Чеченская женщина. Интервью

Зура Итсмиолорд
Мое интервью английскому исследователю Эмми Гринбэнк.


1. Где Вы выросли? Что Вы помните больше всего из своего детства? И что больше всего повлияло на Вас?

         Родилась я  в в предгорьях Угамского хребта в северной части небольшого  города Ленгера Чимкентской области на юге Казахстана. Как вы знаете, мой народ  поголовно выселили с исторической Родины 23 февраля 1944 года. После смерти Сталина наступила Хрущевская оттепель. 1 мая 1962 года, как рассказывали мои родители, они вернулись на Кавказ и поселились в Грозном. Мои родители были еще детьми, когда оказались спецпереселенцами. Волею Всевышнего они встретились, полюбили друг друга, создали семью и прожили в счастливом браке сорок шесть лет.

          Выросла я на северной окраине Грозного. После успешного окончания средней школы, поступила в Чечено-Ингушский Государственный Университет им. Л.Н. Толстого по специальности "Английский (французский) язык и литература", по окончании которого получила квалификацию филолога, преподавателя, переводчика.

          Детство - самое чистое и счастливое время для меня. Помню, как папа рассказывал нам сказки, мама шила мне и подруге-соседке платья, хотя она не была профессиональной швеей.
        Отец водил меня в школу, а по дороге рассказывал, почему я иду от него слева, почему идет снег или плачет дождь. У бабушки было семеро сыновей и одна дочь Паша, и она иногда устраивала нам, внукам, праздник: по очереди жила в семьях своих сыновей. Помню трепетное отношение отца к своей матери. Мы учились у него любить маму.
Отец никогда не делал нам замечаний, и мы не знали от него слова «нет». Он отвечал на наши тысячи «почему», но за разрешением что-то сделать или сходить куда-то оправлял нас к маме.
            Старшая сестра жила с бабушкой, а я росла с мальчишками. Между мной и второй сестрой разница в десять лет. Братья любили и берегли меня. Собирали для меня букеты цветов, ловили пескарей в Нефтянке, жарили на костре картошку.

            В традиционной чеченской семье девочка  находится на привилегированном положении. Ей достается лучший кусок. Ее оберегают от зла и насилия. Нельзя девочку оголять, даже когда она  маленькая, показывать ее в зеркало после того, как стемнеет. Нельзя бить, наносить телесные повреждения. При девочке, как и при любой женщине, категорически запрещается использовать в своей речи ненормативную лексику: мат, варваризмы. Чеченская женщина не употребляет алкоголь, никотин, одурманивающие вещества.
          Учат девочку пользоваться швейной иглой, готовить, убирать, играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать. Из поколения в поколение передаются мифы и сказания, былины и легенды из жизни ее предков. Если мужчина должен знать о семи своих предках по мужской линии, то женщина - о восьми.

            Любой ребенок в чеченском обществе - равноправный член этого общества, которое формируется из семей, состоящих из личностей, несмотря на возраст.
Моим родителям не удалось получить высшее образование, но они дали нам такую возможность.
          К своему совершеннолетию, я уже знала, что к женщине особое внимание и уважение. В благодарность за это,  всегда стремилась отвечать благодарностью и любовью  своим родителям и близким.
           Чеченское общество - закрытое. Мы не ассимилируем. У нас нет культа личности. И нет кумиров. Поклоняемся мы только Всевышнему. Но этика и мораль нашего общества понятна и приемлема. Мужчина - рыцарь, а женщина - алмаз, требующий особого ухода и внимания. Женщина занимается воспитанием детей. Но ответственность за это воспитание несет не только отец, но и весь его род.



2. Можете Вы рассказать мне о женщинах в Вашей семье, как, например, Ваша мать и бабушка, и, вообще, какое влияние они имели на Вас в Вашей жизни?

          Мама наша была домохозяйкой. Наша дружная многодетная семья была ей в радость, равно, как и отцу. Обязанности не распределялись. Дети дружно выполняли небольшие поручения по дому и домашнему хозяйству. А взамен получали безграничную любовь. Нам не читали нотаций на тему морали, а  учили добру и нормам поведения в обществе своим поведением, межличностными отношениями, сказками, рассказами. С нами играли, занимались различными видами спорта.
         Навсегда запомнила, как бабушка бережно относилась к хлебу. Она была сгорбившейся. Баба (так ласково у нас называют бабушку) садилась перед шкафом, аккуратно собирала крошечки хлеба, и спрашивала, кто из нас хочет быть красивым. Мы стаей налетали на нее, пытаясь первыми получить эти крошки, которые сами и рассыпали. Привычка собирать крошки была и у отца. А мы - дети были уверены, что он красивый именно из-за того, что ест эти крошки. Так нас учили бережному отношению к хлебу.

        Помню, как бабушка разбирала постель своего сына - нашего отца, которую мы - дети наспех заправили. Она взбивала подушки, разглаживала каждую морщинку на простыне. Баба делала это с таким теплом, что любо было наблюдать. Так со временем и я научилась этим тонкостям женской нежности, ласки и заботы о близких, тех, кто нас любит и ждет.
         Обычно целыми днями мы пропадали у бабушки. Все ее внуки выросли у нее на глазах, хотя у каждого из ее сыновей был свой отдельный дом и хозяйство.
Благодарна своей матери, что мы всегда были сыты. Сажали нас за один общий стол. Ставили перед нами большую посудину. И разными хитростями, соревнованием заставляли кушать. У нас была огромная эмалированная тарелка. Каждое утро нам варили кашу. Мама предлагала соревнование: кто первым доберется до цветочка, изображенного на дне тарелки. Победитель первым и получал сладости: клубнику, финики, изюм. Нам покупали игрушки и книги, карандаши и альбомы для рисования. Мама рисовала для нас, а у папы был очень красивый каллиграфический почерк. Навсегда впечаталась в память первая буква, которую он часто писал, подписывая путевые листы. Это была буква «Я», с большой круглой головкой - первая буква фамилии.
                Традиционно, женщина-чеченка занимается семейным уютом: уборка, приготовление пищи, воспитание детей. Она распоряжается семейным бюджетом. Мужчина - добытчик. А женщина - экономка, если так можно сказать.


3. Какие роли традиционно доступны чеченским женщинам, и как Вы связаны с этим?

           Чеченка - дочь, жена, мать, бабушка. Это в первую очередь.
           Особое внимание и почет мужчина проявляет по отношению к родственникам матери и жены, хотя живет к кругу родственников по мужской линии.
           С ее мнением считаются. Она имеет равное право в семье и в обществе.
Дочери всегда есть место в родительском доме. В случае развода у нашей женщины не возникает вопрос, куда возвращаться, если она оставляет дом мужа.
Женщина может выходить замуж столько, сколько посчитает нужным, и ее за это не осудят.
Дети, как правило, при разводе родителей остаются с отцом, за исключением форс-мажорных обстоятельств.
            Но совершеннолетний сын забирает к себе мать, если она не замужем, и мать не против этого.
             Замужняя женщина более свободна, чем любая другая женщина.

             При желании или необходимости, женщина работает и занимается любимым делом. Ограничений в профессиональном роде занятий практически нет. Женщину оберегают и не дают заниматься тяжелым физическим трудом. В противном случае, осудят мужа.

4. Как Вы думаете, отношения между мужчинами и женщинами в Чечне отражают половые (гендерные) отличия, или неравенства пола?

        Неравенства полов нет. Есть, конечно, гендерные отличия. И в пользу женщины.
Она защищена от насилия в семье со стороны мужа. Мужчина отвечает за женщину перед всем ее родом. К ней подчеркнутое уважение и любовь. Ни один мужчина не имеет право оскорбить девушку, женщину: ни словом, ни действием. Взять девушку за руку можно при условии, если она дает мужчине свое согласие на брак. И это делается при свидетелях и один раз.

       Убийство женщины карается бОльшим наказанием, чем убийство мужчины.
       В получении образования, женщина имеет равное право с мужчиной.
Внебрачные связи недопустимы. Женщина защищена от сексуального насилия, что карается смертной казнью.


5. Что является одним из главных препятствий, с которым сталкивается чеченка сегодня в Чечне, включая: писателей, юристов, правозащитников и учителей? Они изменились, начиная с конфликта в 1994? По-вашему, что стало самым важным в формировании теперешней ситуации для женщин, и почему?

          Женщина-чеченка  - член общества, не ограничена в своих правах. К ее мнению прислушиваются. Ее знания принимаются. Годы войны показали силу духа чеченки, ее готовность защитить свою семью и своих мужчин. История знает чеченок, как амазонок, которые воспитывались защитницами своего дома, Отчизны.
      Многие семьи обезглавлены. Женщина сегодня вынуждена содержать свою семью. Финансовые проблемы большим грузом легли на плечи одинокой женщины-чеченки. Лишившись крова и средств существования, мужской ласки и заботы, поверьте, трудно выжить в наше страшное время деморализации человечества. Но кодекс чести помогает чеченке достойно пройти путь от рождения до самосовершенствования и ухода в мир иной.
           Женщина-чеченка добровольно взяла на свои плечи защиту своих мужчин от зла и насилия со стороны военных преступников. В нашем обществе категорически запрещено унижение чести и достоинства человека.

6. Как Вы думаете, в чем был смысл солидарности и духовно-нравственной связи между женщинами в годы недавней войны? Женщины прошли все тяготы вместе? Как и каким образом?

           У чеченцев есть такое понятие, как «яхь». Дословно не переводится, но означает соблюдение чести, стремление быть чище в мыслях и поступках. Чеченцы стремятся к идеалу и всю свою сознательную жизнь доказывают, что имеют право называться чеченцами. «Трудно быть чеченцем», - говорят у нас. Родственные отношения, которые не прерываются ни при каких условиях, «яхь» помогают  выжить в нечеловеческих условиях. У чеченцев не принято жаловаться ни на здоровье, ни на материальные затруднения. Упорство, трудолюбие, взаимопомощь помогли и помогают нам в этом злом мире бренности.



7. Какое право голоса имеют женщины в современной Чечне?

        Равное право с мужчиной. Никогда ни один чеченец не подумает и не попытается лишить женщину права на жизнь. Женщина - мать. И этим все сказано. Чеченка  находится под опекой и защитой всех мужчин своего рода. За замужнюю несут ответственность муж и его близкие.



8. Можете рассказать о работе, которую Вы делаете? Можете рассказать о своем творчестве? Что мотивирует Вас для писания? Каковы темы, предметы, о которых Вы пишите, и почему?

           Уже говорила, что я - филолог по образованию. Меня интересуют психология, философия, история, языкознание и языковедение. Искусство и литература. Логика и законы мышления. Государственное устройство и защита прав человека.
        Могу уверено сказать, что чеченцы - единственные в этом мире, у которых нет раболепства. Чеченец не может быть рабом. Чеченец предпочтет смерть. Чеченца невозможно лишить свободы.
          Пишу давно и о разных аспектах нашей жизни. О человеческих судьбах, о трагедии моего маленького гордого народа. Иногда философствую, пытаюсь найти ответы в религии, хотя я не фанат. Своим героям я не даю оценок, оставляя это читателям.
         Через красоту наших обычаев и традиций хочу всему миру показать, какие мы есть на самом деле. Мы физически такие, как все представители рода человеческого. Но требуем от себя немного больше. Планка морали завышена. Наверное, так угодно  Всевышнему, чтобы сохранить род человеческий.
            Я понимаю, что нас мало, и информация о нас  скрывалась от остального мира. Война не может быть константой для нас. Кавказская война длится слишком долго. Пора понять, что только волей Всевышнего можно уничтожить нас, как этнос, как субкультуру. У нас есть, были и будут свои Кулибины и Шекспиры, Фарадеи и Энштейны. Приходите к нам. Живите среди нас. Учитесь у нас и делитесь с нами своими знаниями.



9. Вы стремитесь изменить что-либо через свою работу? Объясните, пожалуйста.

          Бесспорно. Хочу повернуть весь мир лицом к моему народу. Хочу, чтобы вы узнали нас такими, какие мы есть на самом деле. Со всеми нашими слабостями и преимуществами. Чеченцы - один из самых древних народов. Откройте нам доступ к тем источникам, которые хранятся в ваших библиотеках, музеях. Разрешите нам самим писать свою историю.


10. Что означает "женское полномочие" для Вас? Какие факторы в Вашей практике - самые главные и эффективные для прав чеченских женщин, и почему?

          Самое важное для любой женщины - ее слабость, которая воспринимается мужчиной, как ее преимущество. Женщина уполномочена Богом делать мир красивее, добрее. В основе слова «бакъо» (полномочие) лежит «бакъ» - правда, правильно.
        Мне пришлось жить, как в чеченском, так и в других обществах. Но самой защищенной я себе чувствую в чеченском обществе. Поверьте, я знаю, что никто не тронет меня пальцем. Мне уступят дорогу, место в общественном транспорте. При мне не будут ругаться, драться или скандалить. Мне окажут финансовую или моральную помощь. В случае траура все заботы возьмут на себя родственники и соседи. У меня есть все права, написанные в конвенции ООН о правах человека. А мой долг - любить ближних.


11. Образование дает больше прав (возможностей) и мобилизует. Какую роль играет учеба в жизни женщины в Чечне? Чем был Ваш опыт образования и насколько это важно для Вас?


            Образование дает женщине научные знания, которые облегчают ей жизнь. Профессиональные навыки она получает в результате практической деятельности. Знания иностранных языков дали мне возможность читать Конана Дойла, Чосера и Роберта Бернса в оригинале. Я получаю удовольствие от того, что делюсь своими знаниями, и у меня есть ученики.
            К сожалению, война нарушила спокойный ритм жизни. Но обострилось желание изучить историю своего народа, защитить своих детей от несправедливости и зла. Человек должен быть всесторонне развитым. А учимся мы всю жизнь.




12. Что, по-вашему, необходимо сделать в Чечне, чтобы открылись новые возможности для женщин, чтобы женщины (свободно) могли оспаривать преобладающие идеологии половых и патриархальных отношений? Есть место в Чеченской культуре для женщин художников/писателей? Если так, то какое? Если нет, то почему нет, и как, по-Вашему, что должно измениться, чтобы женщина-художник заняла свое место в чеченской культуре/обществе?

       В чеченском обществе женщина ни в коем случае не ограничена ни по половым, ни по другим признакам. На сегодняшний день женщину необходимо освободить от непосильного труда по материальной поддержке своих семей. Необходима социальная помощь, охрана и профилактика ее здоровья. Государство обязано компенсировать все затраты на восстановление жилья и имущества. Среди чеченок есть художники, писатели, актеры, юристы, врачи, дизайнеры, учителя. Все они пользуются признанием и уважением. Для увеличения количества людей искусства (особенно независимых художников и писателей) увеличить социальную заботу, помочь в организации салонов и творческих союзов, выставок и вернисажей.


13. Если можно, то, какие жертвы лично и профессионально Вам придется принести в результате Вашей работы, и жалеете ли Вы об этом?

      Лично я могу пожертвовать своим временем, чтобы показать красоту моего народа. Никто не ограничивает меня в правах. Никто не пытается отрицательно влиять на меня. Понимаю, что не всем нравятся мои мысли и умозаключения. Но добрых, умных людей больше.
         Надеюсь, что оставлю после себя искру для большого огня возрождения Феникса чеченского народа.


14. Что Вы цените больше всего в жизни?

        Честно, это самый тяжелый вопрос. Думаю, имя. То, что я оставлю после себя. Никто не сможет лишить меня тех прав, которые даны мне Всевышним.

15. Хотели бы еще что-то добавить?

           У меня есть, что еще сказать. Слишком много. Я пишу. И буду писать, пока есть силы. Своими героями, которых  нахожу среди реальных людей,  знакомлю читателей и слушателей с красотой моего края, ценностями морального кодекса чеченцев. Вместе с читателями ищу выход из трудных житейских ситуаций.
          Мира и добра нам всем от Всевышнего.