Мой Фредерик Шопен

Корреспондент
1 марта 1810 года родился  Фредерик Шопен.
Шопен - композиторов, сочинявший практически только для фортепиано. В собрании его сочинений нет опер,  симфоний, увертюр, но его многочисленные фортепианное творчество   - мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее  - раскрывают буквальное значение слова «рояль» -  Из франц. rоуаl  "рояль " собственно, "королевский, императорский" (Хайзе 764).

Кто в  кружева  вспенённые Шопена,
Благоуханные, не погружал
Своей души? Кто  слаже не дрожал,
Когда кипит в отливе лунном пена?
(Игорь Северянин)

С  рассказом о моем  Шопене опоздала. Это бы надо было написать еще в феврале.
Фридерик  Шопен родился       1 марта 1810 года, в Польше (Желязова  Воля). 
Не сомневаюсь, что имя «Шопен» известно  всем.  Третья часть второй сонаты Шопена - траурный марш.  Впервые самое популярное  его сочинение прозвучало  на  его  похоронах .
В 1816-1822 учился  игре на фортепиано у  Войцеха Живного  (1756-1842), чье преподавание основывалось на музыке Иоганна Себастьяна Баха и венских классиков.
В 1823 году он поступил в Варшавский лицей и вскоре опубликовал свой первый опус — Рондо     c-moll (1825). В 1826-1829 годах Шопен учился в классе Эльснера  в варшавской Главной школе музыки. К этому периоду относятся Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром соч. 2, Первая соната соч. 4 и ряд пьес.
В 1829 и 1831 годах Фридерик  Шопен с успехом концертировал в Вене. Тогда же композитор и музыкальный критик Роберт  Шуман восторженно отозвался о нем в печати  «Шапки долой, господа, перед  вами гений!».   
***
Я уж не помню,  сколько мне было лет, когда впервые я  услышала то, что потом стало для меня носить  имя Фридерик Шопен.   Моя мама  часто играла этюд  – она им «разыгрывалась» перед  тем, как выходить на сцену.  Потом и я попробовала  играть  его.  Не понравилось! Лучше получались вальсы и ноктюрны. Полонезы  тоже играла,   даже в училищном  концерте участвовала  с одним,  но…    Потом я этот Полонез  разлюбила.  Узнала, что он называется «Траурный».
В короткой жизни Шопена было множество ярких встреч.  Он был знаком с Листом,  Берлиозом, Беллини, Гюго, Мюссе, поддерживал отношения со многими поляками, в том числе с Мицкевичем, в последние годы сблизился с Делакруа. О его девятилетнем романе с писательницей Жорж Санд  ходило бесчисленное количество сплетен
В 2010 Шопену 200 лет. И это самый удивительный факт. Для меня Шопен тонкий, поэтичный и очень непростой для игры на фортепиано. Чем же так сложен, так удивителен этот вечно молодой композитор? 
Я спросила брата  что для него Шопен?  Какой он?  Он ответил, что Шопен ухитрился использовать в своей музыке  все клавиши рояля. Вся клавиатура. Посчитайте на досуге клавиши на фортепиано. Их  много – черных и белых!
Полная фортепианная клавиатура охватывает семь с четвертью октав, таким образом, количество клавиш, на которых играют пианисты, равно 88...
Я задумалась. И решила, что брат прав. Но недавно пришла на концерт. И вдруг во время исполнения  4-х этюдов почему-то захотелось включить в телефоне секундомер. Включила.   Дома  взяла с пианино  ноты,  нашла в Интернете  запись  Беллы Давидович. ..
И стало понятно, что тот пианист – очень современный из молодых и уже очень именитый просто «пробежал»   этюдами от  Шопена с Олимпийским рекордом стометровку.  А потом нашла старенький метроном и под него, наконец, выяснила с какой скоростью рекомендовано играть Шопена по мнению  Падеревского. (Мой нотный сборник под  его редакцией)
И еще вспомнила  слова Эмиля Гилельса, который говорил, что, действительно ,скорость в игре имеет свой предел, иначе ухо человеческое перестает воспринимать и различать фактуру.
Вроде бы Лист установил, что при скорости выше 22 нот в секунду их высота уже перестает прослушиваться по отдельности. Кстати, при запредельной  скорости я уже сомневаюсь, что пианист  и  сам успевает  услышать каждый звук  и успевает взять каждую ноту; возможно, он отдаёт себе отчёт в них лишь  postfactum,  в момент взятия о том, что взятие состоялось, думать некогда...  На сверхзвуковых (буквально) скоростях уменьшается мера информации, которую пьеса может донести до слушателя  произведения,  сглаживается, становится менее интересной.
И дело еще в том,  что на шопеновски-листовских инструментах механизм двойной репетиции работал не так быстро, как на современных, клавиатура была значительно туже, поэтому, и скоростные возможности не те, что в 21-м веке. Хорошая двойная репетиция предполагает не только возможность быстро повторять ту же ноту, но и быстрейшую отдачу, то есть скорейший возврат молоточка. Играя на старых инструментах, медленный возврат клавиши также задерживал пальцы, поэтому он мешал быстро переходить к следующей клавише.
И еще про Шопена
Шопен был настоящим новатором, часто отходил  от классических правил и норм. Он создал новый музыкальный  язык и открыл формы, которые вместили новое  содержание. Его эмоциональные, исполненные нежности и грусти, страсти и отчаяния сочинения трудно не узнать, услышав снова.    Недаром  Ференц  Лист испытывал, по его словам, «чувство восхищения, трепета, робости, которое охватывает сердце вблизи сверхъестественных существ, кого не можешь разгадать, понять, обнять...» .

Почти вся музыка Фридерика   Шопена предназначена для фортепиано  (за исключением  Сонаты для виолончели и фортепиано и  песен на стихи польских поэтов).
По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Мне представляется, что он  сочинял, играя,  и не все свои  озарения  смог  зафиксировать в нотах.
Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25.1): «Это не столько этюд, сколько поэма», можно отнести  ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов, полонезов и баллад. Борис Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество «орудием познания всякой жизни».

Фортепиано  –  это Шопен.