Восхождение

Махпрат Мухиддинова
       На первом курсе Ташкентского геологоразведочного техникума с нами училась Галя Куликова из города Чирчик. Она была весёлым, дружелюбным человеком, и мы с ней подружились. Галя была на несколько лет старше меня, разведена, имела трёхлетнюю дочь и занималась альпинизмом.

       Об альпинизме я мечтала ещё со школы,так как любила горы, но боялась высоты, поэтому заняться им так и не решалась. Но, переехав из Узгена в Андижан, в десятом класса стала заниматься любимым видом спорта - стрельбой из различного вида пистолета. Позже, учась и живя на одном конце Ташкента, тащиться на трамвае для тренировок в другой конец города было тяжело и небезопасно. Здания техникума и общежития были построены на окраине города, за вузгородком. За территорией учебного заведения начинался пустырь, но с противоположной стороны, за общежитием у нас расположилась махалля – улица. Ташкент расширялся, дома старого города сносились, поэтому людям на окраине давали участки, чтобы строили дома. Позже образовался целый район улиц с большими добротными домами. Опасность исходила именно из махалли. Магазинов рядом не было, приходилось ходить за продуктами в студенческий городок или ехать в центр. Походы в магазины, поездки в город отнимали много времени, поэтому частенько студенты возвращались в общежитие в темноте, так как практически отсутствовали фонари по всей территории учебного заведения. Девчонок чуть ли не под окнами постоянно подлавливала ватага подростков из махалли. Мы все их очень боялись, но деваться было некуда. В конце концов, мне пришлось бросить стрельбу.

       Галя рассказывала о своей альпгруппе, о горах, о восхождениях. Она, в конце концов, сумела меня заинтересовать, и я решилась записаться в секцию альпинизма, раз уж у меня не сложилось со стрельбой. В выходной день мы с ней встретились, и она повела меня в спортивное общество «Динамо», где занималась сама, которое находилось относительно недалеко от моего места проживания. Меня не записали – там затеяли ремонт, поэтому до его окончания никого не брали. Мы решили приехать, как только у них всё нормализуется.
       Как-то в субботу, в один из декабрьских дней мы с девчонками сидели у себя в комнате. На улице лил дождь, и было очень промозгло. Вдруг к нам в комнату вошла Галина. Она попросила помочь ей – дать теплые вещи, так как неожиданно с группой собралась на восхождение. Мы собрали её в дорогу, и она пообещала в воскресенье вечером занести вещи. Нам было непонятно и как-то тревожно – как можно было в такую скверную погоду лезть в горы?!

       Она не заехала в обещанное время, – этого следовало ожидать, – но когда в понедельник не появилась на занятиях, мы забеспокоились. Вечером нам сообщили, что Галя Куликова погибла в горах. Трудно описать наши чувства тогда, да и сейчас больно. Через несколько дней на город выпал долгожданный снег, и он стал белым-белым – началась зима. Но Галя уже не могла этого видеть.               

       На похороны поехали всей группой в заказном автобусе. Ехали молча –  нам не хотелось говорить в такой момент. Я сидела впереди, отрешённо уставившись на дорогу. Навстречу неслись автобусы, автомобили, и в какой-то момент мне показалось, что наш автобус чудом увильнул от встречного грузовика. Может, мне показалось? Мне безразлично подумалось тогда: «Поехали на похороны, а могли  всем автобусом оказаться на «том свете».
       В доме Гали было много людей, и среди них её мама и двое выживших альпинистов. Ребята были студентами ТашГУ: один из них кореец, другой русский – оба совершенно седые. Она лежала в гробу с темными пятнами на лице, заострившимся носом, и, как бы я ни пыталась внушить себе, что это – Галя,  мне  это не удалось. Она так и осталась для меня живой.

       Мы в подробностях узнали о случившейся трагедии. Была отвратительная погода, когда началось восхождение. Они не взяли ни палаток, ни примуса, ни продуктов, налегке хотели подняться и сразу же начать спуск. Они поднялись. Наверху пошел снег, а так как они были легко одеты, то стали быстро замерзать, а обогреться было нечем. Девушки не могли идти, один из ребят, тащивший их на  себе, как потом показало вскрытие, умер от разрыва сердца. Первыми погибли девушки, а всего погибло 6 или 7 человек – все студенты из разных вузов. Альпинисты были не новичками, и совершенно непонятно, как старший, да и остальные члены группы могли допустить грубейшие ошибки, стоившие им жизней?! Разве в горах, тем более на высоте можно быть уверенным в погоде? Разве не должны неукоснительно соблюдаться все прописанные кровью правила безопасности? Да и где был элементарный здравый смысл? Как же человек может не дорожить своей жизнью и, тем более, чужой, что допускает и допускает смертельные ошибки! Мы не застрахованы от случайностей, но когда на них накладываются наши безответственность, беспечность, неразумность, несрабатывание инстинкта самосохранения – случаются страшные трагедии.

       Прошло время, и я, конечно же, так и не записалась в альпинисты, тем более без Гали это уже не имело смысла. Я поняла – не имею права рисковать своей жизнью – она принадлежит не только мне. Я не имею права делать своих близких несчастными, заставляя страдать их всю жизнь.
       Мы несём ответственность за тех, кого любим. Мы несём ответственность за тех, кто любит нас.

20.11.2010 г.