Мой любимый Исаак. Часть четвёртая

Лада Пихта
                Картина  «Солнечный день. Весна»
                ==================================


                ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

                Часть четвёртая.

                Саврасов.

      В класс Перова часто заходил Саврасов, они дружили. И уже
не в первый раз он остановился возле Левитана, пристально
разглядывая его холст. Юношу била дрожь, зубы его стучали.
 
     Маститый художник выбрал  из всего класса  Левитана  для
своей мастерской и получил согласие Перова.
Стать учеником  Саврасова – давняя  мечта Левитана.

      Природу Левитан любил восторженно. Только она давала
душевное спокойствие, и только она не замечала его нищеты:
  для неё все были равны.

      В Училище у Левитана появилось стремление
научиться выражать в картинах свои чувства,
пробуждённые близостью к природе.

      Поэтому-то  таким большим событием был переход
в мастерскую Саврасова.
Рассказы о том, как преподаёт этот странный человек,  сам
влюблённый в природу,  обволакивали мастерскую особой
привлекательностью. 
 
      Говорили, что там  ученики пишут картины,
чего у других прфессоров ещё не делали.

     Ждали ученических  выставок,  чтобы  увидеть  созданное
пейзажистами. 

      За два года до поступления Левитана в Училище Саврасов
написал картину «Грачи прилетели»,  о которой  удивительно
верно сказал Крамской:
 «Пейзаж Саврасова  «Грачи прилетели» есть лучший,
и он действительно прекрасный, хотя тут же и
Боголюбов, и барон Клодт, и И.И.Шишкин. Но всё это деревья,
вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»».

      Алексей Кондратьевич был из тех художников, которые не
таили   найденного, открытого в итоге  долгих творческих
поисков.  Он любил учеников отечески и талант приветствовал
с открытым сердцем.

     Ученики платили ему такой же искренностью.
Саврасов на уроках был не только педагогом, но и живописцем.
Работая сам при учениках, он следил за их работой и давал им
возможность  видеть ход своих  собственных работ.

     Первой же зимой Саврасов разрешил Левитану писать картины.
А весной Левитан, остро воспринимающий пробуждение природы,
пропадал в Сокольниках,  пропуская занятия.  Саврасов не журил
его за это. Он даже как-то торжественно спрашивал: «Левитана
опять нет?»- и сам себе отвечал: «Это ничего, что не ходит, он там
думает».

     С большим интересом Саврасов ждал, когда этот парень
вернётся  перепачканный в красках и грязи,  раскроет свой ящик и
покажет свежий этюд.  Он уже умел чувствовать природу.

     13 марта 1877 года в Москве открылась  пятая  Передвижная
выставка, а  рядом – Ученическая – первая в жизни Левитана.
Автору идёт 17-ый год. Саврасов отобрал две его работы для
выставки:  «Вечер» и «Солнечный день. Весна».

     В газете «Русские  ведомости» говорилось о необычайном успехе
Куинджи, о картинах корифеев пейзажа Шишкине и Саврасове,
выделены работы  только двух учеников: один из них – Левитан,
который читал эти  ласковые  строки, не  веря  глазам  своим.

     «Солнечный свет, деревья, зелень, строения, всё это написано
просто мастерски. Судя по этим двум картинам, нет сомнения,
что задатки г. Левитана весьма недюжинного характера».

     В 1879 году,  после покушения Соловьёва на Александра II ,
в Москве запретили жить евреям. Отныне Левитан – изгнанник.
Ему пришлось уехать в подмосковную деревню Салтыковку,
где поселились также сестра и брат. Все они бедствовали.
Адольф уже печатал в журналах зарисовки, иллюстрации.
Но этот труд оплачивался мизерно. Теперь братья ездили в
Училище поездом.