Back in USSR. Эффект присутствия

Генадий Леонов
            Речь пойдет о событиях советского периода, но по сути своей не носящих советский характер. Как сказали бы в то время «о нетипичных и чуждых нашему обществу явлениях».

            Событие первое. Конструкторско-изобретательное

            Поздняя бакинская осень. Возвращаюсь как-то домой после визита в главк. Время около 15 часов, на завод возвращаться не было никакого резона. Законный обеденный перерыв был потрачен на дорогу с завода. Если забежать домой, перекусить и махнуть обратно, то аккурат к концу рабочего дня и подъеду. Какой смысл? Потому иду неспешной походкой с чувством исполненного долга перед заводом на текущий день.

            На углу улиц им. Узеира Гаджибекова и лейтенанта Шмидта, возле бывшего особняка братьев Скобелевых сталкиваюсь с Левой. Фамилию не называю, потому как и не помню ее сейчас наверняка, старею видимо…  Работал Лева в конструкторском институте АзИНМАШ, с которым наш завод тесно сотрудничал, и встретить его в разгар рабочего дня было как-то необычно. А что еще было странным, Лева был легко одет по довольно прохладной осенней погоде.

            На замечание, что этак можно и простудиться Лева поведал мне свой маленький секрет. Оказывается, он давно сорвался с работы, уже успел отвести дочку в музыкальную школу, вернуться домой и пообедать. И как раз сейчас занятия в музшколе заканчиваются. Отведет он ее домой и быстренько на метро на работу. Институт, в отличие от нашего завода, был гораздо ближе и буквально в 15 метрах от выхода метро. А плащ и шляпу Лева оставил на работе для обеспечения эффекта присутствия. Раз они на месте, а Левы нет, значит, отлучился ненадолго в другой отдел…


            Событие второе. Пропагандистко-неудачное

            В отличие от АзИНМАШа завод, где я начал трудиться, находился по бакинским понятиям в тьмутаракани, в пригородном поселке Сабунчи. Упоминание о Сабунчах и необходимость ездить туда каждый день приводили знакомых в тихий ужас. Как ни странно, поездки живущих в Сабунчах и других поселках в город считались обычным явлением. А студенческие десанты были просто неизбежны, ибо все институты находились в городе. Но ездить из города туда на работу считалось добровольной ссылкой. Этаким мазохизмом. Правда это слово в то время было практически неизвестно и потому к моим поездкам не применялось. Со временем, с прокладкой метро дорожная ситуация значительно улучшилась. Но в семидесятые годы…

            К чему я все это? Да все к той же упомянутой пропаганде, политической. В центре города, на улице имени товарища Мясникова находилось республиканское общество «Знание», где, кажется, по четвергам, проводились занятия с политпропагандистами. Сами политзанятия на занятия по установленному партией регламенту проводились по вторникам. Среда – был днем партсобраний, понедельник – день парткомиссии в самом райкоме, по пятницам проводились так называемые «ленинские пятницы» - встречи руководителей партии и республики с трудящимися непосредственно на местах. Вот и получается (если чего не напутал), что именно по четвергам вызывались пропагандисты на инструктаж. Иногда инструктаж проводился и в Доме политпросвещения, на Площади Молодежи.

            До моего появления на заводе за всех пропагандистов отдувался Станислав Коромыслов. Но с моим появлением он воспрял духом и спихнул эту почетную миссию на меня. Понять его можно легко: ехать из Сабунчей в город, а потом вечером домой в Амираджаны - удовольствие небольшое. Мне же возвращаться не было необходимости. И окончание инструктажа практически совпадало со временем моего обычного возвращения домой.

            Первая моя поездка была неудачной. Выехал я с завода задолго до окончания рабочего дня, но все равно попал на инструктаж с опозданием, и меня с пакетом полученных у регистратора методических материалов направили в большой лекционный зал на втором этаже. Где и пришлось выслушивать долгую лекцию…

 
            Событие третье. Пропагандистко-удачное

            Ровно через две недели (политзанятия проходили два раза в месяц) приходит очередная телефонограмма-вызов из райкома на очередной инструктаж. Теперь, уже знакомый с обстановкой, я выезжаю на полчаса раньше. В Обществе регистрируюсь на входе, получаю пакет документов и, начинаю осматривать стенды в вестибюле. Благо времени еще предостаточно. Прогуливаясь по вестибюлю, достаю и кармана сигареты и спокойно направляюсь к выходу, вроде как покурить. Входящим обратно в этот день меня уже никто не видит! Главное – эффект присутствия обеспечен и документально зафиксирован регистрацией. В итоге – почти целый час свободного времени…


            Событие четвертое. Парткомо-совращенное

            Собственно говоря, четвертым его можно назвать только по стилю. Скучную череду третьих событий и не сосчитать!

            Наш райком Ленинского района со временем разжился собственным внештатным контингентом преподавателей коммунистического толка и стал проводить инструктаж пропагандистов. Под эти цели выделяли Дворец культуры на поселке им. Разина. Эффект присутствия и здесь обеспечивался теми же методами. Но и с ними разинские мероприятия были крайне неудобны для меня. После регистрации в обществе «Знание» или в Доме политпросвещения домой добирался за четверть часа. А здесь возникала необходимость тащиться на автобусе до метро «Аврора» и в результате – потеря выигрыша во времени.

            Но вернусь к самому действу. Направился я в очередной раз на этот инструктаж вместе с парткомом завода – Юрой Баженовым. Подскочили мы с ним к Дворцу на заводском Уазике. Вернее, он ехал на строительство заводского подсобного хозяйства в Говсанах, меня подбрасывал по дороге. А у дворца инструкторы райкомовские за него и уцепились, уцепились и потащили на инструктаж. После регистрации я предложил огорченному Юре махнуть отсюда и заняться полезным делом. Тем более что у меня в подсобном хозяйстве тоже были дела. Надо было видеть удивленное лицо парткома!

            - Как? Уйти с мероприятия?!

            - Нет ничего проще! Неужели ты думаешь, что я сижу на всех этих посиделках?

            В общем, вывел проверенным способом Юру… Разбудили мы приготовившегося к долгому ожиданию водителя и остаток рабочего дня с большой пользой провели в подсобном хозяйстве…


            
            Событие пятое. Вокруг-пальца-обведенное

            Было бы наивно предполагать, что все эти мои выкрутасы оставались незамеченными. Более того, меня под особый контроль взял Гарик, инструктор райкома, фамилию которого также запамятовал…

            Как-то проводился особой важности инструктаж и нас, пропагандистов загрузили в автобус и от разинского Дворца культуры мы направились в республиканское общество «Знание». Гарик ни на минуту не выпускал меня из виду, не отходил от меня пока я не сел в автобус. Собственно говоря, зачем мне было отказываться от автобуса, едущего в город. Помните как у Ильфа и Петрова:

            «- Кто поедет по Военно-Грузинской дороге - тех в город везем бесплатно.

            - Куда же вы, Киса? - сказал Остап. - Нам в автобус. Пусть везут, раз бесплатно»

            В городе водитель автобуса, лихо бороздивший поселочные дороги, заплутал, как говорится, среди трех сосен. Проехав по улице Шаумяна, автобус пересек улицу Карганова и остановился перед улицей Мамедалиева, за пару кварталов до намеченной цели. Водитель и  Гарик (такой же знаток города!) вышли из автобуса и направились вперед, на разведку. Такая ситуация меня оченно даже устраивала меня, до этого с грустью ожидающего неизбежность лекции. Но действовать надо незамедлительно!

            Громко заявив на весь автобус, что водитель и Гарик вряд ли найдут самостоятельно дорогу, я направился им «на помощь». Но, пройдя пару десятков метров и свернув на улицу Мамедалиева, я спокойно направился по ней в сторону книжного пассажа, а затем мимо Молоканского сада домой. Представляю реакцию Гарика на мое отсутствие…


            Событие шестое. Зимне-раздетое

            Как-то зимой привезли нас на очередное мероприятие в Дом актера, что на нашей же улице Хагани. Отмечалось досрочное выполнение каких-то планов, то ли города, то ли республики. После краткой торжественной части должен был состояться концерт с участием Зейнаб Ханларовой, восходящей звезды азербайджанской эстрады на тот момент.

            Прикинув, что по времени торжественная часть мероприятия меня особенно не напрягает, не стал делать никаких попыток улизнуть оттуда. И уже в перерыве, когда основная масса собравшихся предвкушала радость встречи с любимой певицей, я направился в гардероб. Здесь меня ожидала большая неприятность. Гардеробщик получил указание никому одежду не выдавать до окончания концерта и закрыл гардеробную. Больше всего огорчился этим мой коллега Олег Саркисов, который собирался отметить дома день рождения. Он метался по всему фойе, доказывая устроителям мероприятия необходимость его присутствия в совсем другом месте, на Разино, а не на концерте, что его ждут гости…

            А я, вспомнив действия азинмашевского Левы, отправился домой раздетым. Без пальто, благо до дома рукой подать, пара кварталов по той же улице. Очень удивив домашних появившись в одном костюме, не спеша поужинал, одел дополнительно джемпер и отправился обратно в Дом актера. К этому времени гардеробная уже работала, пальто было получено без каких-либо проблем.

            А Олег все-таки успел на свой день рождения. Помогли его бывшие соратники по оперативному отделу при ЦК комсомола…