Мендельсон

Константин Рыжов
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди  родился в феврале 1809 г.  в семье гамбургского еврея-банкира. Вскоре семья перебралась в Берлин. В 1816 г. Феликс, а также его младший брат и сестры были крещены, в ознаменование чего стали носить двойную фамилию. Феликс получил очень хорошее домашнее образование, в котором важное место занимала музыка. Игре на фортепьяно его поначалу учила мать Леа, а потом он стал брать уроки  у известного  пианиста Бергера  и композитора Цельтера. Благодаря общим заботам необычайно рано определились и оформились музыкальные дарования талантливого мальчика. Уже в девять лет он выступал перед широкой публикой как пианист, вскоре стал известен как композитор, а в семнадцать лет широко прославился в качестве автора  увертюры «Сон в летнюю ночь».

«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» (1826). Первое по времени великое творение композитора  полно света и оптимизма. Увертюра  наполняет  сердце ощущением тепла и радости, глубокой верой в то, что в жизнь каждого человека может войти сказка. Словно из ночной тишины, возникает ажурная ткань музыки. Уже первые  звуки увертюры поражают необычайностью. Это всего-навсего последовательность из четырех аккордов, но как свежо, как ново, как вызывающе нетрадиционно звучат они! И как тонко вводят в атмосферу прозрачной сказочности всего происходящего!.. Ночь, все замерло… Но что это? Вслед за вступительными аккордами в стремительном движении скрипок врывается прозрачная воздушная тема главной партии. Кажется, она родилась из шелеста листьев, и напоминает полет невидимых эльфов.  Неожиданно, поражая контрастом, возникает вторая радостная, ликующая тема, по характеру приближающаяся к маршу: сон постепенно обретает черты яви. Это ощущение усиливается, когда из коротких выразительных мотивов вырастает широко льющаяся, взволнованная мелодия… И новый контраст -  неуклюжая, со смешными скачками тема, имитирующая крик осла, в которого влюбляется заколдованная  Обероном лесная царица Титания… Вновь слышится легкое шуршание струнных. Однако на сей раз им вторят  беспокойные возгласы труб и валторн. Тревожные фразы виолончелей и контрабасов будто пытаются перехватить у скрипок их легкие, стремительные пассажи. Неузнаваемо изменилась и тема любви – вместо широкой, восторженной мелодии – жалобные мотивы, обрывающиеся паузами. И вспоминаются сцены из пьесы: Пэк все перепутал! Однако Оберон повелел исправить недоразумение, и  все «встает на свои места». Вновь  таинственные аккорды деревянных духовых из вступления «открывают дорогу» легкому, будто шуршащему движению скрипок в главной партии. Как прекрасная греза  возникает в конце возвышенная тема любви, а завершающие увертюру аккорды опять возвращают нас в начало  и словно говорят: все происшедшее вам пригрезилось. Оно было лишь волшебным сном в летнюю ночь. 

В 1826 г. Мендельсон поступает в Берлинский университет, где слушает лекции  Гегеля и Гумбольдта. Между тем его музыкальная слава растет. В марте 1829 г. стараниями Мендельсона ученики Певческой академии исполнили перед публикой гениальное, но несправедливо забытое творение Баха «Страсти по Матфею». Этот концерт стал как бы вторым рождением Баха: его творчество привлекло к себе интерес любителей музыки во всей Германии и вновь нашло дорогу к слушателю. В том же году Мендельсон едет в Англию. Лондонцы с энтузиазмом принимают его Первую симфонию (Мендельсон сам дирижировал оркестром), а также другие его произведения, в том числе «Сон в летнюю ночь». Имя двадцатилетнего композитора у всех на устах. Он красив, талантлив, состоятелен, независим. Перед ним открываются двери всех салонов. По окончании концертного сезона он совершает путешествие по Шотландии и под влиянием живых впечатлений набрасывает первые звуки той музыки, которая много позже, после длительного, напряженного труда, станет Шотландской симфонией.

В 1830-1831 гг. Мендельсон предпринял новое большое путешествие. На этот раз в Италию. Из Венеции он едет в Рим и здесь делает первые эскизы к светлой и солнечной Итальянской симфонии. Некоторое время он живет в Неаполе и Милане, затем через Швейцарию отправляется в Париж. По возвращению в Германию Мендельсон обосновался в Дюссельдорфе, где занял должность музик-директора. Однако уровень музыкального профессионализма в этом городе оставлял желать лучшего, и в 1836 г. композитор перебрался в Лейпциг, где ему предложили место дирижера знаменитого оркестра Гевандхауза. Здесь была закончена оратория «Павел» (1836). Здесь же в Лейпциге Мендельсон создает значительную часть цикла своих знаменитых фортепьянных миниатюр, который получил название «Песни без слов». (Он включает в себя сорок восемь небольших пьес, выходивших отдельными тетрадями на протяжении нескольких лет).  Очень скоро «Песни без слов» получили широчайшую известность во всех европейских странах и в самых широких социальных кругах. Что касается Германии, то тут популярность Мендельсона стала поистине всенародной. Пишут, что сборники его произведений можно было увидеть в доме каждого немца.

Мендельсона справедливо именуют  классиком среди романтиков. Ему присуща сдержанность в выражении чувств, умение облечь их в гармоничные, классически совершенные формы. Его музыка  лишена героических порывов, мятежного, бунтарского духа. В ней нет острых конфликтов, подчеркнутой патетики. И, тем не менее, в своих «Шотландской» (1842) и «Итальянской»  симфониях,  принадлежащих к лучшим страницам его творчества, Мендельсон дал первые образцы романтической симфонии.

В 1840 г. новый прусский король Фридрих Вильгельм IV основал в Берлине Академию изящных искусств и предложил Мендельсону возглавить ее музыкальное отделение. Композитор принял предложение. С этого времени он стал чаще бывать в Берлине, выполняя различные поручения и заказы короля, но фактически продолжал жить в Лейпциге. В 1843 г. он основал здесь первую немецкую консерваторию, послужившую потом образцом для многих других учебных заведений подобного типа. В том же году Мендельсон завершил свою кантату «Первая Вальпургиева ночь» на стихи Гёте из первой части «Фауста», которую многие исследователи относят к числу самых значительных его произведений.

Умер Мендельсон в сентябре 1847 г. совершенно внезапно от кровоизлияния в мозг.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281