Картина И.И. Левитана «Март».
========================
ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН
Часть одиннадцатая(заключительная).
В картине «Свежий ветер» - новое для Левитана -
тут множество цветовых оттенков в суровой глади воды.
Здоровье Левитана ухудшается, и консилиум врачей
отправляет его на лечение за границу.
После лечения ему становится чуть лучше.
Левитана приглашают в Училище живописи
профессором пейзажной мастерской. Хочется
передать свой опыт молодым, талантливым.
Он был очень внимателен и помогал
ненавязчиво бедным.
Левитан уже был признан в кругах высшей
художественной аристократии, избран академиком.
Его работы показываются на международных выставках,
и он избирается действительным членом мюнхенского
художественного общества.
В своей знаменитой «Золотой осени», написанной
по плёсскому этюду, Левитан так расставил основные
красочные акценты, что в картине нельзя было ничего
прибавить и ничего убавить.
У Левитана товарищи вырывали картины для
выставки, а он их забирал и, истязая себя,
доводил до совершенства.
Встречать Новый, 1900 год, Левитан поехал
к Чехову в Ялту. Заряд бодрости, полученный
в Крыму, действовал всю зиму.
Каждый день Левитан поднимался в мастерскую.
Но несколько минут труда сразу забирали
накопленные за ночь силы.
Иногда Левитан приезжал к ученикам в Химки.
Они поселились в неудобной холодной даче.
Негде было даже просушить одежду после
работы под дождём.
Однажды Левитан провёл целый день в лесу.
Ходил по болотам, мокрым дорогам, продрог и
простудился. Болезнь приняла затяжной характер.
Примчалась встревоженная Турчанинова.
Это был май. Она самоотверженно ухаживала за
Левитаном. Но сердце не выдержало,
и 4 августа 1900 года Левитана не стало.
Серов, потрясённый смертью товарища,
приехал на похороны из-за границы.
Нестеров отстоял траурную вахту возле
полотен Левитана на Международной
выставке в Париже.
В мастерской осталось недописанным самое
большое Левитановское полотно. Он работал
над ним самозабвенно. Этой яркой, ликующей
картиной художник как бы прощался с жизнью.
Для себя он назвал картину «Русь», подписал
«Озеро».
Левитана можно с полным основанием
назвать «Рафаэлем неба» (если Клода Монэ
называли «Рафаэлем воды»).
Кто-то сказал: «Левитан открыл в русском
пейзаже красоту, которую до него никто
не видел».
Люди великой любовью заплатили ему
за этот чудесный дар.
**********
На этом песнь об Исааке Ильиче завершается.
Использовано немало литературы, а основная –
С.А. Пророкова. «Левитан». ЖЗЛ.
Репродукции из ИНТЕРНЕТА.
Любите Левитана и его творчество.
Может, хоть на том свете он будет всегда рад.
1860 г.- 1900 г.
Спасибо и за Ваш труд!