Источники по ист. Франции в Высоком средневековье

Алексей Сорокопыт
Периодизация

Высокое средневековье занимает хронологические рамки с 90-х гг. IX века до начала XIV века.

Историю Высокого средневековья как европейских стран в целом, так и Франции в частности, можно разделить на три периода:
1. Долгое Х столетие.  90-е гг. IX века – 1025 г. «Темное», так как сохранилось мало источников.
2. 1025 – 1244 гг.
3. XIII век – эпоха экспансии.


Общая классификация

Источники Высокого средневековья можно разделить на несколько групп:
1. Документальные (публичные и частные акты, документы хозяйственного значения, делопроизводство и др.)
2. Юридические источники (памятники обычного права, кодексы, городские хартии, юридические трактаты и др.)
3. Нарративные тексты (анналы, хроники, мемуары, жития и др.)
Обзор источников, их особенности для Франции


Документальные источники

Главная особенность этого вида источников состоит в том, что сохранилось очень мало оригиналов, источники дошли до нас в основном в копиях и в их сборниках – картуляриях.
Среди документальных источников высокого средневековья можно выделить: описи имущества, документы городского управления, цеховые уставы, городские акты, торговые книги. Особое место занимают акты (земельные сделки). Они составлялись для установления фиксированной повинности, при выкупе из повинности, для фиксации залога или продажи земли. Также были документы, относящиеся к управлению поместьем.


Юридические источники

В Высоком средневековье произошел упадок данного вида источников после расцвета в Раннем средневековье. Перестали издаваться новые капитулярии, а старые переписывали, но и они не действовали.

В этот период получили распространение кутюмы.  Кутюмы (от фр. coutume — обычай) — правовые обычаи некоторых провинций, территорий, городов в средневековой Франции. Существовали как в устной форме (преимущественно в северной части страны), так и в письменной — на юге Франции. Различия заключались не только в форме, но и в содержании — на севере кутюмы представляли собой совокупность преобразованного канонического права, грамот, прецедентов локальных судов. На юге — смесь местных обычаев на основе римского права.  Кутюмы дают информацию о порядке судопроизводства, о взаимоотношениях между феодалами, об отношении феодалов к зависимому населению. В XIII веке появились первые письменные сборники известных юристов того времени, которые в дальнейшем способствовали развитию права всей Франции. Наиболее значимые и известные из таких произведений:

-книги Кутюмы Орлеана, Оверни и Анжу под названием «Учреждения св. Людовика» (1273)
-Кутюмы Бовези (1282),
-"Великие Кутюмы Нормандии" (около 1255).

В период Высокого средневековья был создан ряд судебников – кодификаций права.  Они начали появляться на севере страны с XIII века.  Самый древний судебник – это «Запись обычаев и нравов в Нормандии» (начало XIII века). Он был написан на латыни, переведен на нормандский.  Также был создан «Большой Нормандский судебник» (сер. XIII в.), текст которого сохранился. 

С середины XIII века стали издаваться королевские постановления, имевшие силу государственных законов – «Ордонансы». Такие же документы издавались и в Англии. Эти документы являются источниками публичного права.


Нарративные источники

Третьим видом источников являются нарративные источники.  В средневековой Франции были распространены «Анналы» - записи событий по годам, связанных с жизнью города, области или страны. Центром летописания во Франции был город Реймс.

Первым французским хронистом был Флодоард. Около 50 лет он писал «Анналы», в которых коротко и ясно описываются события 919 – 966 годов. Они написаны в жанре дневника. Также он написал «История Реймской Церкви в трех книгах».

В конце Х века монах Рихер Реймский написал «Историю в четырех книгах», которая охватывает политические события 882 – 998 годов.  Этот источник сохранился.

Аббат Сугерий написал «Жизнь короля Людовика VI» в виде панегирика.

В этот период были попытки создания всемирных хроник. Монах Сигиберт написал хронику, охватывающую события с 371 по 1111 года.

В XI веке была написана хроника бургундского монаха Рауля Гвабера.

В XIII веке происходит централизация летописания. Появляются общенациональные хроники.

"Сен-Дениские хроники", - королевский летописный свод 13-15 вв., содержащий историю франц. монархии с момента возникновения до кон. 15 в. Написанные с точки зрения защиты интересов королевской власти.

Около 1208 года были написаны «Деяния Филиппа Августа». Автор – Ригор (врач, монах). Этот труд продолжен канонником Гильоном.


Кутюмы Бовези

С возвышением авторитета и спроса на профессиональные знания юристов, с увеличением потребности в письменно фиксируемом наборе правил разрешения юридических конфликтов повсеместно в городах и государствах с централизованным управлением и законодательством стали проводиться записи обычного права и в некоторых случаях городского права.
Кутюмы Бовези (ок. 1282 г.) представляют собой описание местных правовых обычаев (кутюмов), которые применялись в суде и повседневной жизни в северо-восточной части Франции в графстве Бове. Они записаны и прокомментированы французским юристом, исполнявшим должности судьи и сенешала Филиппом де Бомануаром (1247—1295 гг.). Запись обычного права стала проводиться в широких масштабах в XIII в., когда в стране применялось одновременно писаное право (на юге Франции) и обычное право, причем последнее имело широкое применение в 60 крупных территориальных районах и еще в 300 малых территориальных районах королевства. Официальная унификация кутюмного права стала проводиться в 1454 г. согласно ордонансу Карла VII. Запись Бомануара была произведена около 1282 г. Первая и оставшаяся незаконченной запись обычного права была подготовлена бальи по имени Пьер де Фонтен по специальному приказу короля и нацелена на упрощение и облегчение управления страной на основе законов и обычаев.

За подготовку "Кутюмов Бовези", изданных в двух томах, Бомануар заслужил прозвание "светоч своего времени". Дело в том, что это издание явилось не только компиляцией местных обычаев, но и одновременно собранием таких правил и норм, которые частично были основаны на "правовых нормах, общих для всех кутюмов Франции". Автор сборника был представителем французской школы леейстов (законников). Помимо обозрения всевозможных законов и обычаев провинции он использовал также отдельные положения канонического и римского права, снабдив их собственными идеями и обобщениями. Автор, в частности, проводил мысль о необходимости объединения Франции под властью одного монарха, являющегося единственным и действительным господином для своих подданных. Одновременно он поддерживал устремления к освобождению крепостных (сервов) крестьян, считая их зависимое крепостное состояние большим злом и напоминая своим соотечественникам, что "вначале все люди были свободны... так как всякий знает, что мы (христиане) все происходим от одного отца и от одной матери".

Оригинал работы не сохранился, но имеется большое число списков, которые отличаются друг от друга лишь по диалекту, что лишний раз свидетельствует о значительной популярности автора в XIV—XVII вв., вплоть до первого печатного издания труда в 1690 г. В сочинении Бомануара содержится характеристика правового статуса суверена и суверенной власти на уровне королевства и на нижестоящих ступенях феодальной лестницы. Здесь дается характеристика статуса городских коммун, основных вариантов фиксации крепостной зависимости и имущественных прав, юрисдикции судов, а также положения об обязанностях бальи, адвоката, судьи и других участников разрешения правовых конфликтов.


«История в четырех книгах» Рихера Реймского

«История в четырех книгах» была написана Рихером между 991 и 998 годами. Рукопись этого сочинения была обнаружена в 1833 году в библиотеке Бамберга. Текст ее написан на латыни на 57 пергаментных листах и, судя по обилию авторских правок и сокращений, представляет собой черновой вариант книги. Начав повествование с рассказа об устройстве мира в целом и Галлии в частности, Рихер описывает историю правления Карла Простоватого, его сына Людовика Заморского и основателя династии Капетингов Гуго Капета, а также сопутствующие этому периоду междоусобицы и борьбу за власть между Каролингами и Капетингами. Кроме того, благодаря описанию системы преподавания Герберта Орильякского, в сочинении Рихера содержатся ценные сведения об особенностях образования второй половины X века.

При написании Рихер опирался на более раннее сочинение — «Анналы» реймского каноника Флодоарда, — о чем сам автор сообщает в прологе. Рихер не повторяет дословно сухое изложение фактов Флодоарда, а создает на их основе развернутые описания. Однако — так как монах не мог быть свидетелем большинства изложенных им событий — красочные подробности битв и длинные речи, которыми обмениваются персонажи, можно воспринимать как источник достоверной информации лишь с большими оговорками. Тем не менее, несмотря на то, что произведение Рихера не является хроникой в полном смысле этого слова, оно представляет собой ценный с точки зрения литературы труд, со страниц которого можно подчерпнуть немало сведений об особенностях современной автору эпохи.