Мой любимый Исаак. Часть девятая

Лада Пихта
          Картина И.И. Левитана  «Над вечным покоем».
===========================================

           ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

             Часть девятая.

    Левитан жил неподалеку от Чехова, они часто
виделись.
Ещё в одном доме они часто встречались
- это в салоне Софьи Петровны Кувшинниковой,
женщины разносторонне одарённой: она играла
блистательно на фортепиано, увлекалась живописью.

    Она заинтересовалась Левитаном  и пожелала
у него учиться.  Муж её был полицейским  врачом,
замечательным человеком, к которому жулики
относились с грубоватой нежностью.

     Левитан давно мечтал о Волге.
 Ранней весной 1887  года он оказался на её берегах.
 При первом  знакомстве с Волгой Левитан
не увидел многих граней её красоты, но она
покорила его и казалась ещё заманчивей.

      На следующую весну он поехал на Волгу
с Кувшинниковой и другом их семьи Степановым
на этюды.

     И когда они проезжали возле  Плёса,
заштатного городка, то красота его их привлекла
к нему: высокий зелёный холм, а на нём – тёмная
деревянная церковка и возле неё кресты погоста.
Церковка возвышалась над огромным водным
пространством.

       Большинство шедевров,  созданных в эти годы
и принесших  прочную  славу   пейзажисту,   
либо рождались  по плёсским этюдам, либо
навеяны мотивами  этого городка.

       В картине «Над вечным покоем» он помещает
этюд деревянной церковки, увезённый из Плёса.
Но целиком эта картина не была нарисована там.

      Когда что-то не удавалось, Левитан срывался,
становился неудобным окружающим.
 Но Кувшинникова умела   возвратить ему
спокойствие и веру  в себя.  Эта чуткость была
основой их долгой дружбы.

      Софья Петровна полюбила Левитана.
Никто так о нём не заботился,  он ответил ей
взаимностью,  стараясь  заглушить голос совести
работой.

       В плёсских этюдах художника стало появляться
то неповторимое,  что вскоре подняло его над
всеми русскими пейзажистами.
Недаром говорят:
 «Левитан открыл Плёс. Плёс открыл Левитана».

       Левитан работал с натуры и по памяти, он
добивался  обобщённого образа.
Как Репин и Суриков, он упорно набирал материал
для задуманной картины, над которой работал
порой долгие годы.

       Плоды  второго  лета  в  Плёсе принесли ему
славу устойчивую и заслуженную. Он привёз
 много  готовых картин и этюдов.

       В новую светлую мастерскую Левитана пришёл
 П.М.Третьяков. Он смотрел здесь «Золотой Плёс»
и «После дождя». Купил обе картины ещё перед тем,
как их увидели на  выставке.

       Понимая силу таланта  Левитана,  Саврасов всё же
предостерегал его  от национальной ограниченности.
Он советовал ему серьёзно присмотреться к Коро.
Левитан  посетил  выставки и музеи  Парижа  и
успокоился  насчёт  Коро,  который,  кстати,
 призывал  художников оставаться самими собой.