Про Шопена. Короткая версия

Корреспондент
1 марта 1810 года родился  Фредерик Шопен.
Шопен - композиторов, сочинявший практически только для фортепиано. В собрании его сочинений нет опер,  симфоний, увертюр, но его многочисленные фортепианное творчество   - мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее  - раскрывают буквальное значение слова «рояль» -  Из франц. rоуаl  "рояль " собственно, "королевский, императорский" (Хайзе 764).

Кто в  кружева  вспенённые Шопена,
Благоуханные, не погружал
Своей души? Кто  слаже не дрожал,
Когда кипит в отливе лунном пена?
(Игорь Северянин)

С  рассказом о моем  Шопене опоздала. Это бы надо было написать еще в феврале.
Фридерик  Шопен родился       1 марта 1810 года, в Польше (Желязова  Воля). 
Не сомневаюсь, что имя «Шопен» известно  всем.  Третья часть второй сонаты Шопена - траурный марш.  Впервые самое популярное  его сочинение прозвучало  на  его  похоронах .
Композитор и музыкальный критик Роберт  Шуман восторженно отозвался о нем в печати  «Шапки долой, господа, перед  вами гений!».   
***
Я уж не помню,  сколько мне было лет, когда впервые я  услышала то, что потом стало для меня носить  имя Фридерик Шопен.   Моя мама  часто играла этюд  – она им «разыгрывалась» . Потом и я попробовала  играть  его.  Не понравилось! Лучше получались вальсы и ноктюрны. Полонезы  тоже играла,   даже в училищном  концерте участвовала  с одним,  но…    Потом я этот Полонез  разлюбила.  Узнала, что он называется «Траурный».
Для меня Шопен тонкий, поэтичный и очень непростой для игры на фортепиано. Чем же так сложен, так удивителен этот вечно молодой композитор? 
Я спросила брата  что для него Шопен?  Какой он?  Он ответил: «Шопен ухитрился использовать в своей музыке  все клавиши рояля». 
Их  много – черных и белых! Я задумалась. И решила, что брат прав.
И  вот недавно пришла на концерт. И вдруг во время исполнения  4-х этюдов молодым, но уже очень именитым музыкантом,  почему-то захотелось включить в телефоне секундомер.
Включила. 
И стало понятно, что   он «пробежал»   этюдами от  Шопена с Олимпийским рекордом стометровку. 

 Дома  взяла с пианино  ноты,  нашла в Интернете  запись  пианистки  Беллы Давидович. ..  Слушаю и слышу  -  Другая музыка! И это моя Музыка! Такая была у мамы!
А потом нашла старенький метроном и под него, наконец, выяснила с какой скоростью рекомендовано играть  Шопена по мнению  Падеревского. (Мой нотный сборник под  его редакцией)
И еще вспомнила  слова Эмиля Гилельса, который говорил, что, действительно ,скорость в игре имеет свой предел, иначе ухо человеческое перестает воспринимать и различать фактуру.
Вроде бы Лист установил, что при скорости выше 22 нот в секунду их высота уже перестает прослушиваться по отдельности. 
Кстати, при запредельной  скорости я уже сомневаюсь, что пианист  и  сам успевает  услышать каждый звук  и успевает взять каждую ноту.  О  том, что «взятие»  состоялось, думать некогда...  На сверхзвуковых (буквально) скоростях уменьшается мера информации, которую пьеса может донести до слушателя ..
И еще о Шопене
Он был настоящим новатором, часто отходил  от классических правил и норм. Он создал новый музыкальный  язык и открыл формы, которые вместили новое  содержание. Его исполненные нежности и грусти, страсти и отчаяния сочинения трудно не узнать, услышав снова.    Недаром  Ференц  Лист испытывал, по его словам, «чувство восхищения, трепета, робости, которое охватывает сердце вблизи сверхъестественных существ, кого не можешь разгадать, понять…» .

Почти вся музыка Фридерика   Шопена предназначена для фортепиано  (за исключением  Сонаты для виолончели и фортепиано и  песен на стихи польских поэтов).
По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Мне представляется, что он  сочинял, играя,  и не все свои  озарения  смог  зафиксировать в нотах.
Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25.1): «Это не столько этюд, сколько поэма», можно отнести  ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов, полонезов и баллад. Борис Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество «орудием познания всякой жизни».

Фортепиано  –  это Фридерик Шопен.