7-12. 1977 г. Мы поженились!

Виталий Альбертович Иванов
 
На фото:
Свадьба Елены Рягузовой и Виталия Иванова. Свидетели – Сергей Немакин

Из дневника и записных книжек. С редактированием, купюрами и дополнениями.
=============================================

Некоторые факты и упоминаемые имена за давностью лет могут быть не точны и, в любом случае, являются авторской интерпретацией.
Прошу считать публикацию - литературным произведением, отражающим близко прошедшее, но не являющимся документальным.
=============================================

1.07.1977 г.
Свадьба Сергея Воронцова и Наташи.

08.07.1977 г.
Моя свадьба с Еленой Рягузовой.
Регистрация в ЗАГСе Калининского района, Финляндский вокзал.
Справляли у Володи и Наташи Левицких. Было человек 30.
Этим же вечером – такси, аэропорт Пулкого, Киев. Очнулся лишь на подлёте. Предыдущее всё не помню – как садился в машину, проходили регистрацию, садились в самолёт… Видимо, в результате сильных переживаний и безмерного количества алкоголя.
Номер забронирован, гостиница «Энергетик», комната № 27.
Пять дней бродили по Киеву. Никаких особенных воспоминаний.
Катались на лодке под высоким фонтаном, кафе на Крещатике, монастыри, храмы… Целовались в каком-то саду. И не только.

14.07.1977 г.
Вернулись в Ленинград. Жить решили у Ленки – у неё своя комната. Родители корректно уехали на два месяца в отпуск, куда-то на юг. Двухкомнатная квартира в полном нашем распоряжении.
Впервые обратил внимание на полный развал. Старая, царапанная, частично ломаная мебель, крючки на дверях оторваны. Особенно резанула грязь на посуде, наслаивавшаяся, похоже, годами. У матери я к этому не привык, у нас был полный порядок.
Через несколько дней решился всё мыть. И отчистил! Кастрюли, сковородки и чайник. Помыл все тарелки.
Ленка удивлена. Затаилась.

15.07.1977 г.
Поэт. – Почему ты не даешь мне себя поцеловать? Я тебя люблю.
Она. – Разве можно целоваться на улице или в общественном транспорте? Это не хорошо. Так не принято…

На следующий день весь город стал сплошным поцелуем!

19.07.1977 г.
- Хочу звёзд.
- Сегодня ночью они появятся. Если не будет их в городе, сядем на любую электричку и поедем, пока не найдём.

6.08.1977 г.
Если я скажу, что тебя очень люблю, это будет неправда. – Я люблю тебя еще больше!

- Ты как фикус.
- Почему фикус?
- Как фикус, без хозяина сохнешь.

У тебя настроение по дням меняется, как при гадании на ромашке: любит, не любит, плюнет, поцелует…

13.08.1977 г.
Воздушные шарики.
Вино, Сосновка.

Какая-то старушка на улице – мне:
- У вас хорошие яблоки. Где покупали?
- Здесь за углом, в ларьке. Килограмм 50 копеек.
- Спасибо.
- Пожалуйста.
- И лицо у вас хорошее, лучше, чем яблоки. У вас очень хорошее лицо!

На водопадах глотку рвёт вода,
Над облаками – звёздные просторы…
Мне всё равно. Ты знаешь, н и к о г д а
Я не уйду в Сиреневые горы!

Прокурен воздух, вымучен и мёртв.
Прошедший день - зачёркнут и отброшен.
Я снова делаю себе аборт,
Заветных мыслей вырывая ношу.

Я говорю, что я тебя люблю,
Я повторяю все твои названья…
Как будто сон!.. Я про себя таю
Несбыточных желаний очертанья.

Неясных грёз, видений череда,
Прекрасных стран волшебные просторы…
Мне все равно. Ты знаешь, ни-ког-да
Мне не уйти в Сиреневые горы!

Я пью вино. Бутылка на столе,
Полупустая пачка «Беломора»…
Какая тайна в заоконной мгле,
Туманной цели бесконечных споров?

Найти себя? Я выдохся в пути…
Я оказался мягок и послушен…
Идти вперёд? Не ведая, - идти?..
Нести всю жизнь пылающую душу?

Зачем?!.. Кому?!!.. Пускай ревёт вода,
Пускай сверкают звёздные просторы…
Мне не дойти. Ты знаешь, НИ-КОГ-ДА
Мне не попасть в Сиреневые горы!

7.09.1977
- Я хочу, чтобы в твоих окнах всегда отражалась лишь я.

13.09.1977
Она. - Я его люблю. У него дача и машина. А у тебя что?
Поэт. – Я – поэт! Заработаю миллион, и мы с тобой улетим на Звезду. Всегда будем вместе! Ты меня любишь?

21.09.1977
Сон Елены Рягузовой, записанный с её слов

Бывают сны - крики души,
на пределе ума,
с таким напряжением
мыслей и чувств,
что переворачивают
всю нашу жизнь наяву.
________

Толпа народа.
Почему-то пытаюсь всем доказать,
что я счастлива.
Но никто мне не верит...
Надо мною смеются!
Повторяю снова и снова,
что живу
в самой лучшей стране,
красивейшем городе;
у меня любимый муж,
замечательные друзья...
Я счастлива.
Счастлива!..
Объясняю, убеждаю, доказываю...
И срываюсь на крик,
потому что вижу:
не верят!
Мне - не верят!!
Надо мною смеются!..
И вот я начинаю
сама во всем сомневаться...
Что живу
в лучшей стране,
красивейшем городе;
у меня любимый муж,
удивительные друзья...
Сомневаться в том,
что я - счастлива!..
И это, собственное мое сомнение, -
самое страшное.
Точно схожу с ума,
или кругом меня -
одни сумасшедшие.
_________

Просыпаюсь с чувством
ужасающего одиночества.

23.09.1977
- Вы знаете, у меня ужасный недостаток - не понимаю шуток.
- Ах, что вы. Это, наверное, тяжело?
- Нет, самое тяжелое, что моих шуток тоже не понимает никто.

Он был настолько талантлив, что в одном из своих последних шедевров прямо заявил об этом, отбросив ненужную всякому гению скромность.

14.IX.1977 г.
Мне один человек рассказывал, что его, когда он был ещё совсем маленьким, посадили в поезд, огромный, длинный поезд, в котором ехало еще много-много ребят.
В каждом вагоне окна были с толстыми кривыми стеклами, которые запрещалось открывать, и в тамбуре двери тоже открывать запрещали взрослые дяди и тёти.
Самый длинный поезд…

Он помнил себя ещё совсем маленьким, когда впервые заметил, что едет куда-то. Поезд ехал по стране «детский сад» - младшая, средняя, старшая группы. Вместе с такими же маленькими детьми, всё ново и весело, и за стёклами – такие волшебные картинки!
Потом была небольшая остановка. Так скучно было стоять на месте и немного странно, почему никуда поезд не едет? Но взрослые говорили, всё в порядке, сейчас только прицепят паровоз, и все поедут по самой удивительной стране – школе. Взрослые тогда ещё не обманывали, а за кривыми стёклами опять менялись заманчивые картинки. Мелькали, пролетали мимо или вдруг задерживались во взгляде какие-то чудесные города, земли – и всё как бы в легкой дымке чудесной неизвестности, ожидания, радости и надежды, что вот только немного подрастёшь, как говорили взрослые, и сможешь выйти на любой остановке и оказаться в любом месте бескрайнего, необъятного и прекрасного мира. Всё в твоей власти, воле твоей. А сейчас надо ехать и запоминать всё, что тебе говорят, показывают, объясняют… И быть послушным.

Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой класс… Он не помнил, когда это точно случилось. Выглянул на площадку, открыл дверь и… испугался. Понял вдруг, всё, что ему говорили, может быть, хорошо, нужно, но это - обман, мир, жизнь, настоящая жизнь, ворвавшаяся в него всей миллионной палитрой запахов, дерзкого, хлёсткого ветра, звуков, всех ощущений, совершенно не такова, как рассказывали ему; в чужих словах, книгах нет его правды, не он едет, как все ему говорили - его везут, неизвестно куда, в поезде, который все называют «жизнью». Но эта жизнь - ненастоящая, кем-то когда-то придуманная, построенная, благоустроенная и всё больше благоустраиваемая жизнь на колесиках, катящихся по кем-то проложенным, направленным, непреложным рельсам.

Он уже слышал за собою испуганные голоса: «Не прыгай! Остановись!»
Оглянулся – к нему тянулось множество рук: «Подожди!»
Он стал искать лица и не нашел их. Лиц больше не было, только одна чужая, неестественно застывшая маска. И тысячи рук, тянущихся к нему, чтоб не пустить, взять и спрятать опять под общую маску.

Испугался и спрыгнул. Поезд шёл быстро, он упал и больно расшибся.
Поезд уходил. Он остался один.
Поднялся, увидел вдоль насыпи много костей – люди выскакивали, но не всем, видимо, везло как ему. А может, наоборот?
Или потом они тут умирали?
Пошел за поездом, вдоль дороги… Один.

12.X.1977 г.
Публикация в газете «Маяк» №118(1766). Стихотворение «Купола».

4.XI.1977 г.
Публикация в газете «Маяк» №128(1776). Стихотворение «Путь непобедимый» («Торжественное небо ноября…»)

Елене Ивановой-Рягузовой

Зачем ты любишь так жестоко?!
Зачем, зачем ты говоришь
Слова случайные упрека
И вдруг обиженно молчишь?

Зачем ты ссоришься со мною,
О каждом споря пустяке?
Зачем становишься чужою
И держишь зло на языке?

Зачем бываешь равнодушной?
Зачем казаться хочешь ей?
И почему с тобою скучно,
Когда ты всех других родней?..

Зачем меня не понимаешь?
Зачем не хочешь ты понять?
Зачем ты плачешь и страдаешь,
И хочешь ты зачем страдать?!..

7.XI.1977 г.
Ноябрьские праздники – у Левицких. Много выпили.
Ленка у форточки - мне, снимая обручальное золотое кольцо: «Хочешь выброшу?» - И так несколько раз, в экзальтации. А потом с безумным выражением на лице, взяла вдруг и выбросила. Со второго этажа на улицу. Кондратьевский проспект.
Под окнами – огромная лужа. Гости, было нас человек 15, кто стоял на ногах, бросились все искать.
Влез в лужу, она по колено. Холодно и бессмысленно.
Зато протрезвел. Пошли новые тосты, праздник получил второе дыхание.
Потом на Новое кольцо дала золота моя мать. Из старых дедушкиных и бабушкиных дореволюционных сокровищ. От толстой золотой цепочки оторвала несколько звеньев. Заказал на улице Бармалеева.

12.XI.1977 г.
Елене Рягузовой

Я написал тебе стихи.
Пустые… Так, о чем-нибудь…
Наверно, глупые стихи.
Ты прочитай их и забудь…

Я так люблю тебя, поверь!..
И все прощаю… На двоих
Не делится число потерь,
Пускай тебе – поменьше их.

Не хочешь, вовсе не читай…
Не им, а нам с тобою – быть.
Ты обо мне не забывай,
Стихи же можно и… забыть!

30.XI.1977 г.

На день рождения Елены Рягузовой

Блистательная! В час печальный
Торжественно года казня,
О, как ты смотришь на меня,
С улыбкой счастия нахальной!
Царица сердца моего,
Властительница дум и планов,
Каким пленительным обманом
И всемогущим волшебством
Ты сердце юного повесы
Околдовала?.. Боже мой!
Какой счастливою виной
Я виноват, моя принцесса?!
Навеки я – служитель твой.
Я счастлив звать тебя женой!

9.XII.1977 г.
Статья в газете «Маяк» №141(1789) «Звучали новые стихи»
«На одном из последних занятий ЛИТО обсуждались новые стихи одного из членов кружка, Виталия Иванова. Обсуждение вылилось в серьезный взыскательный разговор о необходимости активной жизненной позиции автора и его лирического героя.
На этом же занятии шла речь и об одной из новых книг из серии «Малая библиотека поэта». Поэтический сборник русского поэта Максимилиана Волошина привлек внимание любителей поэзии. Руководитель ЛИТО А. Шевелев рассказал кружковцам о творческом пути поэта и его жизненной судьбе. Были прочитаны стихи из сборника
И. Макашова»

30.XII.1977 г.
Публикация в газете «Маяк» №150(1798). Стихотворение «Мой город» («Ночь, как огромный Дед Мороз…»


01.01.1978 г.
Новый год у нас на Гражданском проспекте, потом у меня на Тихорецком. Матери не было – в гостях. Ленка убежала от меня, бродила черт знает где. Пришла утром в разорванной одежде и синяках. Мерзко…