Шелковый Путь в Центральной Азии Ч. 1

Заметки Географа
В период до Великого Шелкового пути, в ЦА регионе уже существовали древние караванные дороги. Они соединяли местные, локальные и субрегиональные, центры, друг с другом. Через этот регион проходили важные пути связывающие его с Персией, Индией, Семиречьем, Поволжьем, Южным Уралом и Сибирью. В период с 15 по 6 вв. до н.э.  в субрегиональных центрах и внутри ЦА региона (постсоветской частью – Средней Азией и Казахстаном) добывали кремний, бирюзу, олово, медь, серебро, золото, железо, свинец которые затем перевозили на Восток и Индию. В этот же период времени происходит интенсивное освоение горных районов ЦА, под земледельческие нужды. С середины 5 века до н.э. в районе гор Букантау вероятно приручали и разводили верблюдов (для торговли), эти данные получены на основе интерпретации петроглифов. Таким образом, через регион ЦА, в древности проходили торговые пути, которые связывали субрегиональные горно-рудные центры, районы земледелия и скотоводства, с другими культурными областями и регионами. Эти направления маршрутов пролегали в восточной и западной частях района.

Пути в период существования ВШП: Через территорию современного Узбекистана в древности  проходило несколько отрезков ВШП, в том числе и  «Северной дороги» соединенный с другими путями и ответвлениями. Благодаря которому ЦА имел экономические отношения с Китаем, Персией, Афганистаном, Индией, Арабистаном, Поволжьем, Северным Причерноморьем, Византией, опосредованно с Европой. По этому пути проникали шелковые ткани и бронзовые зеркала, из Китая в район Нижней Волги и Северное Причерноморье, район Нуратау же, служил транзитной зоной. В связи с изменением с политической обстановки в Центральной Азии и под влиянием климатических факторов направление путей менялось.  Так в 6 в. н.э. из-за торговых разногласий Согдийцев и сасанидского Ирана, произошло блокирование транзитной трассы, и новый путь был проложен через Сырдарью и северное Приаралье и далее по северной оконечности Каспия на Запад. 

Дороги в период после ВШП: Торговля  с 16 по начало 19 вв. ориентировалась больше уже на Китай,  Тибет, Персию, Индию и Россию. После середины 19 в. торговые связи больше тяготели к Китаю и  Индии (но уже в 1880-х гг. они значительно ослабели), а также Персии. Многие торговые связи с другими странами и субрегионами  постепенно сокращались и более тяготели к Персии были тесные торговые контакты (еще в 1916 г.) и Российской Империи (Троицк, Оренбург, Красноводск, Нижний Новгород). Этому благоприятствовала торговая политика Российской Империи, а также «постройка  Закаспийской железной дороги» . За период, после середины 19 века, торговая активность из Бухары, сместилась в Самарканд и Ташкент.  В период с середины 19 века ЦА регион попадает под политико-экономическое влияние Российской Империи.      

На основе проведенных исследований по истории развития торгово – культурных связей ЦА региона с остальными странами Евразийского и Африканского континентов можно утверждать что этот регион еще с древнейших времен был вовлечен в мировую торговлю. К тому же благодаря своему уникальному физико-географическому состоянию регион ЦА являлся одним из важнейших связующих звеньев мировой экономики как в региональном, так и континентальном плане. Изменения на мировых рынках, отражались и на региональных, так было в древности, так есть и в современности. Если где-то в трансграничных регионах с ЦА возникали различного рода политические или иные риски и угрозы, которые приводили к закрытию торговых маршрутов, то в ЦА тут же возникали новые обходные направления опасных регионов [1]. 

Великий шелковый путь, да и другие коммерческие торговые дороги оказали сильное культурное, кулинарное и политическое влияние на ЦА регион. На основе, которого еще долго потом разыгрывались различные геополитические игры мировых митрополий и региональных держав, в стиле «Большой Игры».

А как говорят некоторые политологи [3], что Великий Шелковый Путь – это современный Великий Энергетический Путь.         

Уместно заметить, что при проведении различных исследований, будь то изучение истории Великого шелкового пути или геополитических вопросов без исторического анализа не обойтись. Он необходим для понимания современных процессов и предвидение тенденций их развития. Пренебрежение этим анализом теоретически и практически разоружает исследователя. Для современных аналитических и перспективных разработок важно знать экономико-географический опыт торговых путей, городов: как они создавались, как складывалось и изменялось их экономико-географическое положение, как формировались зоны, транспортные сети, развязки, узлы и их инфраструктура. Знание прошлого позволяет лучше предвидеть тенденции, структуру, параметры будущего[2].

Если посмотреть на карту Шелкового Пути, то можно увидеть как многие вроде бы далекие на первый взгляд регионы, на самом деле достаточно близки. Кроме этого, видны ключевые узловые транспортные развязки, торгово-транспортные круги, на пересечении которых были крупнейшие торговые центры.

(конец 1 части) 

Используемая литература:

1. Vasil’ev P.A. (1947) Tadjikistan (Economical – Geographical Review. Stalinabad, pp. 10-11, 12. 13, 14.
2. Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. Москва. Мысль. 1987. с. 38.
3. Tolipov F. 2007. The Great Silk road or Great Game in Central Asia. p. 94.