, Иоффе Владимир Ильич , Гинзбург Виталий Лазаревич , А. Я. Таиров (Корнблит), Алексей Каплер, Вениамин Каверин (Зильбер), Маргарита Алигер, Лев Озеров (Гольдберг), Абрамович Роман Аркадьевич, Березовский Борис Абрамович, Вайншток Семен Михайлович, Вексельберг Виктор Феликсович, Патаркацишвили Бадри Шалвович, Ходорковский Михаил Борисович, Айзеншпис Юрий Шмильевич,  Политковскя…..»
Ну что тут еще  добавить?

14.12.2010