Лабиринт

Ростислав Чентемиров
     Я столкнулся с ними случайно, у подъезда, где-то около трех часов ночи. Он поймал меня за пуговицу на куртке:

— Слушай, старик, ты знаешь эту мелодию? — И напел несколько фраз.

—  «Tea For Two» – «Чай вдвоем», Винсент Юменс, из мюзикла «Нет, нет, Нанетте», — догадался я из того, что ему удалось фальшиво промычать.

     Его спутница тут же встрепенулась:

— Точно! Именно она звучала из павильона.

— Какого павильона?

— Да, там, – взмах рукой в темноту. – Под вывеской «Лабиринт». Звучала и зазывала.

— Я спросил ее: «Зайдем»? И она ответила…

— Я еще никогда не была в лабиринте.

— Я тоже. Еще никогда не был в лабиринте.

— Мы вошли в павильон, в его мягкий полумрак, в узкий извилистый проход и…

— ...музыкальная тема тут же сменилась. Старик, ты же знаешь главное правило любого лабиринта?

    Я даже не успел открыть рот.

— Всегда держаться одной стены – никогда не заблудишься и…

— …если хватит жизни, – встряла она.

— …можно пройти его весь.

— Заглянуть во все закоулки, все увидеть…

— …и услышать.

    Пуговица держалась крепко, и они начали взволнованно рассказывать, постоянно перебивая и дополняя друг друга.

— Мы шли по проходу, исследовали тупики и вглядывались в картины.

— Там, на стенах, висели слегка подсвеченные копии известных картин.

— И слушали музыку.

— Она не оставляла нас ни на секунду и, казалось, звучала отовсюду.

— Нас еще не утомляли внезапные повороты и тупики.

— Поскольку одна мелодия тут же перетекала в другую.

— Мы рассматривали картины, возвращались к развилке и шли дальше.

— В другом направлении. Под другую музыкальную тему.

— Легкие безмятежные пейзажи нашего детства сменились на праздничные…

— Я бы сказал: жизнелюбивые.

— …полотна импрессионистов. Солнце, зонтики…

— …женщины, вино…

— …цветущие луга и поля…

— …ночные улицы, кафе и кабаре.

— Да! Кабаре…

— …«Мулен Руж»…

— …сияло огнями и шумело.

— Сновали официанты, играл оркестр, в углу задумчиво курила любительница абсента, В кулисах танцовщицы поправляли пачки и завязывали пуанты.

— Девочка балансировала на шаре, а широкоплечий гимнаст через плечо поглядывал в сторону равнодушной публики.

— Жизнь текла мимо нас и сквозь нас. Она ускорялась в рэгтайме и замедлялась в босса нове.

— И все это время, представляешь, вкрадчиво пел баритон!

— Время скользило рядом с нами от одного полотна к другому. В тупиках сюрреалистов оно плавилось и циферблатом часов стекало в песок.

— Оно могло раствориться в гулком провале «Черного квадрата» и выплеснуться в безмолвном «Крике» на деревянном мосту.

— Оно внимательно смотрело из-под котелка отражением в зеркале и пряталось в тяжелых драпировках.

— В кружеве морской пены и в дыму у подножия Фудзиямы.

— Мы брели по лабиринту, обтекаемые со всех сторон звуками и красками.

— Таитянки предлагали нам цветы, а провансальцы солнечный почти прозрачный виноград.

— …Сыр, хлеб, вино… «Крестьянская трапеза»…

— На нее надменно, с высоты собственной значимости взирали кардиналы, маркизы и герцогини.

— А над крышами витали влюбленные, и такой же – невесомый – скрипач.

— Музыканты в костюмах Арлекинов вливались в карнавальные шествия.

— И вдруг! Прошла суета маскарадов и бесшабашного веселья. Усталость и нужда смотрели из углов.

— Еще нестарые, но уже потухшие глаза, скорбные складки у ртов, поседевшие волосы и натруженные руки.

— И не было нимбов над их головами. Не было золотого свечения. Желто-коричневая тень поглощала контуры. Будто бы вышли из небытия и канули в небытие. Мы забыли, что когда-то была сверкающая лазурь теплого моря, красные лошади и желтые подсолнухи.

— Нас окружали лукавые царедворцы, седобородые старцы и бравые вояки.

— Пальцы в перстнях благочестиво перебирали четки.

— Руки, поднятые вверх, предупреждали о неотвратимости наказания, а решительно лежащие на эфесах или сжимающие поводья – давали знать, что суд будет суровым.

— И диссонансом к фигурам звучал баритон. Бархатный голос вел нас по лабиринту, ласкал и уговаривал.

— Чередой шли античные и библейские сюжеты, натюрморты, портреты и жанровые сценки.

— Венеры, выходящие из пены; быки, похищающие Европ; Давиды и добрые самаритяне…

— Рыбная лавка, мясная лавка, селедка на газете… «Возвращение блудного сына» и «Завтрак аристократа». Все смешалось и перепуталось.

— Мы уже не знали кто мы и где мы. Мы прожили в лабиринте целую жизнь и состарились.

— А неизвестный баритон как прежде обещал рай в объятиях любимой.

— Суета в лабиринте становилась невыносимой.

— Вздыбленные кони, полуобнаженные потные тела, лафеты пушек и пороховой дым.

— За ноги цеплялись персонажи густо населенных картин Брейгеля.

— Мы буквально продирались сквозь толпы встречающих, приветствующих и ликующих.

— Уже не было сил рассматривать лица, ловить жесты и отдавать должное мастерству художников – голос указывал путь и торопил.

— Далеко над облаками внезапно воспарил «Армагеддон», а здесь, внизу, уже вершился Страшный Суд.

— К нам тянулись чудища из кошмаров Босха.

— Каждый прятал за пазухой камень…

— …и глаза их были лживы! Лохмотья и струпья покрывали скорченные в муках истощенные тела.

— Путь к очищению и спасению лежал через страдание и боль.

— …И через любовь, – обещал голос!

— Позади остались отвратительные чудища и летающие тигры. Стены черно-белыми гравюрами иллюстрировали жизнь от Сотворения мира до Распятия.

— Уже явственно ощущался прохладный ветер неизвестности.

— Главное правило лабиринта: всегда держаться одной стороны. Что бы с тобой не происходило.

— Мы держались одной стороны и не заблудились в нем. Выход был уже близко. Возможно, за этим поворотом, возможно, за следующим.

— Лабиринты редко бывают длиннее жизни.

— Я уже никогда не войду в этот лабиринт.

— Я тоже. Уже никогда не войду в этот лабиринт.

   Наконец, и мне удалось что-то сказать, кажется, немного не в теме:

— Обратно пропорциональная зависимость Билла: чем легче и беззаботнее в молодости говориться «я еще никогда…», тем труднее и безнадежнее в старости выдыхается «я уже никогда…».

   Они меня не слушали.

— Мы шли по лабиринту всю жизнь. Когда вышли из него, был поздний вечер.

— А точнее, ночь.

— Мы вошли в нее. Два усталых странника – в ночь.

    Не прощаясь эта странная парочка сделала несколько шагов и скрылась в темноте арки.

— «Strangers of the night», – невольно пробурчал я. – То ли были, то ли не были?

   На месте пуговицы торчал жалкий хвостик из ниток.

   Все-таки, были.



2009