Мой любимый Исаак. Часть десятая

Лада Пихта
               Картина  И.И.  Левитана   «Владимирка».
             =================================


          ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

            Часть десятая.

    Побывал Левитан и в Италии.
В апреле 1890 года  Левитан провожал Чехова на
Сахалин. Ехать с Чеховым он отказался, так как  после
Парижа и Италии он спешил снова в Плёс.

   Но, получая от Чехова письма с описаниями красот
сибирской и дальневосточной природы, он сожалел
о своём отказе.

    Теперь, захваченный мыслью о новой композиции,
 Левитан спешит в Плёс. На этот раз  картина возникла
из многих наблюдений, набросков, сделанных в разных
местах. Левитан  писал с редкостным увлечением.
Картина  нравилась ему  самому, что никогда
не случалось.

    Тишина, предвечернее умиротворение.  У мостков,
ведущих к тихой обители, обрывается суетный мир
с его трагическим безвременьем. Мостки, ведущие
в монастырь, - граница, шлагбаум, за ними покой,
никаких тревог, сомнений, порывов.

    «Тихая обитель» произвела огромное впечатление
на  выставке. Её наперебой славили газеты, ею
восхищались зрители.  Чехов писал сестре
16 марта 1891 г.: «Левитан празднует именины
своей великолепной музы».

      Возбуждённый таким успехом, художник потом 
написал несколько изменённый вариант картины,
назвал «Вечерний звон».
 Эти две картины усыпляли, а не пробуждали.

      Вечерами часто Кувшинникова читала вслух
«Евангелие»,  повлияла и дружба с религиозным
Нестеровым. 

    Но с такой же искренностью, убеждённостью 
через  два  года он напишет другое полотно,
которое  станет  гордостью русского  искусства.
Это  «Владимирка».
 
      После варианта «Тихой  обители»  Левитан
никогда не  обращался к сюжетам, которые бы
уводили  его от житейских бурь.

      Дорога  страданий, пройденная тысячами
людей  в  кандалах.  Содрогнёшься от
беспросветного мрака,  в который она уводит,
и только вдалеке светлеет робкий луч надежды.

    Средствами пейзажиста Левитан создал картину
- лучшее произведение революционного искусства.

      Картина «У омута» навеяна мотивами «Русалки».

Картина «Над вечным покоем» - пример философской
идеи,  выраженной пейзажем.

     Чтобы подчеркнуть вечность, Левитан
изображает не современную, а  древнюю
деревянную церквушку из Плёса.  В её окнах
теплится огонёк - там человек, там жизнь.

    Одни умирают, другие рождаются.  Но что ты,
человек, сделал на этой земле?  Какую память
оставил? 

     Радуясь, что картина попала в Третьяковскую
галерею,  Левитан писал  Третьякову: «В ней я весь,
со всей своей психикой, со всем своим содержанием».

     Как бы пробуждённый собственной картиной,
Левитан обратился к радостному, стал писать гимны
Земле, а не  только смотреть на неё как на будущую
могилу

     Софья Петровна , из-за рассказа «Попрыгунья»,
где Чехов изобразил её как отрицательного героя,
вынудила Левитана поссориться с Чеховым  на
три года. Это принесло обоим страданье.
 В конце концов Левитан  раздружился и с
Софьей Петровной.

     Анна Николаевна Турчанинова  пригласила
Левитана к себе в деревню Горка, окружила его
заботой.

     А здоровье его всё ухудшалось: 
у него было очень серьёзное заболевание
сердца – расширение аорты.

    В несколько упорных сеансов Левитан  создаёт
«Март». Эта картина вызывает в памяти детство.
Здесь борьба зимы с весной. Белый снег на картине
создаётся из множества цветовых оттенков.

    Цвет Левитан воспринимал многолико
по - Суриковски.
Снег живёт, мерцает, отражая и Солнце и небо