Игорь Огнин
4 ШАГА В НАПРАВЛЕНИИ – ОТ КРАЯ
Или как воспользоваться «окном возможностей»
Шаг 1 – введение резервного рубля (опубликован ранее).
Шаг 2
Пересмотр процедуры и самого подхода к государственному заказу.
Цель: создать спрос на нижнем этаже экономики, эффективное производство в масштабах страны.
Механизм реализации:
В Центральном Банке и во всех финансовых институтах вводятся новые счета, номинированные в рублях, где будут размещаться государственные обязательства (опционы) на работу (ГОР).
ГОРки – это обязательства заплатить в определенный срок за работу (продукцию) в определенном объеме и с определенным качеством.
ГОРки – это деньги, но только после выполнения работ, поставки продукции, - после подписания акта о выполнении обязательств.
ГОРки – это спрос, который до обналичивания должен произвести добавленную стоимость, это некий симбиоз безусловного платежа (векселя) и фьючерсного контракта, стандартизированного до уровня соответствующего контроля.
Государство в ГОРке является авалистом, говоря вексельным языком, а страховая компания (обязательный участник схемы) страхует ответственность исполнителя за невыполнение работ (поставки) в полном объеме. Государство, в свою очередь, формирует перестраховочный фонд по ГОРкам для аттестованных страховых компаний.
Государственный перестраховочный фонд и должен стать генератором схемы контроля над исполнением ГОРок.
Первым шагом при организации контроля должно стать создание кадастровой карты работ, «привязанной» к местным условиям и отражающей актуальные цены. ГОРка имеет уникальный номер, номер государственного субъекта, нуждающегося в получении работ (продукции), номер работы из утвержденного государством Списка кодов деятельности, идентификационный номер исполнителя ГОРки, номер страхового полиса исполнителя, сумму к выплате, срок исполнения, условия по досрочной выплате, штрафные санкции при нарушении сроков, время и место подписания акта о выполнении работ (поставки), номер контракта, содержащего весь список ГОРок, связанных между собой единым заказом.
Генерация ГОРок по своему действию на бизнес будет похожа на выставление большого числа аккредитивов с условием выполнения полезных работ (поставок). Что-то очень близкое к денежной эмиссии, только без отрицательных инфляционных последствий на первом круге оборота.
Какая-то часть обналиченных ГОРок будет «давить» на уровень инфляции снизу, но только часть. Остальные наличные будут пущены в развитие, т.е. на выполнение новых ГОРок. Произведенная добавленная стоимость, в свою очередь, будет сдерживать инфляцию сверху, т.к. формироваться будет в рыночных условиях с ограниченными возможностями по получению сверхприбыли.
ГОРку может выписать любой государственный субъект, имеющий строку в бюджете любого уровня. Выписывание ГОРок должно происходить строго с соблюдением планов развития и/или поддержания государственных программ, включая национальные.
Массовость возможного выпуска ГОРок ставит во главу угла вопрос об эффективном контроле над их исполнением.
Сейчас государственное финансирование тяжело получить и сравнительно легко за него отчитаться.
Инвестиционная схема «стоит на голове». Вместо практики «Тяжело получить государственное финансирование, легко отчитаться», нужно перейти к системе: «Легко получить госгарантии, тяжело отчитаться за потраченные деньги».
«Тяжело отчитаться» – это не значит ужесточить контроль со стороны тех ведомств, которые и так обязаны максимально жестко следить за гостратами. Это значит создать реальные рыночные механизмы контроля выполненных работ, в частности:
- Ввести справочник кодов деятельности, требуемой для государства;
- Сделать экспертизу для каждого региона и каждого кода о ценообразовании;
- Ввести в банках ссудные счета «Государственных опционов на работу» (ГОР);
- ГОРки обналичивать при сдаче работ по каждому коду деятельности;
- Дать право банкам кредитовать 20-50% от суммы ГОРок при обязательном страховании полной ответственности получателя ссуды;
- Автоматизировать систему выдачи ГОРок, сформулировать способ выбора претендента на выполнение тех или иных работ с учетом действующего законодательства;
- Ввести институт общественно-государственного эксперта -
в соответствии с прозрачными правилами дать возможность, к примеру, любому пенсионеру зарегистрироваться в качестве эксперта государственной системы контроля (при Минюсте или Счетной палате) в той области, в которой он проработал не менее пяти лет.
В рамках контроля над итоговым исполнением работы по конкретному коду предлагать нескольким экспертам за небольшое вознаграждение дать свое краткое заключение.
Деятельность экспертов должна быть застрахована и страховая компания может отказать эксперту в очередной страховке, в случае неоднократной выплаты страховых сумм по несостоявшимся или некачественным работам, положительное заключение по которым было выдано с участием данного эксперта.
Дать возможность страховым компаниям сформировать широкую сеть экспертов.