Мой любимый Исаак. Часть одиннадцатая

Лада Пихта
Картина И.И. Левитана «Март».
========================


             ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

      Часть одиннадцатая(заключительная).

    В картине «Свежий ветер» - новое для Левитана -
тут множество цветовых оттенков в суровой глади воды.

    Здоровье Левитана ухудшается, и консилиум врачей
отправляет  его на лечение за границу.
 После лечения ему становится чуть лучше.

   Левитана приглашают в Училище живописи
профессором  пейзажной мастерской. Хочется
передать свой опыт молодым, талантливым.
Он  был  очень  внимателен  и  помогал
ненавязчиво бедным.

    Левитан уже был признан в кругах высшей
 художественной аристократии,  избран академиком.
Его работы показываются на международных выставках,
и он избирается действительным членом мюнхенского
художественного общества.

     В своей знаменитой «Золотой осени», написанной
по плёсскому этюду,  Левитан так расставил основные
красочные акценты, что в картине нельзя было ничего
прибавить и ничего убавить.

    У Левитана товарищи вырывали картины для
выставки, а он их  забирал и,  истязая  себя,
доводил до совершенства.   

    Встречать  Новый, 1900 год,  Левитан поехал
к Чехову в Ялту. Заряд бодрости, полученный
в Крыму,  действовал  всю  зиму.

    Каждый день  Левитан поднимался в мастерскую.
Но  несколько  минут  труда  сразу  забирали
накопленные  за ночь силы.

   Иногда Левитан приезжал к ученикам в Химки.
Они поселились в неудобной холодной даче.
Негде было даже просушить одежду после
работы под дождём.

    Однажды Левитан провёл целый день в лесу.
Ходил по болотам, мокрым дорогам, продрог и
простудился. Болезнь приняла затяжной характер.

    Примчалась  встревоженная Турчанинова.
Это был май. Она самоотверженно ухаживала за
Левитаном.  Но  сердце  не  выдержало,
и 4 августа 1900 года  Левитана не стало.

    Серов, потрясённый смертью товарища,
приехал на похороны из-за границы.
Нестеров отстоял траурную вахту возле
полотен  Левитана  на  Международной
выставке в Париже.

     В мастерской осталось недописанным самое
большое Левитановское  полотно. Он работал
над ним самозабвенно. Этой яркой, ликующей
картиной художник как бы прощался с жизнью.
Для себя он назвал картину «Русь», подписал
«Озеро».

     Левитана можно  с полным  основанием
назвать  «Рафаэлем неба» (если  Клода Монэ
называли  «Рафаэлем  воды»).

     Кто-то сказал: «Левитан открыл в русском
пейзаже  красоту,  которую  до него  никто
не видел».

    Люди великой любовью заплатили ему
за этот чудесный дар.

                **********

На этом  песнь  об  Исааке Ильиче  завершается.
Использовано немало литературы,  а основная –
С.А. Пророкова. «Левитан». ЖЗЛ.
            Репродукции из ИНТЕРНЕТА.

       Любите  Левитана  и его творчество.
Может,  хоть на том свете он  будет  всегда  рад.

                1860 г.- 1900 г.

               Спасибо и за Ваш труд!