Картина И.И. Левитана «Владимирка».
=================================
ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН
Часть десятая.
Побывал Левитан и в Италии.
В апреле 1890 года Левитан провожал Чехова на
Сахалин. Ехать с Чеховым он отказался, так как после
Парижа и Италии он спешил снова в Плёс.
Но, получая от Чехова письма с описаниями красот
сибирской и дальневосточной природы, он сожалел
о своём отказе.
Теперь, захваченный мыслью о новой композиции,
Левитан спешит в Плёс. На этот раз картина возникла
из многих наблюдений, набросков, сделанных в разных
местах. Левитан писал с редкостным увлечением.
Картина нравилась ему самому, что никогда
не случалось.
Тишина, предвечернее умиротворение. У мостков,
ведущих к тихой обители, обрывается суетный мир
с его трагическим безвременьем. Мостки, ведущие
в монастырь, - граница, шлагбаум, за ними покой,
никаких тревог, сомнений, порывов.
«Тихая обитель» произвела огромное впечатление
на выставке. Её наперебой славили газеты, ею
восхищались зрители. Чехов писал сестре
16 марта 1891 г.: «Левитан празднует именины
своей великолепной музы».
Возбуждённый таким успехом, художник потом
написал несколько изменённый вариант картины,
назвал «Вечерний звон».
Эти две картины усыпляли, а не пробуждали.
Вечерами часто Кувшинникова читала вслух
«Евангелие», повлияла и дружба с религиозным
Нестеровым.
Но с такой же искренностью, убеждённостью
через два года он напишет другое полотно,
которое станет гордостью русского искусства.
Это «Владимирка».
После варианта «Тихой обители» Левитан
никогда не обращался к сюжетам, которые бы
уводили его от житейских бурь.
Дорога страданий, пройденная тысячами
людей в кандалах. Содрогнёшься от
беспросветного мрака, в который она уводит,
и только вдалеке светлеет робкий луч надежды.
Средствами пейзажиста Левитан создал картину
- лучшее произведение революционного искусства.
Картина «У омута» навеяна мотивами «Русалки».
Картина «Над вечным покоем» - пример философской
идеи, выраженной пейзажем.
Чтобы подчеркнуть вечность, Левитан
изображает не современную, а древнюю
деревянную церквушку из Плёса. В её окнах
теплится огонёк - там человек, там жизнь.
Одни умирают, другие рождаются. Но что ты,
человек, сделал на этой земле? Какую память
оставил?
Радуясь, что картина попала в Третьяковскую
галерею, Левитан писал Третьякову: «В ней я весь,
со всей своей психикой, со всем своим содержанием».
Как бы пробуждённый собственной картиной,
Левитан обратился к радостному, стал писать гимны
Земле, а не только смотреть на неё как на будущую
могилу
Софья Петровна , из-за рассказа «Попрыгунья»,
где Чехов изобразил её как отрицательного героя,
вынудила Левитана поссориться с Чеховым на
три года. Это принесло обоим страданье.
В конце концов Левитан раздружился и с
Софьей Петровной.
Анна Николаевна Турчанинова пригласила
Левитана к себе в деревню Горка, окружила его
заботой.
А здоровье его всё ухудшалось:
у него было очень серьёзное заболевание
сердца – расширение аорты.
В несколько упорных сеансов Левитан создаёт
«Март». Эта картина вызывает в памяти детство.
Здесь борьба зимы с весной. Белый снег на картине
создаётся из множества цветовых оттенков.
Цвет Левитан воспринимал многолико
по - Суриковски.
Снег живёт, мерцает, отражая и Солнце и небо