Когда тебе - рады...

Виа Комбуста
Майе Басовой и Доре Карельштейн - в продолжение дискуссии о нигерийских иммигрантах

Случайно я обратила на них внимание у овощей и фруктов – он аккуратно закладывал в корзинку только бюджетые продукты – все в огромных упаковках и с огромной же скидкой – пакет картошки кило на 6, морковки – тоже как-то многовато, яблоки, лук – всё самое простое, всё только дешёвое. Был он неуклюж и немного не уверен в движениях, да и выглядел довольно странно – не то колумбиец, не то перуанец. Одет очень просто, на грани нищеты – но чисто. При всём том, что он был в полушаге от состояния жалкого – шага он этого так и не сделал, и на его странном, тёмном лице горели глаза человека измученного, много повидавшего и всего понемногу хлебнувшего – но все ещё – человека гордого!
А рядом был пацанёнок лет шести-семи... мордочка тоже смуглая, глазищи огромные, смышлёные, шкодные - вот он не испытывал никакого дискомфорта в напяленной как-то криво большущей куртке!
Потом я потеряла их из вида – но на кассе мы опять оказались по соседству. Колумбиец не много прибавил к своим овощным закупкам – опять же бюджетное молоко и яйца в коробе на 30 персон.
Только одно приобретение не соответствовало рангу «дешевле не бывает» – банка с ореховым кремом. И от вида этой банки – как единственного отступления от строжайшей экономии, очевидно вызванной никакой не жадностью, а тяжеленными жизненными обстоятельствами – у меня на глаза навернулись слёзы.
Мальчишка егозил  рядом с папой, дёргая его за рукав и прыгая, как и положено пацану его возраста, крутил головой по сторонам, любопытным, чуть раскосым глазом изучая окрестности – и зацепился взглядом за меня. Идиотское желание кинуться и запихать в их корзинку пару шоколадок я смогла задавить, но мне просто необходимо было что-то для них сделать, а что? Не дай бог оскорбить...
И я улыбнулась малышу – той самой улыбкой, которой я улыбаюсь Михе, когда ему тревожно, улыбнулась не губами, не глазами – душой, которая всегда готова отогреть ребёнка, особенно – если ему нелегко...
И в ответ мне полетело маленькое солнышко, брызнул яркий свет из его глаз, в доверчивой улыбке было простое детское счастье – вот она, банка с кремом, и все вокруг радуются!


Я не знаю, откуда они приехали, какая беда привела их сюда. Но мне хорошо от мысли, что этот мальчишка не должен жить в домике из упаковки от холодильника пополам со ржавыми листами железа,  голодный и грязный, в трущобах, где очень скоро он научился бы суровым волчьим законам выживания... что отец его нашёл в себе силы изменить и свою жизнь, и дать шанс на будущее ребёнку – в мире, где не обязательно продавать наркотики и оружие, чтобе не сдохнуть с голоду...
Что малыш пойдет в школу – бесплатную, отличную школу, и никто не будет его ни дразнить, ни унижать... и выбор – как жить, кем быть – всегда будет его выбором, а не приказом откуда-то сбоку.
Со временем я узнаю, кто они и откуда – в нашей деревне не так много народа – и смогу сделать для мальчугана что-нибудь более важное – хотя... может, как раз это ему и нужно – знать, что тебе здесь – рады...

Courtepin
Switzerland
2010