Архитектор Троцкий

Роберт Тальсон
Для Алёны Сорокиной
Советский архитектор Ной Абрамович Троцкий жил и работал в сталинские времена будучи однофамильцем самого злостного врага народа. Разница состояла в том, что у Льва Бронштейна эта фамилия была псевдонимом, а архитектор получил  ее от рождения.
Троцкий родился в 1895 году в небогатой семье типографского работника и с детства решил стать архитектором.  Природная смекалка подсказала юному Ною, что эта профессия востребована и приносит доход. Он поступил сразу в два высших учебных заведения – Академию Художеств и Политехнический институт. Но случилась революция, и активное строительство в России остановилось. Даже самые знаменитые архитекторы остались без работы. Это было время так называемой бумажной архитектуры, когда художники, принявшие советскую власть, придумывали грандиозные проекты, чертежи которых до сих пор поражают воображение. Троцкий не увлекался фантастическими проектами воображаемых зданий, он нашел работу преподавателя на женских архитектурных курсах. Кроме высоких профессиональных качеств, в молодости Ной Абрамович отличался эффектной внешностью. Ученицы были от него в восторге. Когда на курсы поступили дочери высокопоставленного чиновника Якова Залихмана, они, стремясь помочь молодому архитектору,  познакомили Троцкого со своим отцом. В результате Ной Абрамович получил свой первый заказ – проект электростанции.
С этого момента карьера Троцкого пошла в гору. Он возглавляет строительство сразу четырех грандиозных зданий в Ленинграде. Это Василеостровский дворец культуры, Мясокомбинат, административное здание ОГПУ, позже прозванное «Большим Домом», а так же Кировский райсовет. Здания являются памятниками стиля конструктивизм.
Троцкий с блеском реализовал проекты именно в том виде, как хотел Сталин, и стал самым настоящим "придворным архитектором". Ему обеспечивают самый высокий уровень жизни и выделяют огромную студию в центре Ленинграда. Он живет и работает совершенно отстранившись от происходящий вокруг репрессий, игнорируя сообщения об арестах ближайших знакомых. Тем не менее, у него были свои принципы, которыми он не поступался. Советское правительство не раз просило Троцкого сменить фамилию на более благозвучную по тем временам, например Тронский. За это даже обещали назвать одну из улиц Ленинграда этой новой фамилией. Но архитектор не согласился.
В 1936 году Троцкому доверяют реализацию самого грандиозного пректа  – Дома советов на Московском проспекте. Местом была выбрана тогдашняя окраина Ленинграда, куда правительство собиралось перенести центр города. Это должен быть дом-город, с роскошными кабинетами по двести квадратных метров, внутренними детскими садами для детей членов правительства, театрами и специальными кухнями для спецпитания. Строительство было закончено в 1941 году уже после смерти архитектора Троцкого. Ной Абрамович умер на пике своей карьеры, не перенеся заурядную операцию.
Началась война, и из всего огромного архитектурного комплекса пригодились только бомбоубежища. Отсюда маршал Говоров руководил обороной Ленинграда.
После войны здание так и не стало использоваться, как Дом советов. Члены правительства предпочли старый добрый Смольный. В доме на Московском проспекте расположились различные научные институты, а сейчас помещения сдаются под офисы. С недавних пор в летние месяцы перед бывшим Домом советов рядом с выходом из метро Московская работают роскошные фонтаны.
В любом случае, можно заключить, что в самые страшные годы сталинских репрессий архитектор Троцкий прожил счастливую творческую жизнь.