Картина И.И. Левитана «Над вечным покоем».
===========================================
ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН
Часть девятая.
Левитан жил неподалеку от Чехова, они часто
виделись.
Ещё в одном доме они часто встречались
- это в салоне Софьи Петровны Кувшинниковой,
женщины разносторонне одарённой: она играла
блистательно на фортепиано, увлекалась живописью.
Она заинтересовалась Левитаном и пожелала
у него учиться. Муж её был полицейским врачом,
замечательным человеком, к которому жулики
относились с грубоватой нежностью.
Левитан давно мечтал о Волге.
Ранней весной 1887 года он оказался на её берегах.
При первом знакомстве с Волгой Левитан
не увидел многих граней её красоты, но она
покорила его и казалась ещё заманчивей.
На следующую весну он поехал на Волгу
с Кувшинниковой и другом их семьи Степановым
на этюды.
И когда они проезжали возле Плёса,
заштатного городка, то красота его их привлекла
к нему: высокий зелёный холм, а на нём – тёмная
деревянная церковка и возле неё кресты погоста.
Церковка возвышалась над огромным водным
пространством.
Большинство шедевров, созданных в эти годы
и принесших прочную славу пейзажисту,
либо рождались по плёсским этюдам, либо
навеяны мотивами этого городка.
В картине «Над вечным покоем» он помещает
этюд деревянной церковки, увезённый из Плёса.
Но целиком эта картина не была нарисована там.
Когда что-то не удавалось, Левитан срывался,
становился неудобным окружающим.
Но Кувшинникова умела возвратить ему
спокойствие и веру в себя. Эта чуткость была
основой их долгой дружбы.
Софья Петровна полюбила Левитана.
Никто так о нём не заботился, он ответил ей
взаимностью, стараясь заглушить голос совести
работой.
В плёсских этюдах художника стало появляться
то неповторимое, что вскоре подняло его над
всеми русскими пейзажистами.
Недаром говорят:
«Левитан открыл Плёс. Плёс открыл Левитана».
Левитан работал с натуры и по памяти, он
добивался обобщённого образа.
Как Репин и Суриков, он упорно набирал материал
для задуманной картины, над которой работал
порой долгие годы.
Плоды второго лета в Плёсе принесли ему
славу устойчивую и заслуженную. Он привёз
много готовых картин и этюдов.
В новую светлую мастерскую Левитана пришёл
П.М.Третьяков. Он смотрел здесь «Золотой Плёс»
и «После дождя». Купил обе картины ещё перед тем,
как их увидели на выставке.
Понимая силу таланта Левитана, Саврасов всё же
предостерегал его от национальной ограниченности.
Он советовал ему серьёзно присмотреться к Коро.
Левитан посетил выставки и музеи Парижа и
успокоился насчёт Коро, который, кстати,
призывал художников оставаться самими собой.