Образ и художественный текст
Моя стена когда-то
была покрыта шёлковым плетеньем-
сетями пауков.
Хокку
Передо мной книга ТОНИНО ГУЭРРА - замечательного сценариста многих фильмов Федерико Феллини. Книга называется СЕМЬ ТЕТРАДЕЙ ЖИЗНИ . Гуэрра ещё и прекрасный поэт, скульптор, эссеист и музыкант -Человек творческий и необыкновенно одухотворенный .
Почему одни книги читаются взахлёб с нарастающим интересом , а иные - оставляют равнодушными и даже иногда откладываются в сторону , вообще не прочитанными? Меня поражает всегда образность вИдения творческого человека.
Образ – это явление, творчески воссозданное в художественном произведении. А что же означает понятие "творчество"? Это просто УВИДЕННОЕ ИНАЧЕ, причем не так уж важно где, как и что. Читаешь иногда верлибры или даже просто стихи и представляешь себе совершенно иное, чем то, о чем ты думал или что ты уже знаешь. Иногда даже не подозревал, что такое может быть… Вот это и интересно в любом художественном тексте .
Маленькие, зоркие глазки Тонино Гуэрра видят многое удивительно зорко и не так , как прочие окружающие, и относится это ко всему: к женщине, природе или предметам, окружающим тебя. У Мишеля Монтеня в главе "О КНИГАХ" написано:"Моё мнение о них не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснять , в какой мере я вижу эти вещи".
У каждого Пишущего возникают свои различные образы ,порой отличные от того, что видит Читающий …Важно ,чтобы вИдения эти хоть как-то совпадали в понимании. Стихи или проза, в которых говорится о каком -то происшествиии , не всегда станут Поэзий и Прозой , если написаны обычными словами. Слова должны западать в тебя , трогать ,беспокоить , а иногда и раздражать ,заставлять не соглашаться …Ох, как это не просто!
Интересно , что многие Образы уже прочно засели в головах, и трудно изменить их облик и суть. Вот именно таким изменением и должен заниматься Поэт, ибо пишущий образную прозу ,тоже Поэт. Вот, например у М.И. Цветаевой:
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.
Или ещё:
Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной - и всем чужой,
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
Образы Марины Ивановны даже запоминаются наизусть просто и быстро ,ибо совершенно неожиданны и точны. Стремительная госпожа Амазонка – осталась у Вас навсегда.
То же и у Тонино Гуэрра:
И мать моя считает смыслом рая
там встретить кошку, что, прожив свой век,
ушла из дома, скромно умирая, -
куда-то прочь,куда-то вдаль и вверх…
Вот это "вдаль и вверх" рисует нам все сразу : Рай (стих так и называется),Мать и Кошку. Образы просты , но как "западают"…Это и есть Художественное вИдение.
Или у Николая Васильевича Гоголя:
" Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи."
Эти " серебряные песни" или " влюбленная земля" - не просто художественные сравнения, но рисуют ОБРАЗЫ , именно образы и Земли , и Песен. А казалось бы , ведь все так просто, ан,нет, совсем нет!
А теперь о моем любимом писателе Юрии Карловиче Олеше( оказалось, что молодые коллеги мои по Проза.ру просто почти не знают , кто это…Один мой рецензент меня уведомил , что де "молодняк никогда это(???) читать не станет").
Так вот есть у Олеши эссе, а, может быть, очерк, который называется "Одесса". Почитать его просто необходимо, потому что с первой строки не оторваться от самого текста и мыслей автора. Мне же хочется обратить внимание Читающих на его описание встречи Эдуарда Багрицкого со студентами – филологами Одесского Университета. Багрицкому предложили написать Сонет на тему "Камень", не отходя от Черной ученической доски,где он стоял НАГОТОВЕ с куском мела в руке. Сразу поражаешься и таланту Багрицкого, и умению Юрия Карловича описать всё это… Заинтересовавшихся очень прошу прочитать " Одессу". Вы станете богаче и талантливее, ибо соприкосновение с талантами уровня Багрицкого и Олеши не просто полезно, но необходимо любому Пишущему…
ХХХ
Как соблюсти главное требование Осипа Мандельштама :"Не требуйте от поэзии
сугубой вещности, конкретности, материальности…... А главное, зачем отождествлять слово с вещью, с травой, с предметом,который оно обозначает"
Только тогда и родится Новый и неожиданный Художественный Образ , когда, осуществив этот замечательный Завет, Пишущий, освободившийся от всяких оков и прежних представлений, – ОЗАРИТСЯ, увидит что-то свое и создат… Ибо Поэзия – это ВСЕГДА создание нового, в том числе и образа тоже.
Вот два примера из Мандельштама, одного из самых Великих создателей образов:
Орнамент – строфичен.
Узор - строчковат.
Это не просто сравнения или метафоры – это целые образы, про которые можно написать как стихи, так и прозу
Закончить данные заметки мне хотелось бы отрывком из "Разговора о Данте" того же Осипа Эмильевича, ибо строки эти помогут нам ещё раз вернуться к славной книге, натолкнувшей меня на обязательное Понимание Образа и его создания у Больших Художников нашего времени, Художников, безоговорочно признанных и принятых всеми ( "Молодняк", налетай и попробуй принять и ты !!!- для молодых Пишущих на Проза. ру!)- речь о Книге Тонино Гуэрра "Семь тетрадей":
" Уста работают,улыбка движет стих,умно и весело алеют губы,язык доверчиво прижимается к нёбу."
Вот он - Образ сценариста, поэта, писателя, художника, скульптора и просто потрясающе талантливого Человека, как бы запечатлённого в описании Великого Русского Поэта, жившего совсем в другие времена. К такому же образу стОит стремиться любому Пишущему.