Да здравствует

Владимир Врубель
                Да здравствует…

Случилось это 7 ноября 197… года. После демонстрации я возвращался домой. Предстояло сесть у Финляндского вокзала в автобус «двойку». На остановке собралась огромная толпа, всё происходило по давно известному сценарию. Те, кто висели на подножке, стенали: «Граждане, ну подвиньтесь немного!», а, протиснувшись в  автобус, уже другими голосами отвечали таким же страдальцам: «Куда вы лезете!».

Толпа внесла меня в очередной автобус. После того, как водитель сумел каким-то образом закрыть двери, машина, наконец, тронулась. Особенность тогдашнего ленинградского транспорта, в отличие от любого южного города, заключалась в том, что все ехали молча, либо тихо переговариваясь. Я стоял, тесно сжатый со всех сторон, и думал, что, если сейчас подогну ноги, то так и останусь висеть.

Вдруг, рядом со мной, какой-то невзрачный мужичонка в старой облезлой заячьей шапке негромко,  но явственно, произнёс: «Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза, вдохновитель и организатор всех наших побед!». Мы как раз в этот момент проезжали рядом с «Большим Домом», так ленинградцы называли здание, где размещалось управление КГБ. Мне показалось, что и в без того, тихом автобусе, все перестали даже дышать. Стало как-то свободнее.

 Помолчав немного, мужичок уже громче и твёрже произнёс: «Да здравствует рабочий класс, колхозники и трудовая интеллигенция!». Не знаю, как, но вокруг нас стало образовываться свободное пространство. По мере того, как он выкрикивал лозунги, свободный круг становился всё шире и шире. Окружающих больше всего пугало то, что от него не пахло спиртным, мужчина был абсолютно трезвым. Вывод мог быть только один….

Обычно в праздничной давке выходишь из транспорта без пуговиц на пальто. Но этот мужчина вскоре вышел из автобуса так же легко, как если бы он ехал в нём один. Странно, но человека,  не произнесшего ничего необычного, все сочли за сумасшедшего. А может быть, он просто прикидывался?
Я вышел на следующей остановке без пуговиц. Лучше бы я сошёл вместе с ним.