Чистенькая Америка

Нина Бакирова
    Чтобы там не говорили, а Штаты – очень «несвободное» государство. Жизнь регламентирована до мелочей, - законами, этикетом, обычаями. В оставшемся узеньком пространстве американцы и существуют. Шаг влево, шаг вправо, - и ты – аутсайдер. Подняться с «нуля» с подмоченной репутацией не возможно. Кажется, что нет ситуации, не предусмотренной и не регламентированной. Во многом благодаря этому Америка и выглядит так, как будто стирают и гладят ее всю целиком пару раз на день. 
    Это я о мусоре, и о том, как американцы с ним обращаются. Начнем с дома, - стандартная американская семья обитает в собственном доме в маленьком городке или пригороде. Все сортируется, прессуется и  разбирается по пакетикам еще там. И мы сортировали, сминали и расфасовывали. Поскольку жили как раз в стандартной американской семье. Часть пищевых очистков через раковину уходила в систему канализации. Это казалось невероятным, пока нам не показали устройство стандартного слива:  там стоит специальный нож, отчего все сооружение напоминает мясорубку.
    Пластик, бумага, и оставшиеся очистки в отдельных пакетиках доносились до специальных баков возле дома. В «пищевой» бак попадает еще и «садовый» мусор. Алюминиевые баночки, стеклянные и пластиковые бутылки хозяева захватили с собой в ближайший супермаркет, поехав с нами за покупками. Забили плотненько багажник. В холле магазина, возле входа, рядом с автоматами, продающими баночный «спрайт» и «коку», оказались очень похожие по дизайну автоматы с надписями «стекло», «пластик», «бумага»… И тут до меня наконец-то «дошло»! Необъяснимый факт дороговизны бутилированной чистой воды (супротив бесплатного кофе) ,– 4,5 доллара за трехсотграммовую бутылочку, - раскрылся просто, как ларчик. Четыре доллара – залоговая цена бутылки. Стопроцентно возвратная тара.
    Потом нас повезли на городскую свалку. В первый и последний раз за двухнедельное пребывание в Америке мы увидели пыль, горы мусора, и почувствовали характерный запах. Свалка обслуживает четыре небольших городка – всего примерно 400 000 жителей. Находится на земле предприятия по разработкам известняка. Очень экономит деньги за аренду площадей – внизу, под землей, находятся старые шурфы. Специально оборудованный полигон. Многослойное укрепленное дно со специальными желобками для сбора «мусорной» жидкости – эскудата. Для создания «дна» использованы: глина, измельченный строительный мусор (или – известняк), измельченная резина от старых шин, специальное пластиковое покрытие (сделанное из переработанных пластиковых отходов). Сверху ежедневно «накатываются» слои мусора. В конце рабочего дня все покрывается специальной пленкой, швы между отдельными полосами – завариваются. На утро пленку снимают и продолжают «накатку». В «свалочный» слой вставляются специальные газоотводные трубы – отводить скапливающийся метан. Когда образовавшаяся гора мусора дойдет до своей высшей отметки (предусмотренной Законом), свалку законсервируют, специальным образом насыпят сверху слой почвы, закрепят, задернуют, засадят специальными растениями…   И сделают  парк, или – поле для гольфа… Только – не жилой микрорайон!  И в течение еще долгого времени будут постоянно «мониторить» это место на предмет безопасности для людей и окружающей среды…
   Отдельный полигон – для компостирования. Отдельно – спецпомещение для сбора опасных отходов, а также – накопительный склад для сортированных отходов, которые потом вывозят к местам переработки. Есть специальная лаборатория для определения «неизвестных» отходов, - например, переехала семья в новый дом, а им «в наследство» от старых хозяев достались какие-то бочки с каким-то веществом… Все такие отходы принимают от населения бесплатно!!!
   Есть крытая площадка для приема бытовой электроники – сотиков, видиков и компов… Все разбирается на запчасти и отвозится в места переработки.
   Отдельно – перерабатывающий комплекс для бумаги и пластика. Два параллельных конвейера с ручной сортировкой по видам – в одном огромном зале. Туда заезжает один (!) грузовик, наполовину груженый пластиком, наполовину – бумагой. Внутри него – подвижная перегородка. Выгрузил у первого конвейера бумагу, подъехал к другому, выдвинул перегородку, высыпал пластик. И нет проблем рентабельности обслуживания контейнеров для раздельного сбора – есть возможность забирать все. За компостом и пищевыми отходами ездит специально оборудованная машина.
    Специально заявляется день, когда на свалку можно привезти  и сдать бесплатно нестандартный крупногабаритный мусор (отжившую мебель, сломанную бытовую технику и т.п.).
Весь транспорт – парк в 17 (!) машин, - отдельная частная фирма. Муниципалитет не имеет типичных для России головных болей со сломанной техникой (когда машины неделями за мусором не приезжают), с ремонтом, текущим маслом, а также – с не довезенным до свалки и вываленным в ближайший лесок мусором, вечными талонами и т.д.
    Как вы уже догадались, свалка – муниципальное предприятие. Построено частью на федеральные, частью на средства штата, частью – на муниципальные средства. Однако она полностью себя окупает. И даже приносит прибыль. Доходы свалки складываются из доходов за прием мусора от населения (оплачиваемый из налога на недвижимость), и от доходов за сдачу на спецпредприятия и переработки сортированных отходов «в доходы» на собственной линии. Поскольку цены на мусорное сортированное «сырье» колеблются, постольку колеблются и цены за прием мусора у населения и предприятий – те уж напрямую за свой счет сдают. Так что в убытке свалка не остается никогда.
    Прибыль, как некоммерческое предприятие, свалка использует на … образование населения по вопросу раздельного сбора мусора. При свалке имеется прекрасно оборудованный Учебный Центр, где регулярно проводятся экскурсии для детей (и не только), а также разрабатывается вся «наглядная агитация» – буклеты, плакаты, газеты, листовки и т.п. Кстати, Учебный Центр  - это уже общественная организация, которая кроме указанных средств получает гранты от фондов, правительства, а также определенную спонсорскую поддержку от фирм, занимающихся производством товаров народного потребления из вторресурсов. Так, всем экскурсантам после посещения Центра, выдали увесистый подарочный набор из этих самых вторресурсов произведенный (и кстати, очень неплохой, полезный – ноутбуки, коврики для мыши, подставки под кофе, блокноты, карандаши, ручки, кружки…). Впечатляет.
    Еще один аспект штатовской жизни, не имеющий аналогов на Родине, зато позволяющий пристраивать надоевшие вещи, - гаражные распродажи. Кроме дешевых и потрепанных, там можно приобрести за плевую цену (а иногда и за даром) не только вполне симпатичные и необходимые, но и музейно-антикварные вещи в очень хорошем состоянии (иногда и с магазинными бирочками). Это – своеобразная американская благотворительность, позволяющая иммигрантам быстро встать на ноги, а не очень состоятельным гражданам  - вести вполне пристойный образ жизни. Кстати, этот опыт вполне мог бы и у нас прижиться. Это я о ликвидации свалок ненужных вещей в рамках собственной квартиры.
   Резюме: ничего сверхъестественного, слишком дорогого и невозможного. Только – кто бы взялся…
   Остается добавить, что увидела я все это собственными глазами в октябре 2004 года благодаря программе «Открытый мир», финансируемой Библиотекой Конгресса США, и принимающей организации «Сила дружбы» (отделение Квота Ситиз).