Учитель Али Гамарлинский

Гюльбениз Камарли
 ГЮЛЬБЕНИЗ КАМАРЛИ               

               
               
    
      Время летит с неумолимой скоростью и то, что раньше многое откладывалось «на
 
потом» – сегодня кажется непростительной оплошностью. Нашему поколению пришлось пережить

 тяжелые послевоенные годы, эпоху социализма, с её верой в «коммунистическое будущее»,

 и перестройку... Сегодняшние будни, связанных с потребностью постоянно

держать руку на пульсе времени отдаляют это прошлое...Чем больше оно  отдаляется-

  тем значительней и дороже оно становится... Связь времён, переход из одной эпохи в

 другую,непростые человеческие судьбы  -всё коснулось жизни и деятельности
  Али Магомедвели оглы Гамарлинского.
   
 Его жизнь и деятельность, оказали существенное влияние на жизнь азербайджанского

 народа,на его образование и- посредством русского языка- приобщения к миру

 цивилизации и просвещения, которое вносила Россия в жизнь окружавших её
 
соседних государств.
     До российской Октябрьской революции, образование в Азербайджане могли получить

лишь дети из дворянских или состоятельных семей. В 20-х годах, в пору
 
государственной программы «ликвидации безграмотности», в советских учреждениях

 особо не церемонились когда писали документы. Грамотность  работников новой власти

 в учреждениях,оставляла желать лучшего – большинство из них в недавнем прошлом

 были пролетариями. Например,в документах если фамилия начиналась с буквы "Г", то

 могли переиначить и написать  «К»,не придавая  этому никакого значения ...Поэтому

 в одних документах  фамилия Гамарлинского начинается с буквы "Г", в других- с буквы"К" .



      Али  Гамарлинский родился в 1896 году, 15 января, в семье Мухаммед - Вели Гамарлинского,

 преподавателя русского языка в Русско-Татарской школе в городе Эриван (ныне Ереван).

 Он был старшим сыном и поэтому Мухаммед - Вели дал ему имя своего отца, генерала Али

 Камарлинского, участника Русско –Иранской и Крымской войн. Генерал Али  Камарлинский

 получил во владение село «Гюзюлю» и, поселившись там, стал обустраивать жизнь селян.

 По его фамилии селяне дали  новое название селу - Гамарли.

 Маленький Али не пошёл по стопам деда – генерала, он выбрал профессию

 отца-преподавателя  русско- татарской школы Эривани(Ереван). Его

 призванием стала педагогика.Его предназначение было нести людям свет просвещение и
 
образование.     Так  в  1903 он поступает  в русско-татарскую школу  в Эривани
 
которую с успехом завершает в 19 09 .В этой школе его отец – Мухаммед – Вели,

 работал преподавателем «Туземского языка» - так называли в то время азербайджанский

 язык, преподаваемый в русской школе.После окончания Русско-Татарской школы,

 Али поступил в Ериванскую городскую гимназию, которую успешно окончил в 1912 .

     Хорошие оценки и великолепное знание русского языка дали Али возможность получить

 рекомендацию в Закавказскую Педагогическую Семинарию, которая находилась в Грузии,

городе Гори. В сентябре 1912 года он был в списке семинаристов. В хранилище архивного

 фонда Азербайджана, есть списки дежурств семинаристов, где фамилия А.Гамарлинского

значится 4-м по списку. Эти списки датируются за 1914/15 учебным годом.

 В семинарии была очень строгая дисциплина.

Преподавательским составом Горийской семинарии руководил Д.Д.Семёнов - последователь

великого русского педагога Д.К. Ушинского. Инспектором гимназии и заместителем

Д.Д.Семёнова был А.О.Чернаевский - человек во всех смыслах положительный, прекрасно

владеющий азербайджанским языком, великолепный педагог и организатор, получивший

 высокую оценку о своей деятельности в стенах Горийской семинарии от своих коллег по

 работе, педагогов Рашидбека Эфендиева и Ф.Кочарли.

       В стенах семинарии студент Али получает навыки преподавания, обучается игре на

 музыкальных инструментах, получает всестороннее развитие. Он участвует в постановках

 пьес, участвует в спектаклях, которые играли студенты в  гимназии. Это тоже было
 
предусмотрено программой образования для семинаристов. Но главное, что он получает в

 процессе образования – это любовь к азербайджанскому и русскому языкам, русской
 литературе.

 

За год до Великой Октябрьской Революции в России, в 1916 году, Али Гамарлинский

завершает учёбу в учительской семинарии и в октябре направляется на преподавательскую

 работу в школу села Гамарли.Через год его назначили преподавателем в Русско-Татарскую

 школу города Эриван, где когда-то учился он сам. Али  Гамарлинский там преподавал

 вплоть до 1918 года. Затем Эриванский отдел народного образования направил его

преподавать в новую школу, открывшуюся в Гамарли. В этой школе Али Гамарлинский

 проработал до мая 1919 года.

     Именно этот год оказался самым страшным для многих азербайджанских семей, в том

числе и для семьи Гамарлинских.Тут необходим небольшой экскурс в историю.

Дореволюционная политическая позиция России в Закавказье, из-за недоверия к

 мусульманским властям, была направлена на расселение армян на азербайджанских землях.

 1917 году в России победила революция, но отношение к мусульманским властям не

изменилось.  В конституции РСФСР 1918 года,  вторым

пунктом было записано: «Советская Российская Республика учреждается на основе

 свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик»

Для армянских поселенцев, и без того готовых к утверждению своей власти на заселённых

 землях, эта конституция послужила призывом к действию. Так были созданы карательные

 отряды армян, подвергавшие геноциду и депортации азербайджанское население...

Али Гамарлинский к тому времени уже был женат на Мунаввар Алихановой- дочери

 титулярного советника Кавказского региона Эриванской губернии-

 Гасан-бека Алиханова.

     Когда она училась в гимназии для девочек , созданной в городе Эривань, то одним из

 её преподавателей был отец её будущего мужа - Мухаммед -Вели. Мунаввар была отличницей

по всем предметам, и смышленая красавица вызвала восхищение Мухаммед-Вели. Он

 посватался к Гасан-беку, прося руки его дочери для сына Али, студента учительской

семинарии города Гори.

Гасан-бек был польщён таким сватовством: Мухаммед – Вели Гамарлинский, в то время, уже

 снискал себе уважение и почет в элитных и интеллектуальных кругах, своими статьями в

 газетах, как педагог и как автор изданных в типографии Р.К.Эдельсона города Эриван

(ныне Ереван) «Татарские  пословицы»( азербайджанский язык в ту пору именовали

 как"Татарский")...
    Мухаммед - Вели Гамарлинский, как один из соучредителей гимназии для девочек и детей

 из малообеспеченных семей, был знаком с известным сатириком и редактором журнала «Молла

 Насреддин» М.А Сабиром. Впервые они встретились в 1906 году на съезде учителей. Их

 познакомил Нариман Нариманов, назвав Мухаммед-Вели «выдающимся представителем

 просвещения Иравана(Эриван-Ериван)».Конечно же, породниться с таким человеком и выдать

 свою дочь за образованного красавца выпадало не каждому...

Но молодожёнам не суждено было наслаждаться жизнью на родине своих предков. Советская

власть провозгласила, наряду с Азербайджанской и Грузинской республиками, и Армянскую.

 По утверждению посла России в Иране А. Грибоедова, армяне были поселены на

азербайджанские земли временно, согласно Туркменчайскому договору. Чтобы оправдать себя

 как национальная республика армяне начали повальные погромы в азербайджанских селениях,

 вынуждая их жителей покидать родные дома.

Спасаясь от погромов, семья Мухаммеда - Вели Гамарлинского переехала в глубь страны.

Али Гамарлинский с женой и трое его братьев - Паша, Адиль, и Махмуд поселились в городе

 Гянджа. По приезду, при оформлении документов братья записали свои фамилии, как Камарли

 - на русском и Гамарли –на азербайджанском языке.

Один из братьев, Таги, решил найти убежище в соседней Турции.

Паша Камарли- человек необычайной доброты -обладал природным чувством юмора,

   всю свою жизнь прожил в Гяндже,  занимал должность на одном из

 предприятий имел большую семью-пятерых сыновей и двух дочерей.

 Адиль Гамарли(Камарли) переехал в Баку, где работал в музее им. Низами. Он был

творческим человеком, писал стихи в свободное от работы время, дружил с поэтом Самед

 Вургуном, часто приезжал из Баку в Гянджу навещать брата Али и Паша, к ним же

 присоединялся и Махмуд-младший брат.

Махмуд Гамарлинский (Камарли) получил назначение на преподавательскую работу в село

 Соютлу Кедабекского района, где обзавёлся семьёй и проработал педагогом до конца своей

 жизни.Все братья были очень дружны и свято чтили память своих родителей.

      Во время бегства от армянских погромов , они  выехали из

 Эривана на повозках. По пути взяли в свою повозку  бежавшего за ними следом

 подростка.На нём вместо одежды была мешковина с прорезями
 
для головы и рук.Он   выпрыгнув в окно из дома - спасаясь от ворвавшихся среди ночи

 армянских карателей, убивших его родителей.Это был отряд "Дашнаков"изгонявший мирных жителей из

 своих домов....По пути   Султан нашёл мешковину, надел на себя.

   По прошествии лет, после

 действительной службы в армии, Султан

 остался на сверхсрочную  военную службу, не забывал оказанное ему добро во

 время бегства от Армянских погромов... 

   В Гяндже, Али Гамарлинский был назначен преподавателем

русского языка в школу № 17,директором которой был знаменитый педагог

 Джавад-бек Рафибейли.

В ту пору молодое социалистическое государство, состоящее из 16 республик, в состав

 которых входила и Азербайджанская республика, объявило ликвидацию безграмотности одной

 из самых важных программ.  Али Гамарлинский и его друг Хидаят Эфендиев- необыкновенно

 обаятельный, обладающий искромётным юмором человек, часто вместе отправлялись по

деревням и селениям Азербайджана, проводили разъяснительные беседы среди населения,

 чтобы молодых людей из провинции родители направляли учиться в город. Из всех этих

 поездок они привозили множество весёлых историй, которые, с каждым разом, обрастали

 новыми деталями и забавными подробностями...

    Однажды они направились в очередную поездку по деревням на машине, развозящей мазут.

 Али  сел возле водителя, а Хидаят Эфендиев ,в модном в то время белом костюме из

 материала, именуемого народом «Чесунча» и в белой соломенной шляпе, пристроился

невероятным образом между прицепом с цистерной и кабиной. Али всё время высовывался

 из окна и спрашивал Хидаята:

- Ну как, тебе удобно там?!

Хидаят же,еле удерживаясь на ногах, отвечал с иронией:

- Как же! ОООчень удобно!!!

Они навсегда остались друзьями. Позднее Хидаят Эфендиев работал в Государственном
 
Университете, заведующим кафедрой журналистики. Он и профессор Азиз Алиев, знакомый с
 
Али Гамарлинским ещё с детства, со времён учёбы в Ереване, часто приезжали из Баку в
 
Гянджу к Али.  Из сохранившихся фотографий семейного архива видно, что  дружили

 семьями.На одной фотографии запечатлены Дети Азиза Алиева и Али  Гамарлинского.

  Это фото датировано 1932 годом.

Профессор Азиз Алиев был самым желанным и дорогим гостем в  семье Али

 Гамарлинского(Камарли).

 Ещё одним из близких друзей Али Гамарлинского был сосед по дому, также выпускник

 горийской семинарии, преподаватель русского языка, человек высокой культуры и

незаурядная личность - Исмаил Гаибов. Вместе они ездили во время отпусков на охоту,

часто играли в нарды...

     Но вернёмся немного назад.

Как следует из книги  профессора С.Шюкюрова - " Генче муаллимлеринин тарихинден"- в 1921

году с мая Али Гамарлинский был назначен заведующим РОНО Шамхорского района. Гянджинский

 Отдел народного образования, направил ему письменное уведомление о том, чтобы он

 поспешил приступить к своим обязанностям и письменно уведомил об этом ОНО Гянджи.

Однако, в Гяндже Али Гамарлинскиго в это время не было. Баку начала 30 годов  был

центром политических событий и творческих начинаний. Туда стремились те, кто надеялся

 найти работу,хотел реализовать себя как творческую личность , начать новую жизнь,

обещанную Октябрьской Революцией.

Али был интеллигентен и молод, не мог остаться равнодушным к интересным делам столичной

 молодёжи . В 1921 году он с творческой группой молодых и талантливых людей

организовывал Азербайджанский сатирический театр миниатюр, по примеру русского

 сатирического агитационного  театра.Руководил театром актёр Г.А.Аббасов. В составе

труппы были : Г.А.Аббасов,М.А.Алиев, А.М.Гамарлинский, А.Анатоллу, М.М.Кязимовский,

А.Мамедова, С.Гаджиев и др.

Репертуар состоял из одноактных пьес, написанных азербайджанскими драматургами. В

программу первых спектаклей вошла и пьесы  Али  Гамарлинского: «Ризаварчи», «Уста гамбар»,

 «Обжора», «Женитьба», «Бахлул Даненде». Музыкальным оформлением спектаклей занимались

Уз.Гаджибеков, А.Зейналлы. В театре работали художники А.Азимзаде, П.Чичконов,

 режиссёры А.Сухейли, С.Рухулла, Д.Г.Гутман.

Очевидно, что в этот период времени Али Гамарлинский реализовал себя как драматург и как

 актёр, играя вместе с другими, в собственных пьесах. Однако после того, как его пьесы

 были поставлены на сцене Бакинского свободного сатирического театра, он срочно

 возвращается в Гянджу и переезжает со своей семьёй в г.Шамхор. Там ему была предложена

 работа заведующего Отделом Народного Образования города, где Али Гамарлинский проработал до

 1925 года.В Гяндже(Кировабаде) Он преподавал русский язык и литературу в школе № 6, в педагогическом

училище, в школе № 2, в техникуме хлопководства и в других учебных заведениях. В

1931году, как специалист-профессионал Али Гамарлинский был приглашён в Азербайджанский

 Сельскохозяйственный институт на работу учёного секретаря и преподавателя русского

 языка. Одновременно он преподавал русский язык и литературу в средних школах по часовой

 оплате. С 1943 по 1952 дедушка был заведующим кафедрой русского языка в Кировабадском

Педагогическом институте. В 1947 окончил университет марксизма-ленинизма. Ему были

присвоены медали «Ветеран труда» и медаль «За доблестный труд в годы Великой

отечественной войны».

За годы работы в институте он подготовил несколько методических указаний, программ

 наглядных пособий для преподавания русского языка в национальных школах, в которых была

острая необходимость. Преподавая русский язык, Али Гамарлинский старался показать его

красоту и культуру, зародить в умах и сердцах своих учеников, любовь и уважение к этому

 языку. Ученики всегда с благодарностью вспоминали своего преподавателя, Они говорили,

что Али Гамарлинский был для них образцом культуры, порядочности, благородства и

воспитания.

Супруга Али Гамарлинского – Мунаввар, в 1921 году ,на базе знаний полученных

 в гимназии, закончила трех месячные педагогические курсы и приняла самое активное

участие в работе по ликвидации безграмотности, объявленной государством. Она всю свою

жизнь посвятила педагогической деятельности. Мунаввар Гамарлинская была первой
 
учительницей многих выдающихся людей Азербайджана.

 Азербайджанский композитор-Фикрета Амиров,  Академик Рагим Гусейнов, известный учёный в

 области шелководства, в своих выступлениях часто говорили, что любовь к   учению

 им привила  первая учительница - Мунаввар Гамарлинская. И таких людей было

 множество.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1954 года она была

 награждена орденом Ленина.

В 1922 году у четы Гамарлинских родилась дочь Закия, которая после окончания

медицинского института вышла замуж за Гасана Меликова, вернувшегося с Великой

Отечественной войны. Гасан Меликов получил образование в Азербайджанском

сельскохозяйственном институте на факультете агрономии виноделия.. Гасан всю свою жизнь проработал в системе

 министерства сельского хозяйства на руководящих должностях - директором совхоза № 12 в

 г.Губа, директором коньячного завода, табачной фабрики, завода по изготовлению пива.

 Как ветеран Великой Отечественной войны, он имел правительственные награды. Умер Гасан Меликов в 1989году.

Закия ханум -дочь Али  Гамарлинского- ветеран труда ,  работала врачом -

терапевтом вполиклинике № 8 города Баку. Сейчас она на пенсии.

В 1924 году у Минаввар и Али Гамарлинских родился сын - Фирудин. Али души не

 чаял в своих детях. Это были тяжёлые годы становления молодой социалистической

 республики,зарплаты были не высокие . Чтобы обеспечить семье достойное существование,

А.Гамарлинский преподавал в нескольких учебных заведениях. В 1925 году он перевёлся снова в

 город Гянджа, на должность директора в железнодорожную школу 2-ой степени, где наряду с

 административными обязанностями, преподавал. Азербайджан был одной из республик СССР и

 в школах существовали два сектора - азербайджанский и русский...9 июня1929 года,

 коллектив железнодорожной школы избрал его представителем местных

 советов 11 созыва. До 1939 года Али Гамарлинский был членом исполнительного комитета

города Гянджа. Однако материальное положение учителей в то время оставляло желать

 лучшего.
А. Гамарлинский преподавал в обоих секторах - в русском секторе вёл уроки

азербайджанского языка, в азербайджанском секторе - уроки русского языка.

 Его ученики  дают высокую оценку преподаванию Али Гамарлинским русского

языка. Так,

 академик Хусейн Ахмедов в газете «Гарби Азербайджан» от 8-15 февраля 2005

 года писал, что очень гордится тем, что его преподавателем русского

 языка, во время обучения в педагогическом училище был

 преподаватель Али Гамарлинский. Всем были известны  его высокая культура,приветливость ,

 готовность помочь в любых затруднениях. Двери дома преподавателя всегда были

 открыты своим студентам. Они часто приходили к нему- когда необходимо было

 подготовиться к семинарам.  В основном это были студенты из

провинции.Русское население можно было встретить только в городах. Али

 Гамарлинский в течение 40 лет преподавал русский язык в азербайджанских

 школах, приобщал своих учеников к русской культуре и литературе. В 1956 году его труд

 был оценен правительством– ему присвоили звание Заслуженного Учителя Республики.

Али  Гамарлинский никогда не оставался равнодушным к происходящему. В 1926 году после стихийного

 бедствия в Армении, в г. Ленинакан - втором по значению промышленном городе Армянской

 ССР, он перечислил часть своей заработной платы в фонд помощи пострадавшим. Тем

более, он не мог оставаться в стороне от трагедии в семье родных своей жены Мунаввар.

Два брата Мунаввар ханум были сосланы, как «враги народа». Супруги Гамарлинские помогали

им, как могли. Отправляли посылки, передавая их проводникам железной дороги, а те

 переправляли их дальше в Магадан и Караганду... Просто каким-то невероятным чудом, в это непростое время,братья

 Мунаввар Гамарлинской получали эти посылки в далёком  Магадане и Караганде, о чём извещали в своих

 письмах!
У Мунаввар ханум Гамарлинской было четыре брата – Али, Асаф , Музаффер, Ислам и две

сестры - Нушаферин и Латифа.

Старшая сестра - красавица Нушаферин Рагимова по мужу- работала врачом

 терапевтом, имела троих детей –Наджиба,Юлдуз и Искандер. Наджиба провела всё детство

возле своей тёти Минаввар,вместе с Закиёй и Фирудином--Мунаввар считала её своей второй

 дочерью.
Асаф Али-заде по профессии был актёром драм театра, работал заведующим клубом.

Музаффер Али-заде всю жизнь проработал преподавателем математики в средней школе.

Младший брат Ислам Алиханов - был единственным, кто не изменил свою фамилию на Али-заде.

 Он выучился в Ленинграде на юриста и работал в НКВД.... По доносу   он  как и  его старший брат,

 также высказавший недовольство в адрес правительства,

 были сосланы в Магадан как «враги народа».

 После реабилитации вернулся в Азербайджан, жил у сестры Мунаввар.

Но был уже раздавлен жизнью...Иногда, говорил о своей семье, о детях - Эльзе и Вадике

 оставленных в Магадане. Много читал. Впоследствии

переехал в Баку, где и был похоронен...

Старший из братьев   Мунаввар ханум- Али Гасан оглы Алиханов, окончил в Ленинграде

 Ветеринарную академию и привёз оттуда свою жену Соню.

 От этого брака родился сын Тамерлан. Али Гасан оглы Алиханов в документах писал

 свою фамилию, как Али-заде, чтоб не было придирок к«ханскому» происхождению.


 В 30-годах он работал заведующим кафедрой ветеринарии в

Азербайджанском сельскохозяйственном институте.

 По доносу « высказывания по адресу власти» был сослан в Караганду,

 куда за ним уехала и верная жена Соня, которой он был

признателен до конца своих дней. Али был оправдан в 1954 году и по приезду

 в Баку, сразу получил от государства квартиру и должность директора

 птицефабрики в Хырдалане- пригороде  Баку.

       Али Гамарлинский по натуре был жизнерадостным, общительным человеком. На свадьбах и

всевозможных торжествах он всегда был ведущим или как говорят сейчас - тамадой.

Однако,после смерти сына взгляд его живых глаз потускнел, и он редко улыбался...

       В  семье, в основном, культивировался русский язык.  Среди  книг Али .Гамарлинского были

 собрания сочинений Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Пушкина, Лермонтова,

энциклопедические и политические словари,  собрание сочинений Ленина, Сталина,

«Капитал» Маркса, много старинных книг с твёрдым знаком.

     После выхода на пенсию Али  Гамарлинский стал сильно скучать по работе. Ему не хватало

студенческой среды, преподавательской деятельности. Начались проблемы с сердцем.

Умер Али  Гамардинский в 1959 году... Похоронен на городском старинном кладбище.

Но, несмотря на годы, прошедшие со времён его преподавательской деятельности, по сей
 
день  помнят его - педагога, к которому можно было прийти домой,

поделиться проблемами в любой области жизни и получить поддержку.