ТРИ ДНЯ В ДИ СИ

Марина Слоэн
                Из писем к друзьям.
                Об открытиях, ощущениях,
                понятом и не принятом.
                2007 год.


               

                Привет, мои близкие и далекие!

Решила написать одно большое письмо, потому что делиться впечатлениями много-много раз сложно: острота восприятия пропадает.  Потому, не обессудьте...
 Мы только что вернулись из Вашингтона. И пожалуй, по настоящему серьезно, я впервые сказала себе:" Так вот ты какая, Америка!"  Но все по-порядку...
Вылетали рано утром, т.к. это позволяет экономить порядка сотни долларов, потому решили не поспать в надежде отдохнуть в самолете. Наивные!   Самолет от Мемфиса до Чикаго напоминал подстреленного воробья, который как бы еще летел,  но уже падал. Крошечная свистулька с узкими проходами и жесткими креслами каждую воздушную яму почитала, как родную,а пассажирам оставалось только молиться...Тем не менее, это называлось красиво  - "Аmerican Airline", ну, что ж...В Штатах воздушный транспорт - самый популярный и довольно дешевый вид передвижения, что-то вроде воздушных трамваев, которых на всех не напасешься!  Приземлились по-рядовому, скучно и - никаких аплодисментов! А мне очень хотелось, потому  как  думала- не сядем! Чикаго встретил длинным туннелем аэропорта, серым и громадным, жутковатым  даже: вспомнились  мафизные разборки голливудских вестернов. Быстренько просветились в кабине и - босичком к терминалу. Самолет на Вашингтон показался космическим кораблем после пережитого потрясения,  довольно большой, просторный и комфортный, и я сразу уснула. Очнулась от возгласа:  "Пентагон!"  Посмотрела спросонья на землю, ничего не увидела, город как город...
Гостиница у нас была забронирована , и мы воспользовались метро. И вот тут-то я окунулась в  свою стихию города: бегущие люди, осмысленные взгляды, одетые не только в джинсы женщины и...очень много цветного населения, пожалуй, больше, чем белых. На входе в метро к нам бросился дежурный, увидев, что мы замешкались. Принцип метро кардинально другой : стоимость билета зависит от расстояния, существуют разовые и проездные билеты на все виды транспорта. Билеты дешевые, довольно большое расстояние мы преодолели за 2,5 доллара, метро неглубокое, поезд постоянно выезжает на поверхность, внутри дизайн крайне прост. Приятели сразу вспомнили архитектурные изыски московского метро, которое впечатляет иностранцев. А в метро здесь совершенно не читают, впрочем, не только в метро...
С  двумя  сумками наперевес мы вдохновенно бежали к  отелю, успокоенные заверениями дежурного, что это всего...5 минут от метро.  Дежурный явно слукавил, видимо, ему не хотелось присылать машину за нами, хотя это  входило в оплату . Мы бежали и бежали, а гостиницы не было видно и...первый, приятный сюрприз : останавливается леди на шикарном авто  и предлагает подвезти. Мы, конечно, прыгаем в машину, разговариваем, интересуемся, кто откуда.  Акцент моих приятелей выдает  южан, это и я слышу, а вот со мной сложнее.... Восторгу леди нет предела, когда узнает, что я из России. Сразу и у нее находится кто-то там знакомый, расстаемся почти друзьями, а деньги предлагать за такого рода услугу, как подвезти,  неудобно, вдруг - обидишь. Чужая страна,  другие нравы. Впервые подумалось: как тесно, уютно и...провинциально в столице Америки, какое южное гостеприимство. В гостинице, несмотря на то, что три звездочки, довольно комфортно для короткой передышки: бассейн, ежедневная смена белья, холодильник, кофе и завтраки.
Передыхаем час и - прямиком в центр, к Моллу...
Вашингтон подразделяется на две части - Смитсоновский  Комплекс ,  напоминающий огромную зеленую аллею, вдоль которой сосредоточены  музеи, выставочные залы, театры и жилую часть, расположенную вокруг . Начинается бизнес-центр с Капитолия и заканчивается Мемориалом Линкольна. Первое впечатление потрясающее: такое громадное количество культурных памятников, и все в одном месте! Удобно то, что практически у многих кульурных центров останавливается метро. Мы начали путешествие с посещения Капитолия, правительственного здания изумительной красоты, где заседают Сенат и Палата Представителей Америки, здесь пишутся законы страны и происходит введение в должность Президента. Попали в Капитолий довольно легко. Особенность Смитсоновского центра в том, что билеты везде бесплатные.  По завещанию Джеймса Смитсона, английского миллионера, химика и минеролога, вложившего средства в открытие Центра культуры и знаний , каковым является Молл, вход для посетителей должен быть бесплатным. Правительство Штатов забирает определенную часть налогов с граждан на содержание музеев и научных центров. Каково же было мое удивление, когда я услышала от своих американских спутников оригинальный ответ на мой вопрос:" Кому принадлежит Молл?!"  "Мне, и тебе, и Дэвису, и всем нам, потому что мы платим налоги!" Так ответил Джимми, наш друг. С пафосом, как мне показалось, но искренне и с гордостью. А я подумала, что немного завидую его патриотизму,  смогла бы я сказать, что мне принадлежит...Красная Площадь или Храм Василия Блаженного?!
Нам показали три великолепных зала  Капитолия, которые поражают красотой и величием. Но более всего изумляет атмосфера внутри , ведь это рабочее здание. Джимми постоянно теребил меня: "Вон, пошел сенатор такой-то, а вот другой!"  Если бы я их знала!  На фоне потока туристов правительство работает!
Но для меня, пожалуй, апофегеем демократии послужила сценка из жизни, подсмотренная в Ротонде-церемониальном центре, где принимают глав государств и проводятся торжественные мероприятия. На мозаичном полу, в окружении толпы туристов, гидов и сенаторов, бегущих по своим делам из кабинетов в кабинет, чернокожий отец деловито менял подгузник своему сыну, а рядом стояла белокожая мама, придерживающая рукой коляску, одежду и бутылочку ребенка. Это были туристы, путешествующие с тремя детьми!  Я стояла изумленная, открыв рот, пытаясь представить невообразимое: как в Москве,  Кремле или Дворце Съездов, смотрелась бы подобная сцена?!
Накупив сувениров, мы отправились дальше по аллее, совсем рядышком находился Ботанический Сад. Мне сразу захотелось остаться в нем жить! Потому как на фоне 35-ти градусной жары снаружи, это место казалось оазисом! Громадные бабочки, разноцветные птицы, тропические растения, диковенные цветы,- все это благоухало, порхало, чирикало. Брызги фонтанов освежали , умиротворяли, я даже нашла креветочное дерево, оно было настолько реально-похожее в цветении на сваренные креветки, что вспомнилаось  о  ланче... Но впереди ожидала Национальная Галлерея Искусства, где я мечтала увидеть Матисса и Пикассо. Мужская половина нашей компании застонала от избытка впечатлений и жары, решив "пересидеть"  великих мастеров живописи в кафе с освежающими напитками, а мы с Джулией резвыми козочками поскакали к музею.
Вся Галлерея очень большая, здесь можно ходить неделю, я побоялась "завязнуть" и целенаправленно выбрала западное крыло.  Нигде  не видела такого большого зала Пикассо, долго смотрела на "Обнаженную Женщину", пытаясь найти руки, ноги, голову...Но Пикассо, сами понимаете, непредсказуем, особенно, в отношении женщин, он наслаждается отдельными частями тела. Я , например, увидела глаза, губы, лица. А сбежавший из кафэ Джимми, естественно, грудь, ноги и т.д. А вот американский зал живописи как-то не вдохновил, хотя Хомэр, Джордж Беллоуз и Томас Дэвинг были хороши!
Завершением первого дня  оказался  для нас  Национальный авиационно-космический музей.
Я тут же отыскала советскую ракету и зал Циоковского. Увидели капсулу , облетевшую мир, но испытать на себе гравитацию в специальной барокамере я не решилась...Голова и так кружилась от обилия впечатлений!  А вот на 3D фильм "Прогулка по Луне" мы отправились с удовольствием, обожаю трехмерные фильмы. Вернулись в гостиницу в полночь и упали замертво...до следующего дня...
                Утром мы поехали в Музей Холокоста.  Были проинформированы заранее, что туристы занимают очередь задолго до открытия, так как количество билетов ограничено. И правда, довольно длинная линия  тянулась к входу, и это было непривычно: очередь можно встретить в Америке разве, что на следующий день после Дня Благодарения в супермаркете, на утренней распродаже. А здесь люди стояли увидеть смерть в концентрационных лагерях во время войны.... Музей напоминал огромный, затемненный бункер со множеством залов.  На входе надпись : "Подумай о том, что ты увидел." Безусловно, после Аушвица в Польше, где мы были три года назад, впечатления Холокоста слабее, как бы вторично. Американский музей основан более на фотодокументах и на присланных из Польши вещественных доказательствах.  Помню, как в Аушвице я ощущала бегающие мурашки по спине от увиденных печей и вагона волос  узников лагеря. Это потрясало и рождало непомерную скорбь. Но уже то, что этот музей в Штатах  создан, заслуживает уважения. Отдельные залы с указанием;  вот эти лагеря освобождены советскими войсками, эти- британскими, те- американскими. Врезалась в память последняя надпись   узника  нацистских  концлагерей, Пастора Мартина Нимеллера : " Сначала они пришли за евреями. Я молчал : я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал : я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал :я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого вокруг, чтобы замолвить за меня слово.  Как верно! И не только для войны. В Холокосте провели полдня, он огромный, а вечером нас ждал Шекспировский Фестиваль, потому решили ограничиться быстрой пробежкой к Белому Дому и в Смитсоновский Костел. Дом Президента сверкал на фоне брызгающего фонтанчика, а по крыше разгуливали автоматчики, идти на экскурсию вовнутрь как-то расхотелось, и мы обрадованно вздохнули, что билеты нужно брать задо-о-олго по интернету. Немного пофотографировались, махнули Бушу рукой , он как раз вылетал на своем вертолете осматривать город в процессе подготовки к празднику. Ну, и вертолет нам махнул крылом тоже... А меня больше заинтересовала женщина без возраста, сидящая аккурат напротив Белого Дома. Она была неопрятная, грязная,  испепеленная  солнцем, окруженная такими же бесцветными плакатами с изображением обезображенных детей. Оказалось, женщина выступает с проестом против распространения ядерного оружия и сидит на площади...26! лет!!! То, есть, большую часть своей жизни! Ядерное оружие производится, применяется, наращивается, а она...сидит! Воистину, велика Идея!  А вообще, именно в Вашингтоне, я ощутила работу мозгов нации. Если на юге американцы как-то втихаря обсуждают проблемы войны, в основном, по поводу растущих цен на бензин, а на собственные машины с гордостью вешают желтую ленточку, означающую, что кто-то из родственников на войне или в армии, то в столице я видела в окнах надписи: '' Вон из Ирака!"  И в самый торжественный праздник, День Памяти, когда по телевизору, на всех каналах, муссировалась навязчиво  патриотическая тема, матери погибших на войне сыновей вышли на свою демонстрацию с плакатами :" Мой сын погиб за ничто!" Ну, это уже другая тема...
       Веселенькая история приключилась в Костеле. Русская  речь  была слышна  частенько в столице, ощущение, что мы пробрались и расползлись по всему миру, во все уголки. Но в святом месте церкви пришлось вспомнить, почему нас  за границей не любят, и стало стыдно за соотечественников. За столиком сидели молодые и не очень русские туристы и, разгоряченные винчишком и пивком, общались на родном языке, вернее, оживленно орали, перебивая друг друга. А потом...запели :" А нам все равно!" Да, и взаправду было похоже, что все равно...
Второй день закончился на премьере Шекспировского спектакля с довольно вольной интерпретацией. Когда на  сцену выехали на мотоциклах грудастые, обтянутые стрейчевыми, блестящими комбинезонами девахи и стали употреблять дворовый, явно не шекспировский сленг, мне как-то взгрустнулось и поскучнело. Я открыла програмку на июнь: на меня печально смотрел белокурый парнишка в смокинге, смахивающий на гея, с надписью :"Гамлет". Похоже, у американцев свой Шекспир, которого мы не знаем. Со спектакля я ушла.

Наступил последний день нашего пребывания в столице. Для того, чтобы понять, почему мы предпочли Национальный Собор другим памятникам культуры, необходимо разъяснить ситуацию. В нашем южном городке мы связаны со старо-англиканской церковью Епископелия, более всего близкую по внешним признакам к  ортодоксу, на фоне засилия баптистских церквей.Когда мы переехали, в новой церкви встретили  изумительного священника: около  60 лет, необычайно артистичного , с мягким голосом и чистейшим английским, не американским сленгом, а очень красивым, литературным языком. Его проповеди отличались внешней простотой , но в то же время, глубиной и доходчивостью, видно было, что человек он неординарный. Общаться с ним было легко, к тому же, он отличался особенным, утонченным чувством юмора. Через месяц  узнали, что его производят в сан Бишепа, это довольно высокий уровень,он уезжает в Вирджинию и нас покидает. Его ординация-посвящение совпало как раз со временем   посещения Вашингтона. Это  было бы великой удачей - увидеть красивейший обряд в самом знаменитом Храме  Церкви Епископелия. Для того, чтобы понять еще одну особенность страны, нужно дополнить, что в Америке в церковь ходят, как на великий праздник: в лучших костюмах и платьях. Надежды на то, что мы попадем на ординацию, не было никакой.  На эту церемонию выдавались специальные приглашения задолго, соответственно, и проблема соответствующего  дресс-кода отпала автоматически. Потому, с легким сердцем, мы отправились в Собор как туристы, в шортах и футболках, не ведая, что именно в этот день состоится таинственный обряд посвящения нашего Шенона. По дороге в Храм заплутали, кружили вокруг одной улицы, а купол Собора оставался вдали. И вот тут, на нашем горизонте, появился еще один образец столичного гостеприимства в лице милой горожанки лет 60-ти, которая пробегалась спортивной трусцой по тротуару и любезно указала нам дорогу, правда, как мне показалось, не очень уверенно... И мы помчались!  Джимми уверенно сворачивал налево, а мне опять казалось , что мы кружим и вдруг... Сзади кто-то бежит, догоняет , оборачиваемся, наша леди, запыхавшись, пытается нас догнать и говорит следующее: "  По ошибке я указала неверный путь и, если вы мне поверите, я приведу вас прямо к собору, извините!"  Это она бежала кварталов пять в надежде отыскать нас! Как мы могли ей не поверить?! И  юная путеводная звезда помчалась вперед, за ней - я, а замыкали эту церемонию взмокшие  Джимми с Джулией. Леди и взаправду вывела нас к Собору, велика сила спорта! И вот тут, увидев Храм, я охнула и присела! Такого величия  готики я не видела никогда! По силе эмоционального воздействия с этим может сравниться разве что Спас на Крови, созданный в ином архитектурном стиле, конечно! Пока я охала и щелкала камерой, друзья помчались к входу, откуда силы взялись?!  Дежурная   леди в дверях, оглядев наши распаренные, красные, взмокшие лица и спортивно-прогулочную одежду, подозрительно поинтересовалась о наличии приглашений, которых у нас не было. Все понуро молчали, а меня "понесло"! Я трындычала о великой любви к Шенону, который из нашего города, и какой тяжелый путь мы преодолели в надежде увидеть такое замечательное событие и поддержать нашего священника, и как мы его любим! Чудо свершилось! Нам вручили входные билеты, мы попали на церемонию, и все было, как в сказочном сне. Епископы всех штатов Америки и Президент Церкви Епископелия-женщина, читающая проповедь низким, обволакивающим, мистическим голосом.  Кстати, наличие женщины -президента церкви, впервые в истории, вокруг этого до сих пор много споров. А она сидит себе королевой, одна среди мужчин и прекрасно себя чувствует! Шенон был на высоте, только утомленный вид выдавал волнение и долгую подготовку к церемонии. Великолепный орган, хор, блеск мозаики, таинство обряда... Потрясающее впечатление на всю жизнь! После посвящения  набралась наглости и встала в линию желающих поздравить нового Бишепа . Меня окружали  джентльмены и леди  в костюмах и вечерних платьях, а я стыдливо прикрывала програмкой голые ноги. Взгляд священника был уставшим смертельно, он смотрел на эту бесконечную линию , и ... увидел меня. Минуя первых в очереди, подошел,  обнял и  поблагодарил за присутствие. Я была  ошеломлена! Краем глаза увидела, с каким недоумением смотрят на меня другие люди  в очереди. Я не знаю, как назвать его поступок. Возможно, это зовется человечностью , но подобный опыт общения с людьми такой духовной высоты я не забуду никогда.
       Остаток последнего дня мы провели в Национальном зоопарке, очень хотелось увидеть панду, редкого зверька, который обитает только в 4-х зоопарках мира. Панда спала, повернувшись к посетителям мягким местом, а детеныш уплетал тростник, забавно! Бросилось в глаза отличие их зоопарка:  животные выглядят ухоженными , вполне свободными. Для них построены огромные вольеры с бассейнами, горами и  т.д. Ну, а вечером решили отметить в японском ресторанчике завершение путешествия. Мы сидели на ковриках и, глядя, как официант ползает на коленях, в прямом смысле, обслуживая нас, я в сотый раз упрекала себя, что пора бы научиться есть палочками, а не пялиться на этого изумительного, громадного, зажаренного краба, от взгляда на которого текут слюньки, а я беспомощно сижу и не знаю, как к нему подступиться.
       Когда улетали, попали в грозу и сидели в самолете в Сент-Луисе, пережидая шторм. Я думала, думала , было грустно...Не хотелось возвращаться. Странные мысли блуждали. В  Вашингтоне я чувствовала себя почти...как дома! Не было такого сильного ощущения чужой страны. Безусловно, больше организации, продуманности, цивилизованного обращения к человеку, чем у нас, но было так же привычно видеть шумные улицы, озабоченных людей, снующих туристов и переполненные музеи, выставки, театры. Вероятно, это мой город , я хотела бы здесь жить... Увидим...
       И в заключении , пару веселых наблюдений. В Ди СИ я практически не видела толстых людей, все подтянуты и спортивны, не только ездят, но и бегают, ходят, двигаются. На порожках официального здания, в бизнес-центре, увидела белку, сидела себе с орехом за щекой! Вокруг шум, гам, автобусы, трамваи, люди, никто ее не трогает, она и сидит.. Рядом с нашим отелем, в студенческом городке, была территория жилых домов, довольно оживленная. Когда   возвращались в гостиницу, нас встречал рокун, лесной зверек, а дикие зайцы,  просто нахально, не торопясь, переходили дорогу, и машины на оживленной магистрале останавливались, уступая дорогу животным. Чудеса непуганые!  Все-таки, Green Peace -  мощная организация!

                На этой светлой ноте и заканчиваю.
     Если вам понравились мои описания, ответьте, бессовестные, черкните пару строк!
  Всех люблю, помню, скучаю...
Я.