Островки моего детства

Татьяна Домаренок
Послевоенный Минск…
В памяти остались яркие живые картинки моего родного города конца пятидесятых , начала шестидесятых годов. В то время я жила в самом центре его. Но много ли я видела? Нет, совсем немого. В театры мы не ходили, у родителей не было достаточно свободного времени на частые прогулки со своими детьми. Но кое-что я все-таки помню.
Улица Советская и площадь Ленина. Сюда я иногда ходила с мамой в магазин. Красного цвета кирпичное довоенное здание стояло посередине площади. На первом этаже были магазины – продуктовый и ювелирный. В продуктовом магазине были высокие стеклянные прилавки. Уж ,что на них лежало , не знаю, в то время я не присматривалась, но выбор был большой. Помню гору колбас, висящих за прилавками. Самое главное впечатление  создавали витрины магазина. Чего там только не было! Ювелирные украшения , коробки дорогих конфет. Мне хорошо запомнились большие шоколадные и мармеладные мишки, белочки и зайцы. У нашей мамы не было достаточно денег, чтобы хоть что-то из таких дорогих конфет купить для своих детей. И мы могли только любоваться ими. Но, вскоре , это здание вместе с магазинами снесли. Оно как-то не вписывалось в центральную площадь города.
Помню, как отец водил нас с братом, еще совсем маленьких, по площади Ленина. Мы смотрели на памятник Ленину и на такие же маленькие , как и мы , елочки возле Дома Правительства. Видимо, тогда их только посадили.  Теперь же, я могу сказать, что этим елям столько же лет, сколько и мне. Они превратились в статные и высокие деревья.
На подходе к площади Ленина на улице Советской сохранились старые дома, которые стояли еще тогда. В одном из них была булочная. Нас с братом мама иногда посылала туда купить хлеб. Магазинчик казался совсем небольшим. При входе в него всегда ощущался очень приятный запах свежевыпеченного белого хлеба. А какие ароматные и вкусные булочки с изюмом продавались здесь! Их не сравнишь с сегодняшними. Не знаю, что поменялось при выпечке сдобных булочек.  Да и творожные сырки, которые иногда покупала мама, были безумно вкусными. Может быть, они приелись сейчас? В «хрущевские» времена , когда пропал белый хлеб, а потом изредка его начали «выбрасывать» в булочной, мы выстаивали большие очереди на улице, чтобы купить и насладиться им, как самым вкусным лакомством на свете. Тот  душистый аромат, исходящий от белого «хрущевского» хлеба, мне запомнился на всю жизнь.
На пересечении улиц Советской и Мясникова и сейчас все так же стоят несколько очень старых зданий того времени. В одном из них сейчас Дом фото. А раньше, в то время, здесь было трикотажное ателье. Когда его открыли, я не знаю. Мне было лет десять, когда мама разбогатела на то, чтобы заказать  мне, моей сестре и себе в этом ателье по шерстяной кофте. Я хорошо помню свою первую теплую синюю кофту. Но, чтобы заказать эти шерстяные вещи , нам с мамой пришлось отстоять в очереди целую ночь.
На улице Володарского находится здание старого роддома №1. Сейчас там уже не роддом. В нем родились моя сестра, мой брат и я  , а позже мой сын. А сколько еще новорожденных детей города Минска появились на свет в этом здании за все время существования роддома , мне трудно оценить. Хотя, можно точно сказать, что практически все дети моего поколения родились в нем. Ведь он тогда был один на весь город.
На улице Городской вал ( раньше - улица Урицкого) расположена детская библиотека. В ней была записана когда-то я и брала читать художественные книги. Позже даже сына записала. Правда ему уже брала только литературу для школы. И сама кое-что читала из его книг. Дорогая библиотека из моего детства, спасибо тебе за то, что ты есть!
Немига в шестидесятые годы прошлого столетия была узенькой улочкой с невысокими старыми домами. Иногда я ходила по ней, заглядываясь на витрины небольших магазинов , на окна и подъезды домов. Жаль, что той старой улицы сейчас не сохранилось. Но я очень рада, что в моем городе Минске остались маленькие островки моего детства, прогуливаясь по которым  я могу вспомнить что-нибудь очень теплое и хорошее и тем порадовать свою душу.

 20.11.10
Иллюстрация из книги А.А.Воинова и С.Ф.Самбука "Дом Правительства Белорусской ССР", Минск, 1975.
На этой послевоенной фотографии площади Ленина еще стоят снесенные позднее дом Костровицкой (слева) и дома по нечетной стороне улицы Советской, на месте которых в 1970-е был построен комплекс министерств.
 

p.s. читайте мои рассказы и сказки на http://domarenok-t.narod.ru